ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Центр воспитания и духовно-нравственного просвещения

Ответы на вопросы по разработке и реализации рабочих программ воспитания

  • Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют требования к структуре рабочих программ воспитания общеобразовательных организаций в настоящее время?
    Ответ: В настоящее время  в нормативных документах выделяются следующие требования к структуре рабочих программ воспитания. С  введением с 1 сентября 2022 года  обновленных ФГОС НОО  и ООО рекомендовано обновление ООП,  и соответственно структуры рабочих программ воспитания.  Основание: Приказ Минпросвещения от 31мая 2021 г. №286  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и Приказ №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
     Данными приказами рекомендована новая структура рабочих программ воспитания – пункт 31.3 (для НОО), пункт 32.2. (для ОО):
    1. Анализ воспитательного процесса в Организации;
    2. Цель и задачи воспитания обучающихся;
    3. Виды, формы и содержание воспитательной деятельности с учетом специфики Организации, интересов субъектов воспитания, тематики модулей;
    4. Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся.
    В соответствии с поэтапным  введением ФГОС  с 1 сентября 2022 года изменение рабочих программ воспитания  проводится вместе с изменением ООП   для 1-х и 5-х  классов. Далее для всех классов в соответствии с графиком введения ФГОС.
    Обращаем внимание, что в Примерных ООП по обновленному ФГОС НОО и ООО, одобренных решением Федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 1/22 от 18.03.2022, в п.2.3 представлена структура РПВ, соответствующая Примерной программе воспитания (протокол от 2июня 2020г., №2/20 ), т.е. действующей РПВ с 2021 года, а именно:
    1. Особенности организуемого в образовательной организации воспитательного процесса,
    2. Цель и задачи воспитания;
    3. Виды, формы и содержание совместной деятельности;
    4. Основные направления самоанализа воспитательной работы
    Данные рекомендации противоречат Приказам Министерства просвещения  от 31 мая 2021г : №286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и  №287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
    Кроме того, Министерством просвещения Российской Федерации рекомендована  процедура обновления (актуализации) рабочих программ воспитания.
    Основание : Письмо Минпросвещения №АБ-195/06 от 18.07.2022г. «Об актуализации примерной рабочей программы воспитания».
    Новая примерная программа воспитания, на основании которой рекомендуется  актуализация программ воспитания, принятых с 1 сентября 2021 г., разработана федеральным Институтом изучения семьи, детства и воспитания Российской академии образования,  одобрена на  заседании Федерального учебно-методического объединения по общему образованию (Протокол № 3/22 от 23.06.2022).
    В письме Минпросвещения новая Примерная программа воспитания для школ, рекомендована для обновления (актуализации) целевых ориентиров и содержания действующих программ воспитания.
    В письме Минпросвещения отмечается: «Дополнительно сообщаем, что актуализация рабочих   программ воспитания предполагает внесение   изменений в действующие рабочие программы  воспитания. Разработка новых рабочих программ воспитания не требуется».

  • Вопрос: Как необходимо использовать  в образовательной организации Примерный календарный план воспитательной работы, рекомендованный Министерством просвещения?
    Ответ: В 2022-2023 учебном году также, как и в прошлом учебном году, образовательные организации будут использовать в своей работе Примерный календарный план воспитательной работы, разработанный Министерством просвещения России совместно с органами власти и заинтересованными организациями. В целях создания единого воспитательного пространства Министерство просвещения России рекомендует использовать Примерный календарный план воспитательной работы как федеральный компонент календарных планов воспитательной работы образовательных организаций всех уровней. 
    В Примерный  календарный план включены мероприятия по ключевым направлениям воспитания, включая:  сводный календарный план мероприятий, направленный на экологическое образование; всероссийский сводный план физкультурных и спортивных мероприятий; перечень олимпиад, творческих конкурсов, направленных на развитие интеллектуальных и творческих способностей;  календарь всероссийских мероприятий в сфере дополнительного образования; перечень всероссийских мероприятий, реализуемых детскими и молодежными общественными объединениями;  календарь знаменательных событий, включающих важнейшие международные и российские  юбилейные и праздничные даты.
    В календарном плане выделены значимые даты/тематические направления  для каждого года. Так, например, 2022 год объявлен Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России, поэтому план включает в том числе юбилейные даты со дня рождения писателей, музыкантов, художников и других деятелей. Значимой датой 2022 года являлось   350-летие со дня рождения Петра I.
    А год 2023 объявлен Годом педагога и наставника. Министерство просвещения в комментариях о порядке использования Календарного плана отмечает, что список предлагаемых мероприятий не является обязательным. Образовательная организация при формировании своего плана воспитательной работы вправе выбирать мероприятия из федерального календарного плана, интегрировать их с мероприятиями, внесенными в рабочую программу воспитания и календарные планы воспитательной работы, самостоятельно определять формы, содержание  и объем проводимых мероприятий с учетом Календарного плана.  
    Важно, чтобы все мероприятия проводились с учетом особенностей основной образовательной программы образовательной организации, а также возрастных, физиологических и психоэмоциональных особенностей обучающихся.
  • Вопрос: Как  взаимосвязаны рабочие программы воспитания, программы внеурочной деятельности  и рабочие программы учебных предметов? Обязательно ли вносить изменения в эти документы?
    Ответ: Требования обязательного согласования рабочей программы воспитания, программ внеурочной деятельности  и рабочих программ учебных предметов определены   в Федеральном Законе № 304-ФЗ  от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» и  в Приказе Минпросвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений  в ФГОС НОО, ООО, СООО».  
    В  Законе  подчеркивается обязательная  взаимосвязь образовательных программ и рабочей программы воспитания, указывается на необходимость  согласования Календарного учебного графика ООП и Календарного плана воспитательной работы. В Приказе Минпросвещения  №712 указывается, что все перечисленные выше программы  не только являются обязательными компонентами ООП, но и согласуются в целях (п.16), планируемых результатах  (п.19.2) и в содержании (тематическое планирование осуществляется с учетом  рабочей программы воспитания - п.19.5.).
    Таким образом, с введением обновленных ФГОС образовательные организации должны внести изменения, а именно: согласованно скорректировать программы внеурочной деятельности, рабочие программы учебных предметов с  рабочими программами воспитания
  • Вопрос: Какие изменения в  локальных актах образовательной организации должны быть зафиксированы в связи  с разработкой и реализацией рабочих программах воспитания?
    Ответ: Анализ современных законодательных  и нормативных документов  в области образования позволяет сделать вывод, что Рабочая программа воспитания приобретает статус системообразующего ресурса  образовательной организации в части воспитательной деятельности. Это, в свою очередь, предполагает наличие соответствующих локальных актов для внедрения рабочих программ воспитания, согласования всех рабочих программ учебных предметов, внеурочной деятельности  и дополнительного образования, координации календарных планов воспитательной работы и планов  работы  педагогов в части воспитания. (Нормативные основания: Федеральный Закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации по вопросам воспитания обучающихся»; Приказ Минпросвещения России N 712 от 11.12.2020 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся»; Приказ Минпросвещения России от №287 от 31.05.2021 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»).
    В статье 30 Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации», описывающей локальные нормативные акты, подчеркивается важность включения в планирование и организацию воспитательного процесса всех субъектов воспитания. Так в  пункте 3 отмечается,  что «при принятии локальных нормативных актов  учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся». Согласование фиксируется в документах этих органов самоуправления, а на титульном листе Рабочей программы воспитания представляется соответствующий гриф «Согласовано», указывается номер документа  и дата.В статье 34. «Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки» указывается, что обучающиеся имеют право на посещение по своему выбору мероприятий, которые проводятся в организации, осуществляющей образовательную деятельность, и не предусмотрены учебным планом, в порядке, установленном локальными актами.
    Таким образом, при разработке и реализации рабочих программ воспитания требуется своевременная корректировка всех локальных  актов, связанных с организацией воспитательной деятельности.
    К таким документам можно отнести:
    -  рабочие программы (учебных предметов, внеурочной деятельности, рабочая программа  воспитания);
    - Положения (о рабочих программах учебных предметов, о классном руководстве, о Совете обучающихся, Совете родителей, Совете профилактики, о методических объединениях, о работе библиотеки, музея и др.структур;
    - Положение о мониторинге состояния и результатов воспитательной деятельности);
    - др. докуметы образовательной организации по вопросам воспитания.
  • Вопрос: Должны ли разрабатываться рабочие программы воспитания в летнем оздоровительном лагере?  
    Ответ: Разработка и реализация программ воспитания для оздоровительных лагерей  рекомендована Министерством просвещения Российской Федерации  (Письмо от 26.04.2022 № АВ-1554/06 «О летней оздоровительной кампании 2022 года»).  
    В письме подчеркивается актуальность такого решения («в целях дальнейшего развития воспитательной повестки и ее синхронизации с программами воспитания в общеобразовательных организациях»).
    Представлены варианты структуры и примерного содержания программ воспитания и их разработчики: Институт изучения детства, семьи и воспитания (ссылка: https://disk.yandex.ru/d/bVERtLtUTExvJA); Всероссийские детские центры «Орленок», «Океан», «Смена» и «Международный детский центр «Артек» (ссылка:https://minsport18.udmr.ru/Izhevskai_vintovka/Documenti/02840.pdf)
  • Вопрос: Должны ли разрабатываться рабочие программы воспитания в организациях дополнительного образования детей?   
    Ответ: Нормативного документа, регламентирующего требования к программам воспитания для учреждений дополнительного образования на данный момент нет. В методических рекомендациях, с учётом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, организациям дополнительного образования рекомендуется разрабатывать программы воспитания.
    Решение о структуре и содержании программы воспитания организации могут принимать самостоятельно с учетом имеющихся примерных программ для организаций общего образования и/или опыта  разработки и реализации программ воспитания в организациях дополнительного образования России. Подобный опыт представлен нами на сайте ГАУ ДПО СОИРО (рубрика «Разработка и реализация рабочих программ воспитания»). Ссылка: http://dpo-smolensk.ru/dnv-proekt/p-rpv/rab-progr/ob-obr/
  • Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют требования к структуре и содержанию рабочих программ воспитания для организаций дошкольного образования?
    Ответ: Программы воспитания для организаций дошкольного образования разрабатываются на основе Примерной рабочей программы воспитания для образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования (Письмо Минпросвещения от 16.07.2021№АЗ-288/06).Примерная программа воспитания для организаций дошкольного образования разработана Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ. Данная Примерна программа одобрена решением  Федерального учебно-методического объединения  по общему образованию (протокол №2/21 от 1 июля 2021 года) и размещена в Реестре  примерных основных общеобразовательных программ на портале https//fgosreesr.ru
  • Вопрос: Какие нормативные документы регламентируют требования к структуре и содержанию программ воспитания для организаций СПО?
    Ответ: Примерная программа воспитания для профессиональных образовательных организаций и методические рекомендации к ней разработаны Институтом изучения детства, семьи и воспитания РАО по заданию Министерства просвещения РФ.Примерная рабочая программа воспитания является компонентом Примерной основной образовательной  программы на  уровень профессионального образования (Макет от 24.06 2021г., п.5.3..). Ссылка  на документ: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/
    Примерные программы воспитания по укрупненным группам профессий одобрены решением  Федерального учебно-методического объединения и размещены в Реестре  примерных основных общеобразовательных программ на портале https//fgosreesr.ru Методические рекомендации по разработке и реализации рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы в профессиональных образовательных организациях Ссылка на примерные программы и методические рекомендации: https://институтвоспитания.рф/programmy-vospitaniya/programma-vospitaniya-dlya-professionalnykh-obrazovatelnykh-organizatsiy/
  • Вопрос: В какие сроки должна быть внедрена Примерная программа воспитания?
    Ответ: До  1 сентября 2021 года во всех образовательных организациях должны быть разработаны и внедрены рабочие программы воспитания. (т.е. разработка рабочих программ должна завершиться до 1 сентября 2021года).Основание: Федеральный закон  № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г “О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся”. 
  • Вопрос: В каких образовательных организациях  будут внедряться Примерные программа воспитания?
    Ответ: Во всех образовательных организациях (дошкольных, основного общего образования, среднего профессионального и высшего образования) Основание: Федеральный закон  № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г.  (Однако, в н.в. разработаны примерные программы воспитания   только для основного общего и высшего образования.) 
  • Вопрос: Можно ли образовательной организации, занимающейся ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ образованием детей и взрослых (только дети старшего подросткового возраста), использовать в работе вашу примерную программу воспитания? Или этот конструктор можно применить только для школ?
    Ответ: Примерная программа воспитания создавалась для школ. Однако, мы считаем, что она может помочь и образовательным организациям дополнительного образования в разработке собственной программы. У организаций дополнительного образования, безусловно, есть своя специфика. Используя лишь определенные разделы и модули программы, актуальные для дополнительного образования, можно разработать собственную рабочую программу воспитания. 
  • Вопрос: Как регламентируется разработка и реализация рабочих программ воспитания?
    Ответ: Разработка рабочих программ воспитания осуществляется вместе с разработкой   основных образовательных программах НОО, ООО, СОО Основание: 1) 304-ФЗ от 31 июля 2020 г (не позднее 1 сентября 2021 года все образовательные программы подлежат, приведению в соответствие с положениями Федерального закона) 2)Приказ Минпрсвещения России от 11.12.2020 №712 «О внесении изменений в некоторые федеральные государственные образовательные стандарты общего образования по вопросам воспитания обучающихся» 
  • Вопрос: Программа воспитания должна быть единая и  в ней прописывается организуемый в ОО воспитательный процесс на 3-х уровнях образования? Каким образом «положить» Рабочую программу воспитания в три  ООП  (НОО, ООП ООО и ООП СОО)?
    Ответ: Да. Конкретизация воспитательной работы по уровням образования (как того требует ФГОС) осуществляется лишь в календарных планах воспитательной работы. Разработчики примерной программы воспитания рекомендуют разрабатывать единую общешкольную рабочую программу воспитания и  дополнить  ее тремя  календарными планами воспитательной работы (для НОО, ООО и СОО). Получившиеся три модификации одной и той же программы, дополненные конкретными (по каждому уровню образования ) календарными планами «положить» в ООП НОО, ООП ООО и ООП СОО. 
  • Вопрос: Как на практике следует использовать примерную программу воспитания при разработке рабочей программы воспитания конкретной школы?      
    Ответ: Примерная программа воспитания обучающихся, по сути, является конструктором, при помощи которого школы смогут создать и реализовать на практике собственные программы воспитания. Он позволяет каждой образовательной организации, взяв за основу содержание основных ее разделов, корректировать их там, где это необходимо: добавлять нужные или удалять неактуальные материалы, приводя тем самым свою программу в соответствие с реальной деятельностью, которая школа будет осуществлять в сфере воспитания. 
  • Вопрос: Обязательно ли включать все модули примерной программы в свою рабочую программу?
    Ответ: Инвариантными (обязательными) модулями здесь являются: «Классное руководство», «Школьный урок», «Курсы внеурочной деятельности», «Работа с родителями», Самоуправление» и «Профориентация» (два последних модуля не являются инвариантными для образовательных организаций, реализующих только образовательные программы начального общего образования).Вариативными модулями могут быть: «Ключевые общешкольные дела», «Детские общественные объединения», «Школьные медиа», «Экскурсии, экспедиции, походы», «Организация предметно-эстетической среды» и др. модули  по выбору образовательной организации. Образовательная организация, разрабатывая собственную рабочую программу воспитания, вправе включать в неё те вариативные модули, которые помогут ей в наибольшей степени реализовать свой воспитательный потенциал с учетом имеющихся у нее кадровых и материальных ресурсов.Каждая школа по заданному в примерной программе образцу может добавлять в свою рабочую программу собственные модули. Тот или иной дополнительный модуль включается в программу при следующих условиях: новый модуль отражает реальную деятельность школьников и педагогов, эта деятельность является значимой для школьников и педагогов, эта деятельность не может быть описана ни в одном из модулей, предлагаемых примерной программой.
  • Вопрос: Исходя из рабочей программы воспитания, какова будет структура воспитательных планов классных руководителей?
    Ответ: Структуру плана воспитательной работы классного руководителя разрабатывает школа в зависимости от своих традиций, особенностей, контингента учащихся и т.д. В нем конкретизируется деятельность классного руководителя и его класса. Примерная программа воспитания, как и разработанные на ее основе рабочие программы, не должны вносить принципиальных изменений в структуру планов воспитательной работы классных руководителей. Одну из возможных вариантов форм плана воспитательной работы школы, форму которого может использовать классный руководитель, мы предлагаем. (Подробнее о рекомендациях к составлению плана воспитательной работы см. на сайте примерной программы (http://form.instrao.ru) в разделе Методические рекомендации по разработке программ воспитания) Классному руководителю можно ориентироваться на Методические рекомендации органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, по организации работы педагогических работников, осуществляющих классное руководство в общеобразовательных организациях (Письмо Министерства просвещения РФ от 12 мая 2020 г. N ВБ-1011/08 "О методических рекомендациях") 
  • Вопрос: Каким образом в школе осуществляется самоанализ организуемой в ней воспитательной работы? Планируется ли разработка мониторинга результативности воспитательной деятельности образовательной организации? Что рекомендуете использовать?
    Ответ: Раздел «Основные направления самоанализа воспитательной работы» предполагает не результаты самоанализа, а лишь перечень основных его направлений, который может быть дополнен указанием на его критерии и способы его осуществления.  Сейчас разрабатываются критерии и инструментарий проведения внутреннего мониторинга реализации программы воспитания – самоанализа школой осуществляемой в ней воспитательной работы. Общие рекомендации и пример анкеты представлены в методических рекомендациях, размещенных на сайте Института развития стратегии образования РАО (http://form.instrao.ru
  • Вопрос: На какие сроки разрабатывается рабочая программа воспитания и перечень конкретных воспитательных мероприятий?
    Ответ: Рабочие программы разрабатываются на период, соответствующий уроню образованию (начальное; основное: среднее) К рабочей программе воспитания каждой школой прилагается ежегодный календарный план воспитательной работы, соответствующий уровням начального, основного и среднего общего образования. Каждый год он может изменяться.
  • Вопрос: Где в программе фиксировать работу с детьми группы риска? Как в программе отражать работу по профилактике безнадзорности и правонарушений? Для детей с ОВЗ должны быть отдельные планы?
    Ответ: Разработчики примерной программы воспитания отвечают на этот вопрос таким образом: «В идеале программа воспитания нацелена на минимизацию числа таких детей, но мы понимаем всю сложность такой задачи. Работа с такими детьми, как и работа по профилактике безнадзорности и правонарушений может быть представлена в различных модулях, там, где это уместно». Добавим, что особенности работы с различными категориями детей обязательно должно найти отражение в содержании, проводимых воспитательных дел. Например, в общешкольных  или классных коллективных делах вы обязательно предложите вариативный перечень проектов, конкурсов, игр, соревнований составляющих содержание этих дел. Важно, чтобы ребенок мог сделать выбор с учетом своих интересов, потребностей и возможностей, чтобы была возможность определиться со своей ролью в этих делах. А задача классного руководителя (социального педагога, психолога) помочь таким детям включиться в коллективные дела,  как на уровне школы, так  и на уровне класса. Планирование работы ОО – компетенция самой организации. Поэтому виды и формы планов определяет сама организация. Но при этом учитываются рекомендации  по организации работы  с различными категориями детей.
  • Вопрос: Где можно найти  текст Примерной программы воспитания? Где  размещены методические рекомендации  в помощь разработчикам рабочих программ?
    Ответ: Познакомиться с Примерной  программой  и  методическими материалами можно:
    1) на сайте ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» http://form.instrao.ru /  или по ссылкам :
    - Примерная программа воспитания ...>>
    - Методические рекомендации по разработке программ воспитания ...>>
    - Примеры модульного наполнения раздела «Виды, формы и содержание деятельности» ...>>
    - Методическое пособие Воспитание в современной школе: от программы к действиям ...>>
    2) Также  методические материалы представлены  на сайте ГАУ ДПО СОИРО. Ссылка: http://www.dpo-smolensk.ru/struktura-2020/Kafedry/arhiv/resurs_kaf-vospitaniya/12-prim-progr.php 
  • Вопрос: Где можно посмотреть варианты сетки-плана для классов. Таблица для школы есть, а вот дальше по классам нет. Есть ли варианты такого планирования?
    Ответ: Примерная  программа воспитания задает структуру и содержание  рабочей программы воспитания школы, включая структуру календарного плана (плана-сетки). Далее предполагается, что школа сама определится с требованиями к структуре  и содержанию планов классных руководителей (классов). Тем более,  что  в соответствии с Законом «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация  самостоятельно разрабатывает  требования к таким документам, закрепляя это в локальных актах ОО. 
  • Вопрос: Как отразить в рабочей программе возрастные особенности детей?  Названия мероприятий  должны ли отражать особенности возраста?       
    Ответ: В примерной программе воспитания четко прописаны целевые ориентиры для каждого уровня образования (для каждой возрастной группы детей). Именно целевые ориентиры задают содержание рабочей программы воспитания в соответствии с возрастом детей. Рабочие программы, как и образовательный процесс в целом,   строятся с учетом возрастного подхода. А то, что касается названия мероприятий, здесь нет однозначного ответа  и тем более жестких требований. Вместе с тем, напомню, что рабочие программы и тем более  ежегодные календарные планы рекомендуется обсуждать с детьми, они могут представляться в школьных медиа ресурсах  и пр.... Поэтому совершенно логично, что детям должны быть понятны, привлекательны  и содержание  и названия предлагаемых мероприятий.  
  • Вопрос: А если в школе всего 13 человек, Как быть с возрастным подходом?
    Ответ: В маленьких школах тоже реализуется возрастной подход. Но в тоже время активно используются технологии работы с разновозрастными коллективами, в рамках которых реализуются такие методы,  приемы и формы совместной деятельность, применение которых дает возможность проявлять и развивать  индивидуальность.

Наши партнеры