s14
s12
s11
s10
s9
s8
s7
s6
s5
s4
s3
s2
s1
sert-m1.jpg
smolensk.png










Мои встречи с Педагогом и Человеком с большой буквы – Надеждой Егоровной Щурковой

Первая встреча с Надеждой Егоровной состоялась у меня в период обучения в аспирантуре – в 1998 году. Точнее, это была встреча с ее работами о ценностном подходе к воспитанию. Но работы Надежды Егоровны таковы, что их чтение – это не просто получение научных знаний. Это встреча с Ученым, Педагогом и Человеком. Работы Надежды Егоровны поразили меня красотой языка и излагаемых идей, понятностью их практического применения учителем. Я опиралась на них в написании кандидатской диссертации.

Через 20 лет – в 2018 году мне посчастливилось лично встретиться с Надеждой Егоровной. Поводом послужила защита докторской диссертации. Так как я была впечатлена работами Надежды Егоровны, то мне очень хотелось узнать ее мнение о моей докторской диссертации, получить от нее отзыв. Я нашла в Интернет адрес электронной почты Надежды Егоровны, выслала ей свою диссертацию и изложила просьбу об отзыве. Конечно же, она откликнулась – по-другому она бы не смогла! Так началось мое личное общение с Надеждой Егоровной. Оно длилось около двух лет и навсегда останется в моей памяти.

Меня поразила и восхитила Надежда Егоровна и как Ученый, и как Педагог, и как Человек.

Начну с того, что Надежда Егоровна не только написала отзыв на мою диссертацию (который, как и всё, что писала Надежда Егоровна, был уникальным), она еще сама лично отнесла его в диссертационный совет, планировала прийти послушать мою защиту (к сожалению, здоровье немного подвело), и после моей защиты пригласила меня к себе в гости.

Надежда Егоровна не пожалела своего личного времени на общение со мной по моей диссертации. Ее советы очень помогли мне на защите.

Оказалось, что Надежда Егоровна живет недалеко от гостиницы, где я остановилась. Наша личная встреча началась со слов Надежды Егоровны «Чего-чего, но такого от Вас я не ожидала». Я сначала не поняла, что имелось в виду. Оказалось, что Надежда Егоровна не ожидала, что я приду к ней в джинсах и кроссовках. В этом вся Надежда Егоровна – каждый момент общения с ней воспитывает. Благодаря ей я стала по-другому относиться к своему внешнему виду. Я поняла, что одежда – это часть культуры, это выражение твоего отношения к другим людям.

Потом мы с Надеждой Егоровной пили чай. И даже такое короткое общение (примерно полчаса) оставило неизгладимое впечатление на всю мою жизнь. Надежда Егоровна за это короткое время позволила мне понять ее как Педагога, Человека, Ученого и помогла раскрыться мне в этих же качествах.

Прежде всего, Надежда Егоровна – Человек с большой буквы. Абсолютно простой человек, нисколечко не показывающий какие-либо свои заслуги или достижения и очень внимательно, заинтересованно, заботливо относящийся ко всем окружающим. О ее внимательном, заботливом отношении к людям говорит тот факт, что по уходе она предложила мне взять с собой глазированный сырок на случай, если в дороге мне захочется подкрепиться. И подарила мне статуэтку белочки на память. Каждый день в определенное время (в 13 часов) Надежда Егоровна кормит придомовых кошек. Причем не из какой-нибудь пластиковой посуды – из красивой тарелки (ведь все должно быть эстетично, Красота – одна из ключевых жизненных ценностей).

Меня поразила активность и жизненная энергия Надежды Егоровны: в достаточно пожилом возрасте ездит на неблизкую дачу, летит из Москвы в Анапу, чтобы провести конференцию с учителями курируемой гимназии…

Поразило меня заинтересованное, подлинно гуманное отношение Надежды Егоровны к детям. Она рассказала случай, когда в гимназии ученик бежал и кричал. И Надежда Егоровна не стала ругать его, читать наставления. Она просто спросила: «Что ты хочешь?». «Ведь если ты кричишь, значит, что-то не так, ты хочешь что-то, чего не можешь получить. Подумай, что заставляет тебя кричать».

Удивительно и отношение Надежды Егоровны к своим книгам. Она никогда не пишет книгу ради ее издания. Она пишет книгу для учителей! И сама старается распространить свои книги так, чтобы они дошли до учителей различных уголков России. Мне она дала несколько экземпляров своей новой книги «Горизонты воспитания» и попросила подарить сочинским учителям, что я и сделала с огромным удовольствием. Одна из новых книг Надежды Егоровны вышла уже после моего отъезда из Москвы. И она не поленилась пойти на почту и отправить мне эту книгу, чтобы я смогла с ней познакомиться.

Удивительно отношение Надежды Егоровны к своим коллегам и аспирантам. Мне довелось послушать научный доклад и пообщаться с аспирантом и соратником Надежды Егоровны – Владимиром Юрьевичем Питюковым, ныне первым проректором Российской международной академии туризма. Его выступление на конференции в нашем Сочинском государственном университете было не на тему воспитания, которому посвятила свою научную жизнь Надежда Егоровна, а на тему компетенций, которые нужно формировать у студентов вузов. Но в его выступлении я четко услышала идеи Надежды Егоровны, и сразу поняла, что Владимир Юрьевич – ее ученик или коллега. Надежда Егоровна умеет увлечь, зажечь своими идеями, образно и привлекательно донести их до окружающих.

О Надежде Егоровне можно рассказывать бесконечно. Но лучше всего о ней может рассказать она сама. 

Приведу несколько выдержек из ее переписки со мной по электронной почте:

«Учителю очень нравится книга.  Мне даже однажды дети из школы позвонили и сказали, что им тоже нравится....

В ней много новых методик воспитания...» (о книге «Горизонты воспитания»).

«Методологические подходы – это что? А подлазы? а подбеги? а подлёты?   Знаю, что все употребляют это бессмысленное словосочетание».

«Взгляните на стр. 25 автореферата: там дурно определено воспитание... Вчерашний день....» (не «плохо», не «неточно», а именно «дурно» – неповторимый стиль Надежды Егоровны).

«Неряшливость и многословие уменьшают значение вашей работы».

«Вы очень близко подошли к Педагогическим парадоксам – ваша проблема лежит рядышком. Посмотрите: нет ли нашей книжки "Педагогические парадоксы"?   Она Вам вовсе не нужна. Но для укрепления Вашей уверенности в значимости Вашей проблемы она бы Вам пригодилась».

«Наука и религия – разные миры. А в названии у Вас заявлено "педагогическое" нечто, то есть объект – научный.  Религия появилась у нас в обществе и образовании, потому что государству нужна вторая власть, чтобы приструнить народ. Это не я говорю, а американские психологи – физики»… «Всё, что совершается человеком по воле сверху  – не нравственно и не безнравственно. Оно просто не находится в сфере нравственной. А значит – мы этим не занимаемся и не вводим в педагогический процесс воспитания. Когда "воля сверху" замещает сознание ребенка, не формируется "волящий субъект"… (Витгенштейн!!!)»

«Я воспринимаю Вашу работу с улыбкой: Вы выходите за горизонт вчерашней педагогики.  И расширяете пространство воспитания и пространство педагогического мышления».

«Спасибо, Марина. Всё хорошо. Кроме дохлого "За мной благодарность". Нет! За Вами – написание книги для учителей, просто, легко, красиво и с кучей методик». 

Дорогая Надежда Егоровна, я пока не реализовала Ваш наказ. Но обязательно сделаю это! Спасибо Вам за общение, за отзыв, за подарок, за книги и идеи, за заботливое отношение и возможность встречи и общения с Вами, за мое воспитание и научный рост! Светлая память! 

М.А. Мазниченко
ФГБОУ ВО «Сочинский государственный университет» г. Сочи.
Ведущий научный сотрудник, профессор кафедры педагогического
и психолого-педагогического образования

Воспоминания публикуются в авторской редакции