ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Кутузов Б.А.

kutuzov.jpg
а Кутузов Борис Анатольевич,                                                       
кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания предметов гуманитарного цикла
e-mail: artsoiro@yandex.ru (раб.); kuboan58@yandex.ru (личн.)
Тел: 8-919-046-48-54



Образование: Смоленский государственный педагогический институт им. К. Маркса, художественно-графический факультет, 1981 г., аспирантура Смоленского государственного педагогического университета, 2001–2005 гг.

Ученая степень, ученое звание: кандидат педагогических наук (2006 г.), доцент (2011 г.).

Награды:

  • Почетный работник образования РФ, 2003 г.

Курируемые дисциплины:

  • МХК, ИЗО, технология.

Сфера научных интересов:

  • развитие духовной сферы личности;
  • моделирование и организация нелинейной образовательной среды (на примере учебного предмета «Мировая художественная культура»);
  • творчество как энергоинформационная нелинейная система;
  • творческая самореализация личности;
  • стимулирование творческой самореализации старших школьников;
  • моделирование образовательных объектов: метапредметные, предметные, личностные результаты обучения школьников по ИЗО, технологии;
  • мониторинг метапредметных, предметных, личностных результатов обучения школьников по ИЗО, технология;
  • мониторинг нелинейной образовательной среды. 

Выделенные теоретические идеи практически реализуются через авторские проблемные курсы повышения квалификации:

  • «Стимулирование творческой самореализации обучающихся в нелинейной образовательной среде» (для всех категорий педагогов, 72ч.);
  • «Моделирование уроков МХК на основе технологий развивающего обучения» (для учителей МХК, 72ч.). 

Список научных и учебно-методических работ:

Монографии:

  1. Кутузов Б.А. Стимулирование творческой самореализации старшеклассников нелинейной образовательной средой: Монография / Б.А. Кутузов. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – 332 с. 

Статьи:

  1. Кутузов Б.А. Нелинейный стимул как вероятность проявления и развертывания процесса творческой самореализации старшеклассников / Б.А. Кутузов // Мониторинг развития образовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования: Сборник материалов межрегиональной научно – практической конференции: В 2 ч. Ч.2. – Смоленск: СОИУУ, 2005. – С. 158–161.
  2. Кутузов Б.А. Эмпирическое выявление влияния нелинейных стимулов на самоорганизацию процессов творческой самореализации старшеклассников / Б.А. Кутузов // Мониторинг развития образовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования: Сборник материалов межрегиональной научно – практической конференции: В 2ч. Ч.2. – Смоленск: СОИУУ, 2005. ч.2. – С. 161–165.

  3. Кутузов Б.А. Многомерность образовательной среды как источник самоорганизации процесса творчества учащихся / Б.А. Кутузов // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: Материалы II Международной научно-практической конференции: В 2ч. Ч.1. – Смоленск: СмолГУ 2006. – С. 156–162.

  4. Кутузов Б.А. Актуализация многомерной образовательной среды субъектом культуротворчества / Б.А. Кутузов, А.В. Корсак, М.В. Апраксина // Взаимодействие педагогической науки и практики в обеспечении эффективности и качества образования: Сборник материалов X Международной научно-практической конференции. – В 2 ч. – Ч.1. – Смоленск – Москва: Смоленский областной институт усовершенствования учителей, 2007. – С. 174–184.

  5. Кутузов Б.А. Духовность как высший уровень развития информации и творчество / Б.А. Кутузов // Аксиологические проблемы педагогики: Сборник научных трудов / Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2007, Вып. 3. – С. 49–62.

  6. Кутузов Б.А. Модель педагогического стимулирования творческой самореализации старшеклассников / Б.А. Кутузов // Одаренное поколение Смоленщины: проблемы, подходы, перспективы: Сборник материалов международной научно-практической конференции. – Смоленск: ГОУ ДПОС «СОИУУ». – 2008. – С. 146–156.

  7. Кутузов Б.А. Аксиологические основания самореализации личности / Б.А. Кутузов // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы III Международной научно-практической конференции. - Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2008. – Вып. 3. – С. 126–132.

  8. Кутузов Б.А. Рефлексивно-диалогические технологии как инструмент стимулирования творчества старшеклассников / Б.А.Кутузов // Инновации как приоритетный ресурс развития регионального образования: Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Смоленского областного института усовершенствования учителей. – Смоленск: ГОУ ДПОС «СОИУУ», 2009. – С. 137–144.

  9. Кутузов Б.А. Исследование проблемы реализации рефлексивно-диалогических технологий в условиях современной школы / Б.А. Кутузов // Инновации как приоритетный ресурс развития регионального образования: Сборник материалов юбилейной научно-практической конференции, посвященной 80-летию Смоленского областного института усовершенствования учителей. – Смоленск: ГОУ ДПОС «СОИУУ», 2009. – С. 144–151.

  10. Кутузов Б.А. Эффекты самоорганизации процесса творчества старшеклассников в нелинейной образовательной среде / Б.А. Кутузов // Психолого-педагогическое сопровождение в образовательных учреждениях Российской Федерации формирования человека как личности на этапе межпоколенческого перехода молодежи / Под общей редакцией С.П. Иванова. – М.: Издательство Московского психолого-социального института, 2010. – С. 63–72.

  11. Кутузов  Б.А. Синергетические принципы моделирования нелинейных образовательных сред / Б.А. Кутузов // Региональные ресурсы развития культурно-образовательной среды – ведущее условие самореализации личности: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО». 2011. – С. 81–87.

