ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

СПО в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала

01.09.2022

Предлагаем Вашему вниманию аналитический доклад «Среднее профессиональное образование в России: ресурс для развития экономики и формирования человеческого капитала», подготовленный Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) в рамках Мониторинга экономики образования.

В аналитическом докладе представлен анализ текущего состояния и трендов развития среднего профессионального образования (СПО) в России. Динамика спроса на СПО, карьерные перспективы выпускников колледжей и их заработная плата, распространение демонстрационного экзамена, совершенствование инфраструктуры, использование «цифровых» инструментов в условиях противодействия COVID-19 анализируются на основе широкого круга источников: результатов Мониторинга экономики образования НИУ ВШЭ, Мониторинга качества подготовки кадров, данных образовательной статистики, данных о заработной плате выпускников СПО и др.

Читать доклад ...>>

Главные выводы:

·         Среднее профессиональное образование – самый массовый уровень профессионального образования среди взрослого населения России, почти 45 % россиян в возрасте 25-64 года имеют диплом об окончании техникума или колледжа. Спрос на СПО возрастает в последние годы: в 2021 г. половина выпускников 9-го класса и каждый пятый одиннадцатиклассник продолжили свое обучение в колледже. В итоге, система СПО стала локомотивом третичного образования в Российской Федерации.

·         Среди факторов, способствующих высокому спросу на программы СПО, повышение селективности старшей школы и снижение территориальной доступности высшего образования. Все это подталкивает школьников из семей с невысоким социально-экономическим положением к отказу от более дорогой и долгой академической траектории к поступлению на программы СПО. Важнейший контекст, который усилил эту тенденцию – это существенное снижение реальных доходов населения. В период пандемии действие названных факторов еще более обострилось.

·         Рост потока поступающих на программы СПО не сопровождался пропорциональным увеличением бюджетного финансирования. За восемь лет доля коммерческого приема существенно возросла. В 2021 г. доля коммерческого приема на программах специалистов среднего звена составила 43%, а на отдельных направлениях подготовки – более 60%. Среда колледжей становится все более конкурентной. Возможность обучаться на бюджетной основе предоставляется лишь наиболее подготовленным соискателям, а конкурс на отдельные специальности уже сравнялся с конкурсом при поступлении в университеты. Это существенно меняет общее позиционирование системы СПО как образовательного института.

·         Первые попытки освоиться на рынке труда для большинства студентов СПО начинаются задолго до окончания образовательной организации. Опыт совмещения работы и учебы имеют более половины (59%) студентов СПО, и эта доля за последние годы значительно возросла (в 2015 г. – 42%). Высокая доля работающих студентов характерна для более экономически развитых регионов с эффективно функционирующим рынком труда и высоким спросом на труд. Работа соответствует получаемой специальности лишь у 48% из них, при этом студенты, получающие рабочую профессию, трудоустроены по специальности чаще (50% против 44% студентов программы подготовки специалистов среднего звена).

·         В педагогических коллективах СПО преобладают сотрудники старшего возраста. Доля преподавателей и мастеров моложе 40 лет в общей численности педагогических работников составляет лишь треть. Из-за ограниченного предложения на рынке труда (по оценкам руководителей профессиональных образовательных организаций, обеспеченность квалифицированными кадрами снизилась за последние пять лет с 86 до 80%) сохраняется проблема старения кадров и нехватки практиков, владеющих современными технологиями. Для изменения ситуации требуются стимулирующие меры государственной политики, направленные на обеспечение притока в профессиональные образовательные организации квалифицированных специалистов, в том числе имеющих опыт работы на производстве.

Цифровое технологическое оснащение профессиональных образовательных организаций не удовлетворяет текущим потребностям. Согласно данным опросов руководителей колледжей, оснащенность компьютерами снизилась с 78% в 2015 г. до 72%. Средний уровень обеспеченности цифровыми устройствами – порядка 60% от необходимого - зафиксирован по таким видам техники, как проекторы, аудио-, видеотехника и другое мультимедийное оборудование, а также программное обеспечение и доступ к цифровым образовательным ресурсам. В ситуации недостаточной обеспеченности материально-технической базой для развития цифровой инфраструктуры и существенной дифференциации между различными группами профессиональных образовательных организаций требуется их адресная поддержка. Для выявления наиболее отстающих профессиональных образовательных организаций и работы с ними с целью снижения неравенства необходим регулярный мониторинг состояния цифровой инфраструктуры.

·         Обновление образовательных стандартов и программ СПО предполагает введение в образовательный процесс цифровых модулей для подготовки всех выпускников к работе в реалиях цифровой экономики. Для реализации этих планов требуется значительный пересмотр образовательного процесса, в том числе по составу используемых в обучении цифровых устройств и сервисов. Фактический набор цифровых навыков у преподавателей и особенно у студентов пока не вполне достаточен для того, чтобы полноценно решать возникающие в рамках цифровой образовательной среды задачи. Существуют риски недоиспользования даже имеющейся цифровой инфраструктуры. К примеру, почти у 30% студентов вообще не было учебных курсов, проводимых в компьютерном классе и предполагающих использование компьютера.

Обеспеченность и качество материально-технической базы, особенно учебного оборудования, тренажеров и симуляторов, за последние 3 года снизилась на фоне более высоких требований новых федеральных государственных образовательных стандартов к материально-техническим ресурсам. Вместе с тем запущена программа по созданию современных мастерских в профессиональных образовательных организациях, с которой руководители связывают серьезные ожидания по повышению качества подготовки кадров, развитию образовательных организаций. Однако этого недостаточно: дополнительный акцент должен быть сделан на подготовке педагогических кадров для эффективной работы с оборудованием, лабораторной и приборной базой.

Авторы доклада: Дудырев Ф.Ф. (fdudyrev@hse.ru), Анисимова К.В. (kanisimova@hse.ru), Артемьев И.А., Бондаренко Н.В. (nbondarenko@hse.ru), Мальцева В.А. (vamaltseva@hse.ru), Крайчинская С.Б., Рожкова К.В. (krozhkova@hse.ru), Романова О.А. (oromanova@hse.ru), Травкин П.В. (ptravkin@hse.ru), Шабалин А.И. (ashabalin@hse.ru), Шугаль Н.Б. (nschugal@hse.ru).

Все публикации доступны по ссылке: https://memo.hse.ru/published.

О проекте: Мониторинг экономики образования (МЭО) – крупномасштабный проект Высшей школы экономики, реализуемый с 2002 года. МЭО представляет собой единственную в России систему ежегодных социологических и статистических исследований, носящую комплексный характер и охватывающую различные уровни образования. Он позволяет выявить мнения потребителей и производителей образовательных услуг по таким вопросам, как детерминанты и характеристики массового выбора в системе образования, образовательные траектории, мотивации, стратегии, поведение участников рынка образовательных услуг. Подробнее – см. на https://memo.hse.ru/concept.

С уважением,
команда Мониторинга экономики образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»,
https://memo.hse.ru/



НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

  1. Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом ...>>
  2. Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг ...>>
  3. Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО ...>>
  4. Оцените качество услуг библиотеки-медиатеки СОИРО ...>>



Возврат к списку

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры