ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»

"Немеркнущий свет идей К.Д.Ушинского" (к 195-летию со дня рождения)

foto.jpg
Константин Дмитриевич Ушинский
(1824 – 1873) – основоположник русской научной педагогики, создатель педагогических трудов, которые известны не только в России, но и за ее пределами. Научные взгляды педагога на теорию воспитания и обучения сегодня пользуются популярностью, цитируются в научно-популярных и научных изданиях. 

ОСНОВНЫЕ ИДЕИ К.Д.УШИНСКОГО 

Теория должна подкрепляться практикой. К.Д. Ушинский был уверен: в основе педагогической теории лежат законы психологии, философии, физиологии и анатомии. Он настаивал на том, что педагогика не может основываться на личном опыте, пусть он даже удачный. Теория всегда должна подкрепляться практикой. В другом случае такая теория является бесполезной вещью, так как из нее нельзя сделать выводы.

Народность воспитания и демократизация народного образования. Образование и воспитание должно учитывать исторические особенности и традиции народа. Народность – это лучший метод воспитания, который выражается через уважение и изучение истории и родного языка. Такое воспитание развивает у детей чувство долга перед Отечеством, патриотизм, чувство национальной гордости, уважение к другим народам.

Воспитание нравственности. Воспитание (как определил его Ушинский) – это сознательный процесс, способствующий созданию гармоничной личности. В педагогике важная роль принадлежит воспитанию нравственности: это главная задача воспитания, которая важнее развития ума и получения знаний. Воспитание нравственности развивает в человеке гуманность, дисциплинированность, трудолюбие и честность, скромность и чувство собственного достоинства. Ушинский выделил средства такого воспитания — личный пример учителя, обучение, педагогический такт, убеждение, меры взыскания, поощрения и предупреждения.

Гуманность как основа воспитания. По мнению Ушинского, в школе нет места слепому повиновению учеников педагогу и физическим наказаниям. Данные пережитки старой школы следует заменить гуманностью в процессе воспитания.

Основные идеи Константина Дмитриевича Ушинского изложены в его трудах: «Три элемента школы», «О пользе педагогической литературы», «О народности в общественном воспитании», «Труд в его психическом и воспитательном значении», «Детский мир», «Родное слово», «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».

Наши партнеры