  12. Кутузов  Б.А. Особенности использования средств педагогического стимулирования творческой самореализации старшеклассников / Б.А. Кутузов // Славянский мир: письменность и культура: материалы XX Международной научной конференции. – Смоленск: СмолГУ, 2012. Т. 13. – С. 273–283.

  13. Кутузов  Б.А. Интуиция в контексте классического и постнеклассического знания / Б.А. Кутузов // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: Материалы научно-практической конференции с международным участием. – Смоленск: СГИИ, 2013. – С. 26–31.

  14. Кутузов Б.А. Творчество как нелинейная система / Б.А. Кутузов // Развитие творческого потенциала учителя и ученика как средство реализации ФГОС: Материалы  I зональных педагогических чтений. – Рославль, 2013. – С. 5–15.

  15. Кутузов Б.А. Синергетические основы саморазвития подростка / Б.А. Кутузов // Проблема совершеннолетия в современном образовании. Становление человека от рождения до 21 года: Сборник материалов III Международной научно-практической конференции / Под ред. В.А. Пегова. – Смоленск: СГАФКСТ, 3013. – С. 80–86. 

  16. Кутузов Б.А. Алгоритм самоорганизации нелинейной образовательной среды / Б.А. Кутузов // Культура, искусство, образование: проблемы и перспективы развития: сборник научных трудов. – Смоленск: ОГОБУ ВПО «Смоленский государственный институт искусств», 2014. – С. 97–104.

  17. Кутузов Б.А. Нелинейные механизмы формирования личностных компетенций учащихся / Б.А. Кутузов //  Взаимодействие образовательных организации и социальных институтов по развитию культурно-образовательного пространства региона. –  Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014. – С. 105–110.       

  18. Кутузов Б.А. Актуализация синергетического подхода в образовании / Б.А. Кутузов // Синергетические ресурсы моделирования современных образовательных систем: сборник материалов региональной заочной научно-практической конференции. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2015. – С. 3–13.

  19. Кутузов Б.А. Художественный образ в изобразительном искусстве в структуре метапредметных образовательных констант / Б.А. Кутузов // Формирование культурного поля обучающихся средствами предметов гуманитарного цикла: материалы региональной научно-практической конференции. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2015. – С. 132–141.

  20. Кутузов Б.А. Синергетическая модель метапредметной деятельности / Б.А. Кутузов // Аксиология современного воспитания в системе непрерывного образования: материалы VI международной научно-практической конференции / под ред. Л.В. Чепиковой. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2015. – С. 162–168.

  21. Кутузов Б.А. Творческая самореализация как информационное акме процесса развития школьника / Б.А. Кутузов // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов / под ред. Л.В. Чепиковой; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2016. – Вып. 7. – С. 113–121.

  22. Кутузов Б.А. Творческая самореализация школьников сквозь призму синергетического представления о самоорганизации нелинейных  систем / Б.А. Кутузов. // Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. Вып. 5 / ГАУ ДПО СОИРО; отв. Ред. Е.А. Боброва. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. – С. 99–107. 

  23. Кутузов Б.А. Информационно-энергетическая концепция творчества: взгляд из нелинейной парадигмы / Б.А. Кутузов // Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. Вып. 6 / ГАУ ДПО СОИРО; отв. ред. Е.А. Боброва. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2017. – С. 99–113.

  24. Кутузов Б.А. Ценностно-смысловая архитектоника образа Джоконды Леонардо да Винчи сквозь призму поэтического творчества старшеклассников / Б.А. Кутузов // Аксиологические проблемы педагогики: сборник научных трудов / под ред. Л.В. Чепиковой; Смоленский государственный университет. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2017. – Вып.8. – С. 92–101.  

Учебно-методические пособия и разработки:

  1. Кутузов Б.А. Древняя и вечно юная Нефертити / Б.А. Кутузов // «Искусство». – М.: Приложение к газете «Первое сентября». – 2000. – № 7. – С. 6.
  2. Кутузов Б.А. Уроки творчества в курсе мировой художественной культуры: Методические разработки / Б.А. Кутузов. – Смоленск: СОИУУ, 2002. – 216 с.

  3. Кутузов Б.А. Художественно-творческая деятельность учащихся как средство изучения языка искусства: Методическая разработка программы пропедевтического курса по мировой художественной культуре «Введение в мир искусства». 6 класс / Б.А. Кутузов. – Смоленск: СОИУУ, 2003. – 72 с.

  4. Кутузов Б.А. Творчество как процесс развития детей подросткового возраста / Б.А. Кутузов // Практическая педагогика для воспитателей и родителей: учебно-методическое пособие. – Смоленск: Изд-во СмолГУ, 2009. – С. 291–315.

  5. Кутузов Б.А. Стимулирование творческой самореализации старшеклассников в образовательной среде современной школы: Учебно-методическое пособие для студентов педагогических вузов, педагогов общеобразовательных школ / Б.А. Кутузов – М.: Изд-во «Дом педагогики», 2010. – 83 с.

  6. Кутузов  Б.А. Теория и методика воспитания в дефинициях и таблицах: Учебно-методическое пособие /Авт.- сост. Б.А. Кутузов; под ред. В.Я. Лыковой – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2011. – 64 с.

  7. Кутузов Б.А. Преподавание изобразительного искусства в основной школе в контексте требований ФГОС: Учебно-методическое пособие для учителей изобразительного искусства / Б.А. Кутузов. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2016. – 104 с.

  8. Кутузов Б.А. Теоретические и методические аспекты реализации нелинейной образовательной среды средствами учебного предмета «Мировая художественная культура»: Учебно-методическое пособие для педагогов-исследователей, аспирантов педагогических специальностей / Б.А. Кутузов. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018. – 125 с.

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры