ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Кафедра профессионального образования

События

30 октября 2014 г. в лекционном зале СОИРО состоялись Лермонтовские чтения, проводившиеся кафедрой методики преподавания предметов образовательной области «Филология». В Чтениях принимали участие более тридцати педагогов г. Смоленска и области, причем треть из них выступила с докладами. Темы докладов освещали творчество М.Ю. Лермонтова с различных сторон. Так, о преподавании произведений М.Ю. Лермонтова в школе говорили учитель из Вяземского района О.Н. Гречихина, учитель из п. Издешково Сафоновского района Л.Г. Полюшкова, учитель из г. Ярцево С.П. Равзенкова и учитель из смоленской школы № 32 В.В. Братишко.

О.С. Лебедь, учитель СОШ № 13 г. Смоленска, выступила с докладом «Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова», который сопровождался чтением лермонтовских стихов в исполнении ее ученика, восьмиклассника Даниила Шабаева.

Различные вопросы изучения биографии и творчества М.Ю. Лермонтова осветили в своих докладах доцент СОИРО Ю.А. Розонова («Тема поэта и поэзии в творчестве А.А. Ахматовой и М.Ю. Лермонтова»), учитель из Починковского района Е.М. Савельева («Поэзия тревожной мысли»), учитель СОЩ № 2 г. Смоленска В.С. Белова («Поэт и эпоха») и учителя из г. Ярцево Т.В. Романенко (»Проклятие Лермонтова»), Е.В. Дюкова («Вадим. Кто он?»), И.И. Арсентьева («Любовь в жизни и лирике М.Ю. Лермонтова»).

Чтения проводились в честь 200-летнего юбилея М.Ю. Лермонтова. 


Сетевое сообщество творчески работающих учителей-словесников Смоленской области «СМолва»

Кафедра методики преподавания предметов образовательной области «Филология» предлагает Вам принять участие в сетевом сообществе творчески работающих учителей-словесников Смоленской области «СМолва».

Задачами сетевого сообщества является:

· организация педагогического взаимодействия по обмену опытом практической деятельности учителей русского языка и литературы;

· обсуждение проблем обучения;

· совершенствование методических подходов к преподаванию предметов русского языка и литературы в условиях работы по ФГОС;

· оптимизация подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, диссеминация передового опыта;

· создание банка дидактических материалов к урокам и внеурочным мероприятиям по предмету.

Участие в сетевом сообществе позволит вам повысить личный вклад педагога в повышении качества образования, бесплатно размещать методические разработки, иллюстрирующие ваш вклад в достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов, представлять образовательный продукт в рамках де сотрудничества с ГАУ ДПОС "СОИРО" для обобщения и распространения опыта вашей работы на региональном уровне.

Для подтверждения Вашего согласия на участие отправьте ваши данные на электронный адрес кафедры методики преподавания предметов образовательной области «Филология» ГАУ ДПОС "СОИРО" smolva67@yandex.ru либо координаторам проекта (Лавровой И.М., Мартыненковой З.М.) на их электронную почту.

Необходимые данные участника для регистрации:

· фамилия, имя, отчество автора;

· квалификационная категория (по желанию);

· место проживания (город, поселок), область, край, регион;

· название учебного заведения;

· дисциплина, учебник, по которому ведется обучение;

· Фото (по желанию)

Подробную информацию можно получить дополнительно у координаторов по электронной почте или через контактные телефоны.

Контактные данные:

Кафедра «Филологии» ГАУ ДПОС "СОИРО": 38 95 43

Лаврова Ирина Михайловна, ст. преподаватель кафедры

8 951 717 77 86,  Lav-irina@mail.ru

Мартыненкова Зоя Михайловна, ст. преподаватель кафедры

8 920 320 75 56, smolva67@yandex.ru


Смоленский институт развития образования (СОИРО) в рамках Всероссийского педагогического собрания 28 октября 2014 года проводит круглый стол по вопросам функционирования русского языка как неродного «Социально-речевая адаптация детей мигрантов (представителей этнических меньшинств), беженцев и проблемы изучения русского языка в многонациональном коллективе в условиях реализации ФГОС».

Тема обсуждения определяется необходимостью введения в содержание образования этнокультурного компонента для подготовки и повышения квалификации учителей русского языка и литературы с целью преодоления культурных барьеров в обучении детей-мигрантов и представителей этнических меньшинств.

Вопросы Круглого стола будут направлены на решение проблем учителей в организации обучения в разноуровневом и разноязыковом коллективе, решению задач совмещения методик обучения русскому языку как неродному и русскому языку как родному.

Проблемное поле Круглого стола.

  • Новый тип билингвизма как социального и психолингвистического феномена сегодняшнего дня.
  • Перспективные модели организации обучения русскому языку в современном поликультурном пространстве российской школы.
  • Особенности обучения русскому языку детей-инофонов в условиях массовой школы в связи с введением ФГОС.
  • Методы обучения русскому языку как неродному.
  • Многонациональный детский коллектив как специфический объект воспитательного воздействия.

Приглашаем принять участие в обсуждении вопросов и проблем, связанных с обучением русскому языку и русской культуре в полиэтнических классах.

Заявки на участие, тему выступления просим направить по электронной почте на кафедру методики преподавания предметов образовательной области «Филология» smolva67@yandex.ru

Контактное лицо:

Лаврова Ирина Михайловна, ст. преподаватель кафедры

р.т. телефон: 8(812)38-95-43

моб. т.: 8 951 717 77 86  


Школьники начнут писать сочинения в этом учебном году

Сочинение вводится в перечень выпускных экзаменов школьников, начиная с 2014/2015 учебного года. «Если говорить о целях, которые преследует итоговое сочинение, то это проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки», – сказал Ливанов. «Нам не надо воспроизводить то, что было 10–20 лет назад: тогда это были малопонятные школьникам темы, 10–11-классники часто просто заучивали тексты. Нам нужно, чтобы сочинение в его новой форме, проверяло способность выпускников самостоятельно мыслить, излагать мысли, делать выводы анализировать».

По информации ведомства, Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах были отобраны следующие направления:

«Недаром помнит вся Россия...» (200-летний юбилей Лермонтова),

«Вопросы, заданные человечеству войной»,

«Человек и природа в отечественной и мировой литературе»,

«Чем живы люди?»

«Спор поколений: вместе и врозь».

По темам, разработанным в соответствии с этими направлениями, выпускникам предстоит рассуждать, опираясь на произведения отечественной и мировой литературы. На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их учащиеся только на экзамене. «Темы должны быть основаны на лучших литературных образцах. Считаю принципиально важным, чтобы они формировались не чиновничеством, а предлагались профессионалами, работающими в гуманитарной сфере», – заявил Дмитрий Ливанов Глава Минобрнауки

По словам Дмитрия Ливанова, до 1 октября будут разработаны и направлены в региональные органы образования рекомендации по критериям оценки и процедуре проведения сочинения. Пока вопросы, в частности, ориентировочной длины сочинения, отведенного на него времени (будет ли это четыре часа или больше) еще обсуждаются. Дмитрий Ливанов отметил, что при оценке итоговых сочинений будет учитываться грамотность, поэтому зачет за них смогут получить не все. «Я не думаю, что все 100% будут оцениваться зачетом, поскольку оцениваться будет и грамотность», - заметил министр. Он добавил, что первый год, когда выпускники школ будут писать сочинение, рассматривается как пилотный, поэтому принята максимально мягкая форма, в которой сочинение будет введено в перечень выпускных испытаний|

Напомним, сочинение будет введено в число выпускных экзаменов российских школьников начиная с 2014–2015 учебного года.

Итоговое сочинение выпускники будут писать в декабре, а пересдать его можно будет в феврале и конце апреля – начале мая. Проверкой сочинения займутся учителя с возможным привлечением независимых экспертов. Оценка – зачет/незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет за сочинение.

Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов сочинение может быть заменено изложением.

Написанные работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны. Выпускнику будет дано право при подаче документов в приемные комиссии вузов решить, предоставлять вузу написанное сочинение в составе портфолио или нет

Кроме того, школьное итоговое сочинение может быть в дальнейшем учтено при приеме абитуриентов.

Вузы впервые смогут самостоятельно устанавливать правила учета результатов сочинения при поступлении на те или иные специальности. Максимальный балл, который вуз может выставить за работу, – 10, полученный балл приплюсовывается к баллам ЕГЭ.

Источники информации:

1. http://4ege.ru/novosti-ege/4882-shkolniki-nachnut-pisat-sochineniya-v-2015-godu.html

2. http://vz.ru/news/2014/7/11/695184.html 


13 мая 2014 года в СОИРО на кафедре методики преподавания предметов образовательной области «Филология» состоялся круглый стол для учителей русского языка, руководителей ШМО и зам. директоров по УР.

Тема заседания - «Реализация принципов и технологий преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной ступенями школьного образования».

Проблемное поле:

- Основные принципы преемственности и непрерывности обучения русскому языку при реализации системно-деятельностного подхода.

- Организация педагогической деятельности в школе при реализации технологии преемственности между начальной и основной ступенями образования.

- Обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических, дидактических и методических материалов.

- Система развития универсальных учебных действий обучащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыке начальной и основной школы.

Целью обсуждения вопросов былоповышение профессиональной компетентности учителя русского языка по вопросам реализации системно-деятельностного подхода в обучении русскому языку в условиях перехода от начальной к основной ступеням школьного образования. Участниками круглого стола стали представители не только городских школ, но и школ: г. Рудня, с. Богородицкое, п. Новодугино, п. Катынь.

Лаврова И.М., ст. преподаватель кафедры, осветила круг вопросов, связанных с понятием "преемственности и непрерывности в обучении между ступенями начального и основного школьного образования". Участники круглого стола обсуждали проблему создания реально действующего в условиях конкретной школы механизма преемственности между ступенями образования.

Цурбина Е.Н., зам директора МБОУ СОШ № 37 г. Смоленска, рассказала об организации педагогической деятельности при реализации технологии преемственности между начальной и основной ступенями образования. Она подчеркнула, что в школе всегда рассматривались вопросы адаптации младших школьников при переходе в основную школу, но сегодня нужно говорить о преемственности не только в предметном содержании, но и в дидактике, и методике. Это связано с требованием ФГОС к метапредметным результатам обучающихся.

Сергушкина Л.Д. (МБОУ СОШ № 38 г. Смоленска) и Виноградова С.И. (МБОУ СОШ № 9 г. Смоленска) поделились с коллегами тем, как эта проблема решается в их педагогических коллективах.

Мельк Н.М. (МКОУ Новодугинская СОШ) говорила об условиях обеспечения непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических и дидактических материалов.

Шиликова Е.В. рассказала о приемах организации УУД на уроках и продемонстрировала задания (КИМ) для проверки их сформированности при диагностике.

Участниками круглого стола были приняты решения:

1. Внедрять и использовать в педагогической практике систему развития универсальных учебных действий (УУД) с 1-го по 9 класс – как форму детального описания нового образовательного результата

2. Формировать и использовать единый комплекс образовательных технологий деятельностного типа, поддерживаемых УМК и пособиями по разным предметам – как главное средство развития УУД и получения нового образовательного результата.

3. Совместно с администрацией школы разработать алгоритм деятельности педагогического коллектива по организации преемственности между начальной и основной ступенями образования.

Выработаны рекомендации:

1. Единое понимание единых целей обучения на уровне УУД на выходе из НШ и дальнейшее развитие их в 5/6 классе.

2. Поиск компромисса между опытом и традициями: утверждение «портрета выпускника НШ» в виде необходимых умений и действий, качеств обучающегося, требований, предъявляемых к нему педагогами начального и основного звена, исходя из ситуации в своей школе.

3. Составление портрета выпускника (4 мероприятия). В рабочей группе изучаются УУД НШ и ОШ, придумываются или вводятся изменения в формулировки (фиксируются). Внесенные изменения обсуждаются на совместном МО, создается вариант «портрета выпускника НШ». Вариант «портрета выпускника НШ» передается в предметные МО для ознакомления всеми учителями. На Педсовете обсуждается и принимается «портрета выпускника НШ» на год (версия может уточняться по результатам диагностики).

В целом все участники выразили удовлетворение совместной работой. 


Круглый стол

для руководителей ШМО, учителей русского языка и зам. директоров по УР.

Тема: «Реализация принципов и технологий преемственности в обучении русскому языку между начальной и основной ступенями школьного образования»

Цель: повысить профессиональную компетентность учителя русского языка по вопросам реализации системено-деятельностного подхода к обучению в условиях перехода от начальной к основной ступени школьного образования.

Дата проведения: 13 мая 2014 г. время 10.00 -14.00

Место проведения: на базе Смоленского технологического колледжа. (ул. Попова д.40/2)

Проблемное поле

1. Основные принципы преемственности и непрерывности обучения русскому языку при реализации системно-деятельностного подхода.

2. Организация педагогической деятельности в ОУ при реализации технологии преемственности между начальной и основной ступенями образования.

3. Обеспечение непрерывного образовательного процесса, направленного на получение нового образовательного результата, с использованием необходимых диагностических, дидактических и методических материалов.

4. Система развития универсальных учебных действий обучащихся как целевых ориентиров образовательного процесса на стыке начальной и основной школы.

Приглашаем принять участие в обсуждении темы. 


Информационное письмо для участника сетевого сообщества творчески работающих учителей - словесников Смоленской области «СМолва»

Уважаемые педагоги!

Кафедра методики преподавания предметов образовательной области «Филология» предлагает Вам принять участие в сетевом сообществе творчески работающих учителей-словесников Смоленской области «СМолва».

Сегодня в образовании поднимается проблема повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательной школы в связи с переходом обучения основной и старшей школы по новым ФГОС. Утвержден макет «Профессиональный стандарт учителя». Создан Совет по русскому языку при Правительстве РФ (от 05.11.2013 № 992), 15.01.2014 г в Минобрнауке России прошло заседание комиссии по разработке и реализации комплексной программы повышения профессиональной подготовки педагога.

В рамках этих событий предлагаем организовать сетевое сообщество учителей русского языка и литературы нашего региона.

Задачами сетевого сообщества является:

· организация педагогического взаимодействия по обмену опытом практической деятельности учителей русского языка и литературы;

· обсуждение проблем обучения;

· совершенствование методических подходов в преподавании предметов русского языка и литературы в условиях работы по ФГОС;

· оптимизация подготовки к итоговой аттестации по русскому языку и литературе, диссеминация передового опыта;

· создание банка дидактических материалов к урокам и внеурочным мероприятиям по предмету.

Участие в сетевом сообществе позволит вам повысить личный вклад педагога в повышении качества образования, бесплатно размещать методические разработки, иллюстрирующие ваш вклад в достижение обучающимися предметных и метапредметных результатов, представлять образовательный продукт в рамках де сотрудничества с ГАУ ДПОС СОИРО для обобщения и распространения опыта вашей работы на региональном уровне.

Для подтверждения Вашего согласия отправьте ваши данные на электронный адрес кафедры методики преподавания предметов образовательной области «Филология» СОИРО: smolva67@yandex.ru либо координаторам проекта (Лавровой И.М, Мартыненковой З.М.) на их электронную почту.

Необходимые данные участника для регистрации:

· фамилия, имя, отчество автора;

· квалификационная категория (по желанию);

· место проживания (город, поселок), область, край, регион;

· название учебного заведения;

· дисциплина, учебник, по которому ведется обучение;

· Фото (по желанию) или автара

Подробную информацию можно получить дополнительно у координаторов по почте или через контактные телефоны.

Контактные телефоны:

Кафедра «Филологии» СОИРО: 38 95 43

Лаврова Ирина Михайловна, ст. преподаватель: 8 951 717 77 86

Мартыненкова Зоя Михайловна 8 920 320 75 56 


назад в раздел

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры