ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»

А.Невский на картинах художников

Уважаемые читатели, предлагаем совершить небольшую экскурсию и увидеть князя таким, каким его изображали художники разных веков.Образ Александра Ярославича Невского с древних времён появляется в различных произведениях искусства.

Первое появление в русской живописи запечатлено в виде миниатюры о Ледовом побоище в летописи. К сожалению, нет ни одного Его прижизненного изображения. В летописных источниках упоминается, что он был высоким «паче иных человек» и обладал громким, убедительным голосом «аки труба в народе». Потому для многих внешний облик князя связан с обликом великолепного актёра Николая Черкасова, сыгравшего его в ставшем уже классическим одноимённом фильме. Конечно, во многом такой «киношный» Александр Ярославич – высокий, могучий,бесстрашный – появился в соответствии с велением времени (шёл 1938 год, Вторая мировая война уже была на пороге). И этот былинный символ духа народного, наверное,был просто необходим как объединяющий нацию перед лицом реальной опасности.

na1.jpg
Николай Черкасов в роли Александра Невского в фильме «Александр Невский» (1938)

Позже, в 1942 году, для изображения князя на ордене его автор И. С. Телятников использовал именно портрет актёра Н. Черкасова. Но если в киноискусстве судьба Александра Невского была отраженавместе с уже названным фильмом четырежды, то в изобразительном искусстве это случалось неизмеримо чаще. Миниатюрами проиллюстрирована большая часть сообщений Лицевого летописного свода (XVI век), они тесно связаны с текстом. Здесь можно найти изображения Александра Ярославича Невского и битв, в которых он участвовал.

В левом верхнем углу миниатюры изображён Владимир Святой. Текст летописи гласит, что Александр Невский был от него в «восьмой степени». Головные уборы чётко разграничивают статус царя и князя: Владимир,который в тексте назван царём, изображён в венце, а Александр и его отец – в княжеских шапках. В правом верхнем углу изображена мать Александра Невского – Феодосия, принявшая в постриге имя Евфросиния, а слева под фигурой Владимира Святого – его отец, князь Ярослав Всеволодович. Две группы людей в почтительных позах, расположенные справа от престола, иллюстрируют слова о похвале,которой удостоился князь за свои добродетели. Монах, нарисованный впереди группы на первом плане, очевидно,указывает на почитание князем «священнического и монашеского чина».Образу Александра Невского в изобразительном искусстве начиная с XVIII века уделялось немало внимания.

Одна часть художников создавала его портреты и изображала во время сражений, другая – предпочла воплотить образ святого, которому сегодня преклоняются многие верующие.

Угрюмов Григорий Иванович (1764–1823) – живописец и портретист, представитель классицизма.

Екатерина II в 1793 году заказала написать для вновь построенного Троицкого собора, находящегося на территории Александро-Невской лавры, две большие картины: образ «Вознесение Христа» и «Торжественный въезд Александра Невского в город Псков после одержанной им победы над немецкими рыцарями».

na2.jpg

В последней, художник подчеркнул торжественность шествия, ликование, всеобщую радость народа, встречающего победителей после поражения ненавистных русским людям врагов. Произведение выполнено в традициях классицизма с большой исторической достоверностью: латы воинов и одежды псковских жителей переданы с убедительной точностью. Теперь обратимся к произведениям XIX–XX веков.На протяжении этого времени работали несколько художников, запечатлевших образ русского князя.

Моллер Фёдор Антонович (при рождении Отто Фридрих Теодор Моллер; 1812–1874) – русский художник иофицер, академик и профессор Императорской академии художеств, ученик Карла Брюллова. На картине Моллера запечатлён кульминационный момент Невской битвы, о которой в «Повести о житииАлександра Невского» (XIII век) говорится так: «...и была сеча великая, и перебил их князь бесчисленное множество,а на лице самого короля оставил след острого копья своего». Под королём имеется ввиду Биргер, ставший правителем Швеции в 1248 году.

na3.jpg
Ф.А. Миллер «Невская битва. Поединок Александра Невского и Биргера»

Кившенко Алексей Данилович (1851–1895) – русский живописец, близок к передвижникам, действительный члени профессор, руководитель батальной мастерской Академии художеств. Известный баталист не мог обойти близкую для себя тему. В XX веке одним из самых известных примеров изображения Александра Невского является триптих советского художника Павла Корина

na4.jpg
А.Д. Кившенко «Невская битва. Святой Александр Невский наносит рану в лицо Биргеру


страница-2  ...>>


Наши партнеры