Представляем вашему вниманию новую книгу кандидата педагогических наук, Заслуженного учителя РФ, профессора кафедры педагогики и психологии Смоленского областного института развития образования "Сельская школа Смоленщины. Становление и развитие".
В предлагаемом издании представлена история становления, и развития образования в сельской местности на Смоленщине с начала XIX века и до наших дней. В нём отражены результаты многолетних исследований автора по рассматриваемой проблеме. Документы и фотографии дают представление о педагогах, учёных, государственных деятелях, меценатах, социальных институтах благодаря которым сохраняется и развивается сельская школа. Предназначено для педагогов, руководителей общеобразовательных организаций, органов управления образованием, студентам педагогических учебных учреждений, всем, кого волнует судьба села и сельских детей.
Рецензенты:
Наибольшую ценность в ходе работы над проблемой составили материалы Государственного архива Смоленской области и Смоленской областной универсальной научной библиотеки им. А. Т. Твардовского. Обилие отчетной документации, деловой переписки, делопроизводственных материалов, хранящихся в фондах данного архива и библиотеки, а также документы, предоставленные педагогическими коллективами школ и муниципальными органами управления образованием, лабораторией «Сельская школа» ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования». Они наглядно и убедительно показали достижения в сфере народного образования: значительное повышение уровня образования сельского населения.
В работах исследователей становления образования на Смоленщине в XIX веке, таких как князь Урусов В.М., Шперк Ф.Ф., Вахтеров В.П., Рачинский С.А., Алексеев Л.В., Писарев С.Н., Будаев Д.И., Гаврилова Г.В., Журавлёва Л.С., Ивочкин Д.И., Мозгунова Г.Н., в диссертациях Дудниковой О.Г., Леонтьевой Т.М., образование на селе рассматривается как одно из важнейших направлений культурной революции. Авторы дают подробный анализ государственной политики в сфере народного образования.
Наиболее ярким исследователем проблем сельской школы и подготовки учителей советского периода Смоленщины, внёсшим заметный вклад в развитие образования, стал Кондратенков А.Е., член-корреспондент Академии педагогических наук СССР, доктор педагогических наук, профессор, чьи работы также нашли отражение в данном исследовании. Высоко оценивая его заслуги, СмолГУ ежегодно проводит научные конференции, посвященные этому ученому.
Необходимо подчеркнуть, что документы различных архивных фондов в основной своей массе разрознены, в источниках встречаются разночтения, описки, грамматические и арифметические ошибки. Иногда можно наблюдать сознательное искажение некоторых фактов, хотя утверждать, что данное явление имело ярко выраженный систематический характер, неправомочно.
Таким образом, в исследовании были использованы различные виды исторических источников, содержащих необходимый фактический материал, позволяющих объективно рассмотреть изучаемую проблему.
В.М. Петруленков
Содержание: