ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Кафедра профессионального образования

События

Научно-практическая конференция «Инклюзивное и интегративное образование в Смоленской области: задачи и перспективы развития»

25 марта 2015 года в Смоленске состоялась Научно-практическая конференция «Инклюзивное и интегративное образование в Смоленской области: задачи и перспективы развития».

Организаторами конференции выступили Департамент по образованию, науке и делам молодежи Смоленской области, ГАУ ДПОС «СОИРО», СОГБОУ «ЦДиК».

В работе конференции приняли участие специалисты, реализующие практику интегрированного и инклюзивного образования в Смоленской области:

– руководители органов местного самоуправления, руководители образовательных организаций, педагоги, психологи, родители и представители общественных организаций родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и других организаций, решающих проблемы образования, социокультурной реабилитации и психолого-педагогической поддержки детей с ОВЗ.

С приветственными словами к участникам конференции обратились: Ольга Владимировна Окунева, заместитель Губернатора Смоленской области; Ермакова Ирина Владимировна, начальник отдела дошкольного, общего и дополнительного образования Департамента по образованию, науке и делам молодежи Смоленской области; Корнеева Елена Александровна, И.о. начальника отдела по опеке, попечительству и интернатных учреждений Департамента образованию, науке и делам молодежи Смоленской области; Хомутова Вита Михайловна, начальник управления семейной политики и демографического развития; Нестеров Евгений Гайфанович, главный педиатр Департамента Смоленской области по здравоохранению; Михайлова Наталья Александровна, Уполномоченный по правам ребенка в Смоленской области.

Участники конференции обсудили широкий круг вопросов. Был представлен имеющийся в регионе положительный опыт обучения детей с ОВЗ. В ходе конференции согласовали общую позицию в понимании основных направлений практической реализации задач развития и совершенствования инклюзивного и интегрированного образования, как востребованных форм инновационного образования в Смоленской области и внесли предложения по дальнейшему развитию и стратегии продвижения инклюзивного и интегрированного образования в Смоленской области. 


27 октября, 12 ноября 2014 года в г. Рославле состоялся зональный семинар-практикум «Новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»: организационные и методологические основы преподавания курса».

В работе семинара приняли участие Г.Д. Кочергина, заведующий кафедрой инновационных образовательных технологий ГАУ ДПОС «СОИРО», И.П. Масленникова, старший преподаватель кафедры СОИРО, Т. Е. Чепелкина, главный специалист отдела образования и муниципального контроля комитета образования Администрации муниципального образования «Рославльский район», Н.Г. Аршук, методист Рославльского районного ресурсного центра, протоиерей Владимир Янгичер, член Координационного совета по образованию Министерства образования Московской области и Московской епархии, благочинный Рославльского округа протоиерей Михаил Гольцман, преподаватели предмета «Основы религиозных культур и светской этики» общеобразовательных школ Рославльского, Десногорского, Починковского, Хиславичского, Ельнинского, Шумячского районов.

В программе семинара представлены: модели уроков «Добро и зло» (Артамонова Н.П., МБОУ СШ № 6 г. Рославля), «Милосердие и сострадание» (Гракова Л.А., МБОУ СШ № 7), «Монастырь» (Телюкова Л.В., МБОУ Кирилловская СШ); презентация авторского методического пособия «Доброслов» (О.В. Гайвас, МБОУ СШ № 4); опыт работы методического объединения преподавателей курса ОРКСЭ г. Десногорска (Винокурова В.В.); мастер-классы учителей школ г. Рославля и г. Десногорска (Е. А. Борисовой, С. А. Даниловой, В. В. Винокуровой).

Работу семинара завершил круглый стол, на котором обсуждались проблемы преподавания курса ОРКСЭ и пути их решения. 


17 ноября 2014 года на базе ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» состоялось расширенное заседание региональной исследовательской группы по проблеме «Интеграция общего и дополнительного образования как фактор создания оптимальной модели внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС».

В работе заседания приняли участие 26 представителей региональной системы образования: директора образовательных организаций, заместители директоров, методисты и педагоги дополнительного образования из 4 муниципальных образований Смоленской области: МБОУ ДОД Монастырщинский Центр внешкольной работы, МБОУ Монастырщинская СОШ им. А.И. Колдунова, МБОУ ДОД ЦРТДиЮ г. Рославль, МБОУ СОШ № 7 и МБОУ СОШ № 9 г. Рославля, МБОУ ДОД Центр детского творчества и МБОУ СОШ № 2 г. Сафоново, СОГБОУ ДОД ЦРТДЮ, СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», МБОУ ДОД ДТДМ, МБОУ СОШ № 14, МБОУ СОШ № 28, МБОУ СОШ № 34 г. Смоленска; МБОУ ДОД ЦДТ и МБОУ СОШ № 10 г. Ярцево, МБОУ Михейковская СОШ Ярцевского района, МБОУ ДОД «ДДТ» г. Десногорска.

Научный консультант региональной исследовательской группы Кочергина Г.Д., к.п.н., доцент кафедры инновационных образовательных технологий ГАУ ДПОС «СОИРО», координатор региональной исследовательской группы Сечковская Н.В., методист отдела воспитания и дополнительного образования детей ГАУ ДПОС «СОИРО»

В программе заседания состоялось активное обсуждение методических материалов и разработок участников региональной исследовательской группы и планирование деятельности региональной исследовательской группы на 2015 год. В рамках заседания было создано сетевое объединение педагогов дополнительного образования и было принято решение подготовить теоретические и практико-ориентированные разработки с последующей презентацией на сайте сетевого сообщества.

Участники заседания отметили положительный опыт взаимодействия образовательных организаций с учреждениями дополнительного образования по проблеме разработки оптимальной модели внеурочной деятельности в условиях интеграции и обозначили перспективы деятельности РИГ на 2015 год. 

  


20 ноября 2014 года на базе ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» состоялся круглый стол «Взаимодействие образовательных учреждений с религиозными, общественными и другими организациями: проблемы и перспективы».

В работе круглого стола приняли участие 73 представителя региональной системы образования: специалисты органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, заместители директоров по воспитательной работе, старшие вожатые, воспитатели, педагоги дополнительного образования из 20 муниципальных образований Смоленской области.

В формате проблемного разговора участники круглого стола определили роль социального партнёрства в реализации приоритетных направлений Программы воспитания и социализации обучающихся, отметили существующие в данном направлении проблемы, такие как:

- отсутствие системного подхода к организации взаимодействия образовательных учреждений с агентами воспитания и социализации;

- недостаточная профессиональная готовность педагогов к проектированию системы воспитательных мероприятий с учетом уровней планируемых результатов и возможностей культурно-образовательной среды;

- преобладание традиционных форм участия социальных партнеров в реализации основных направлений Программы воспитания и социализации.

Обсуждение положительного опыта взаимодействия образовательных организаций с социальными институтами в культурно-образовательном пространстве региона позволило обозначить перспективы деятельности, что обуславливает необходимость разработки и внедрения перспективных моделей и проектов взаимодействия, изучения и апробации современных форм педагогической поддержки социальной деятельности обучающихся, развития форм сетевого взаимодействия. 


29 октября 2014 года в рамках областной экспериментальной площадки в МБОУ Капыревщенская СОШ кафедрой инновационных образовательных технологий и педагогическим коллективом школы для заместителей директоров школ по воспитательной работе Ярцевского района был проведен семинар: «Гражданское становление современного школьника через урочную и внеурочную деятельность». 

Программа семинара


21 октября 2014 года на базе ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» состоялось расширенное заседание регионального исследовательского коллектива «Менеджмент воспитания».

В работе заседания приняли участие 2 руководителя и 9 заместителей директоров 8 общеобразовательных организаций и 3 учреждений дополнительного образования детей Смоленской области: МБОУ гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского, МБОУ СОШ № 2, МБОУ СОШ № 31, МБОУ СОШ № 32 им. С.А. Лавочкина, МБОУ СОШ № 33, МБОУ СОШ № 40 г. Смоленска, МБОУ Шаталовская СОШ Починковского района, МБОУ Пржевальская СОШ Демидовского района, СОГБОУ ДОД «Станция юннатов», МБОУ ДОД Шумячский ДДТ, МБОУ ДОД «ДДТ» г. Десногорска.

В повестку заседания были включены следующие вопросы:

- отчет о деятельности РИК за 2008–2014 гг.; программа исследования на 2014–2015 учебный год – Зевакова Н.С., зав. отделом воспитания и дополнительного образования детей ГАУ ДПОС «СОИРО», координатор исследовательского коллектива;

- содержание и особенности создания персонифицированной системы воспитания в формате ОДИ; тематика возможных разработок исследовательской деятельности членов РИК – Кочергина Г.Д., к.п.н., заведующий кафедрой инновационных образовательных технологий ГАУ ДПОС «СОИРО», научный консультант исследовательского коллектива.

Участники заседания отметили продуктивность деятельности РИК за обозначенный период, в частности, публикации методических разработок в сборниках и журналах издательского центра «Педагогический поиск», участие в мероприятиях межрегионального сетевого объединения педагогов, экспертизу материалов членов межрегионального исследовательского коллектива, трансляцию образовательных продуктов РИК по проблематике исследования на региональном уровне.

Расставив акценты в основных подходах, целевых ориентирах, условиях и механизмах создания персонифицированной системы воспитания, члены РИК приняли решение участвовать в межрегиональном исследовании по данной проблеме: провести мониторинговые исследования, подготовить теоретические и практико-ориентированные разработки с последующей презентацией на межрегиональной интернет-сессии 16.12.2014 г. 


Конкурс на лучшую учебно-методическую разработку по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» проводится в целях стимулирования творчества педагогов по проектированию содержания, форм и методов духовно-нравственного воспитания младших школьников средствами предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), создания банка методических разработок и диссеминации лучших образцов инновационной практики в образовательной системе Смоленской области.

Положение 


28 мая 2014 года в рамках проекта «Тьюторское сопровождение федеральной системы мониторинга развития дополнительного образования детей» состоялся вебинар на тему «Мониторинг передачи полномочий в части реализации дополнительных образовательных программ» (ФГБОУ ДОД «Федеральный детский эколого-биологический центр», г. Москва). В работе, которого принял участие региональный тьютер федеральной системы мониторинга развития системы дополнительного образования детей Сечковская Н.В, ст. преподаватель кафедры инновационных образовательных технологий. 


16-27 июня 2014 года состоятся целевые курсы повышения квалификации педагогов Смоленской области «Новый учебный предмет «Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) в условиях реализации требований ФГОС нового поколения».

На курсы приглашаются педагоги, планирующие преподавать комплексный курс ОРКСЭ в 2014 году. В программе курсов: нормативно-правовые, организационные и методологические аспекты введения курса ОРКСЭ; содержание модулей и методика преподавания; проектирование урока в контексте современных требований; анализ результативности образовательной деятельности по курсу ОРКСЭ.

Телефон для справок: 8-(4812) 32-75-35 (Масленникова Ирина Павловна) 


18 июня 2014 года состоится консультация для педагогов дополнительного образования «Мониторинг результативности освоения дополнительной образовательной программы» (на платной основе).

В рамках консультации будут рассмотрены актуальные вопросы оценки и представления результатов дополнительного образования. Практическим результатом консультации может стать проектирование мониторинговой карты оценки результативности освоения конкретной образовательной программы творческого объединения.

Телефон для справок: 8-(4812) 32-75-35 (Кочергина Галина Дмитриевна) 


13, 15 мая 2014 года специалистами кафедры инновационных образовательных технологий и отдела воспитания и дополнительного образования детей ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» был проведен внебюджетный семинар по проблеме «Моделирование и проектирование Программы воспитания и социализации обучающихся в контексте реализации воспитательной компоненты ФГОС».

В семинаре приняли участие педагогические работники 28 образовательных организаций Смоленской области.

Слушателям семинара был предложен ряд практических занятий по проектированию основных разделов Программы, моделированию мониторинговой карты достижения планируемых результатов воспитания и социализации обучающихся, графической схемы взаимодействия образовательной организации с окружающим социумом.

Участники семинара познакомились с нормативно-правовым обеспечением воспитательного процесса в условиях внедрения ФГОС, интерактивными формами организации жизнедеятельности школьного и классного коллективов в рамках реализации Программы воспитания и социализации обучающихся, освоили методический конструктор и алгоритмы разработки рабочих программ внеурочной деятельности, что позволит качественно улучшить осуществление воспитательной работы в современной школе. 


Очная сессия курсов повышения квалификации региональных тьюторов федеральной системы мониторинга по развитию системы дополнительного образования детей до 2020 года «Тьюторское сопровождение федеральной системы мониторинга развития дополнительного образования детей»

22–24 апреля 2014 года в г. Ярославле в рамках II международного форума «Евразийский образовательный диалог» прошла очная сессия курсов повышения квалификации для тьюторов федеральной системы мониторинга развития системы дополнительного образования детей.

В работе II международного форума «Евразийский образовательный диалог» и очной сессии курсов повышения квалификации приняла участие Сечковская Н.В., методист отдела воспитания и дополнительного образования детей ГАУ ДПОС «СОИРО».

На II международном форуме «Евразийский образовательный диалог» были затронуты следующие вопросы:

- «О концепции проекта «Новая школа России 2020»;

- «Новые ресурсы достижения образовательных результатов»;

- «О проекте комплексной программы повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций»;

- «О профессиональном стандарте педагога в Российской Федерации»;

- «О проекте межведомственной концепции развития дополнительного образования в Российской Федерации»;

- «Мотивирующий мир: стратегия развития открытого неформального образования как основной тренд общества знаний в сетевом столетии».

По каждому из обозначенных вопросов были проведены расширенные секционные заседания.

В рамках курсов был проведен семинар «Особенности мониторинга в системе дополнительного образования детей», где обсуждались вопросы мониторинговой деятельности в системе дополнительного образования, цели, задачи, трудности организации мониторинговой деятельности, нормативно-правовое обоснование системы мониторинга ДОД, подходы к созданию федеральной системы мониторинга ДОД, рассмотрены предметы (направления, блоки, подсистемы) федеральной системы мониторинга развития системы дополнительного образования детей.

 


22-24 апреля 2014 г. на базе Ярцевского района состоялся семинар-практикум «Современные подходы к уроку в условиях реализации требований ФГОС».

С требованиями к уроку в условиях современной информационно-образовательной среды выступил Петруленков В.М., профессор СОИРО, заслуженный учитель России.

Практическое занятие: «Проектирование современного урока в свете требований ФГОС» провела Куришкина Л.А., зам. директора по НМР МБОУ СОШ № 33 г. Смоленска, заслуженный учитель России, победитель областного конкурса «Учитель года 2000».

Участникам семинара были предложены мастер-классы:

- «Технология проблемного обучения на уроках обществознания в условиях перехода на стандарты нового поколения» (Лосева И.А. учитель МБОУ СОШ №10 г. Ярцево, победитель ПНПО);

- «Технология проектного обучения на уроках биологии в условиях перехода на ФГОС ООО» (Марчевская Т.Н. учитель МБОУ СОШ №10 г. Ярцево, победитель ПНПО);

- «Формирование познавательных УУД средствами ТКРМ (на примере урока математики в 6 классе по теме «Признаки делимости)» (Демидова Л.А. учитель МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов).

Участники семинара приняли активное участие в анализе видео-уроков, проведенных учителями - победителями Всероссийских конкурсов «Учитель года России» в свете требований ФГОС.

В завершении семинара-практикума был проведен круглый стол «Современные образовательные технологии как средство реализации стандартов нового поколения в начальной и основной школе», на котором учителя поделились опытом использования современных технологий в условиях реализации требований ФГОС. 



7-15 апреля 2014 года в ГАУ ДПОС «СОИРО» состоялся семинар для школ-ресурсных центров Смоленской области по теме «Проектирование и организация электронного обучения с использованием дистанционных образовательных технологий».

Семинар проводился в целях теоретической, организационно-методической и практической подготовки коллективов школ-ресурсных центров муниципальных образований Смоленской области к проектированию и организации электронного обучения школьников на основе дистанционных образовательных технологий.

В программе семинара состоялись презентации опыта применения дистанционных форм образовательной деятельности, дискуссионный круглый стол по проблемам организации деятельности школ-ресурсных центров, рассматривались вопросы сетевого взаимодействия образовательных учреждений в муниципальной (региональной) системе дистанционного обучения школьников, представлены проекты участников семинара.  


С 7 по 11 апреля 2014 г. состоялся очно-дистанционный семинар «Технологии проектирования и организации электронного обучения с применением дистанционных образовательных технологий» для педагогов города Десногорск.

На семинаре рассматривались вопросы организации дистанционного обучения школьников с использованием учебной среды Moodle. Отзывы о семинаре можно прочитать в книге отзывов о курсах: http://knigaotzivov67.blogspot.ru/2014/04/blog-post.html


10 апреля 2014 года в г. Десногорске состоялся зональный семинар «Новый школьный предмет «Основы религиозных культур и светской этики»: первые шаги и перспективы».

Организаторами семинара являлись ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования», Комитет по образованию администрации муниципального образования «Город Десногорск» и Комитет образования муниципального образования «Рославльский район».

В программе семинара учителями г. Десногорска были представлены открытые уроки по модулям «Основы православной культуры» и «Светская этика» (Быченкова Н.В. учитель МБОУ СОШ №1, Марченкова Н.В., учитель МБОУ СОШ №1, Петракова Е.И., учитель МБОУ СОШ №4), состоялась презентация методических материалов по курсу ОРКСЭ педагогов Рославльского района (Данилова С.Н., МБОУ СОШ №9, Усик Л.И., учитель МБОУ Чижовская СОШ), представлен опыт работы методического объединения преподавателей курса ОРКСЭ г. Десногорска (Винокурова В.В.).

В работе семинара приняли участие: Р.А. Овечкина, начальник комитета по образованию муниципального образования г. Десногорска, Т.Е. Чепелкина, главный специалист отдела развития образования и муниципального контроля Комитета образования Администрации муниципального образования «Рославльский район», Г.Д. Кочергина заведующая кафедрой инновационных образовательных технологий СОИРО, Протоиерей, благочинный Рославльского округа, настоятель Прихода Храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы г. Рославля Михаил Гольцман.  


С 3 апреля по 6 мая 2014 года кафедрой инновационных образовательных технологий ГАУ ДПОС «СОИРО» совместно со Смоленской Православной Духовной семинарией на базе Кардымовского, Велижского, Вяземского, Гагаринского районов организованы и проведены выездные тематические консультации по проблеме «Актуальные вопросы преподавания учебного модуля «Основы православной культуры».

В программе рассматривались нормативно-правовые, организационные, содержательные и методические аспекты преподавания учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики».

В консультациях приняли участие более 140 человек: руководителей образовательных учреждений и методических объединений, специалистов муниципальных органов образования и преподавателей курса «Основы религиозных культур и светской этики». 



13-15 ноября 2013 г. кафедрой инновационных образовательных технологий для учителей области был проведен семинара-практикума «Современные подходы к уроку в условиях реализации требований ФГОС»

· С требованиями к уроку в условиях современной информационно-образовательной среды выступил Петруленков В.М., профессор СОИРО

· О проектировании современного урока в свете требований ФГОС рассказала Куришкина Л.А., зам. директора по НМР МБОУ СОШ № 33 г.Смоленска, победитель областного конкурса «Учитель года 2000»

· С технологией подготовки урока в современной информационной образовательной среде выступила Боброва Е.А., доцент СОИРО

Участники семинара приняли активное участие в обсуждении предложенных им уроков проведенных учителями МБОУ СОШ № 33 г. Смоленска

· Формирование универсальных учебных действий обучающихся на уроках обществознания

Жойкин С.А, учитель истории и обществознания, директор МБОУ СОШ № 33 г.Смоленска, победитель областного конкурса «Учитель года 2007»

· Учебная ситуация как дидактическая единица урока 

Клевасова Е.Л., учитель математики МБОУ СОШ № 33 г. Смоленска

· Формирование информационной образовательной среды на уроке

Митькова Ю.И., учитель дисциплины «Окружающий мир» МБОУ СОШ № 33 г.Смоленска, победитель областного конкурса «Учитель года 2005»

В завершении семинара-практикума был проведен круглый стол «Современные образовательные технологии как средство реализации стандартов нового поколения в начальной и основной школе». 

    


Современные информационные технологии
как условие качественного выполнения требований ФГОС

В октябре-декабре 2013 года по инициативе кафедры инновационных образовательных технологий (руководитель - к.п.н. Г.Д. Кочергина) на базе Дорогобужского, Рославльского и Ярцевского районных ресурсных центров прошли проблемные семинары «Современные информационные технологии как условие качественного выполнения требований ФГОС».

На семинаре рассматривались вопросы о роли современной информационной среды в современной системе образования, о требованиях к современному уроку, об ИКТ-компетентности педагога, работали дискуссионные площадки «Опыт и проблемы применения современных информационных технологий в образовательном процессе в контексте реализации требований ФГОС».

           


10 октября 2013 года под руководством специалистов отдела научно-методического сопровождения воспитания ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования» Архиповой Т.А., зав. отделом, Зеваковой Н.С., методиста отдела, на базе МБОУ СОШ № 39 города Смоленска был проведён семинар-практикум «Воспитательная система ОУ как средство создания условий для развития социальной компетентности школьников» в рамках курсовой подготовки старших вожатых, педагогов-организаторов и воспитателей ОУ Смоленской области.

Идея семинара «Один год Вашей жизни в нашей школе», представленная в начале мероприятия Абдумаликовой Г.И., заместителем директора школы по воспитательной работе, пришлась по душе всем его участникам, позволив коллективу единомышленников создать особую атмосферу праздника и продемонстрировать высокую инициативу обучающихся в управлении школьной жизнью.

Познакомившись с деятельностью волонтёрского отряда школы «Данко» (руководитель Наконечная В.И.), слушатели курсов отметили современность, оригинальность и продуктивность проводимых в ОУ социальных акций и благотворительных мероприятий, таких как «Голосуй за мир!», «Белый цветок», «Неделя вежливости и красоты» и др., а затем с интересом и творческим задором принять участие в школьной акции «Мы – вместе!», проводимой в рамках городской акции «Уроки толерантности».

Старших вожатых также заинтересовала рациональная структура организации школьного самоуправления и многоступенчатая система обучения лидеров класса.

Посетив одно из занятий Школы актива, подготовленное психологом школы Тимошенковой Т.В. для учащихся 8-11-х классов, все присутствующие отметили креативный подбор приёмов, наглядно продемонстрировавших участникам семинара, как индивидуальность и солидарность лидеров ученического самоуправления способствует или препятствует организации совместных интересных дел.

Педагоги-организаторы и воспитатели групп продлённого дня отметили широкий спектр возможностей ОУ в организации досуговой деятельности обучающихся разного возраста, способствующей оптимальной реализации личностного потенциала школьников, приобретению ими социального опыта творческого преобразования окружающей среды.

При подведении итогов семинара всеми слушателями была отмечена возможность практического использования продемонстрированного опыта самоуправленческой и досуговой деятельности на уровне своего ОУ. 

  

назад в раздел

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры