s14
s12
s11
s10
s9
s8
s7
s6
s5
s4
s3
s2
s1
sert-m1.jpg
smolensk.png










Личность, способная строить жизнь, достойную Человека

tret-pi.jpg

Надежда Егоровна Щуркова (13 декабря 1937 г., Москва — 28 января 2021 г., Москва) — профессор, доктор педагогических наук, российский ученый в области педагогики.

В 1960 г. Н. Е. Щуркова окончила Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина. По распределению работала учителем русского языка и литературы в сельской школе Чарышского зерносовхоза Алтайского края. Затем поступила в аспирантуру Московского государственного педагогического института им. В. И. Ленина и в 1965 году защитила кандидатскую диссертацию по педагогике, специальность 13.00.00, на тему: «Нравственные упражнения в системе воспитания подростка». В 1987 году защитила докторскую диссертацию по педагогике, специальность 13.00.01, на тему: «Система воспитания нравственных отношений современного школьника».

На протяжении четырёх десятилетий Н. Е. Щуркова работала в МГПИ им. В. И. Ленина ассистентом, старшим преподавателем, доцентом, профессором кафедры педагогики высшей школы. Затем трудилась в Педагогической академии после дипломного образования и Институте открытого образования.

Н. Е. Щуркова педагог, ученый — исследователь в области нравственного воспитания детей, автор — разработчик научной концепции «Педагогика высокого полета».

Стержневая идея исследовательской концепции Надежды Егоровны — формирование образа жизни, достойной Человека — нашла отражение и практическое воплощение в деятельности школ Российской Федерации, стран СНГ и дальнего зарубежья. Воспитание определяется как целенаправленное восхождение ребёнка к нравственности, как развитие способности жить и сознательно строить свою жизнь, достойную Человека. Основу содержания воспитательного процесса составляют три направления: философическое, диалогическое и этическое воспитание. У школьника развивается способность видеть за фактом — явления жизни, за явлением — закономерности, а за закономерностями «распознавать основы жизни Человека». Н. Е. Щуркова разрабатывала проблемы воспитания подрастающего поколения и вопросы профессионального образования педагога. Основные идеи: ценностные отношения как содержание воспитания, педагогическая технология учителя, системно-структурное построение программы воспитания, методика социально-психологической игры, деятельность группы как совокупного субъекта и др.

Исследования последних трёх десятилетий касались ценностно-смысловой сферы школьника, его нравственного становления как «человека человечества». Н. Е. Щуркова занималась реализацией идей образовательной инициативы «Наша Новая школа» (2010 г.), где положено начало переосмыслению теоретико-методологических и организационных основ нового воспитания в школе будущего. Труды Н. Е. Щурковой используются в практике работы школ, вузов, ссузов, учреждений дополнительного образования Российской Федерации и стран СНГ.