ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Кафедра профессионального образования

События

Отчет о проведении Литературных чтений

27 марта 2015 года состоялись межрегиональные Литературные чтения «Кардымовские зори – 2015», посвященные Году литературы в России и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне по теме: «Духовно-нравственный и военно-патриотический потенциал предметов гуманитарного цикла».

Инициатором проведения данного мероприятия выступил В.А. Карнюшин, кандидат филологических наук, директор МБОУ «Кардымовская СОШ им. Героя Советского Союза С.Н. Решетова» Смоленской области.

Подробнее здесь

 

 


Повышение квалификации сотрудников кафедры


8–10 декабря 2014 года сотрудники кафедры педагогики и методики начального образования вместе с другими членами профессорско-преподавательского состава СОИРО прошли курсы повышения квалификации по теме: «Теория и практика организации образовательного процесса в условиях введения ФГОС на основе ГОУО». Программа курсов включала следующие образовательные модули: «Информационная образовательная среда в современной образовательной организации», «ИКТ на службе метапредметного подхода в образовании», «Оценивание в современной образовательной среде», «Интеграция педагогических и информационных технологий».

Занятия проводили сотрудники Ленинградского областного института развития образования: доктор педагогических наукМаргарита Борисовна Лебедева и кандидат педагогических наук Марина Александровна Горюнова. Преподаватели продемонстрировали высокий профессионализм, используя разные способы представления лекционного материала, организуя дистанционную поддержку на сайте ЛОИРО, создавая блог-дневник учебных занятий.

Процесс обучения осуществлялся в интерактивном режиме с применением дистанционных образовательных технологий. Программа курсов была нацелена на вовлечение всех обучающихся в групповые формы работы при выполнении практических заданий.

В результате обучения сотрудники института не только успешно освоили содержание программы курсов, но и овладели инновационными формами и технологиями работы со взрослыми. Особый интерес слушателей курсов вызвали лекции со стопами, перевернутые лекции, технология открытого пространства, возможность получить оперативную информацию о каждом учебном дне. Итогом обучения 50 сотрудников кафедр института стало коллективное итоговое электронное портфолио. По мнению всех участников курсов, такое обучение имеет огромное значение и в плане обмена опытом работы сотрудников смежных институтов СОИРО и ЛОИРО.



Педагогические чтения

6 ноября 2014 года в Смоленском областном институте развития образования состоялись Педагогические чтения, посвященные 85-летию Смоленского областного института развития образования, по теме: «Актуальные вопросы обучения и воспитания младших школьников в условиях реализации требований ФГОС».

Педагогические чтения проходили под руководством Департамента Смоленской области по образованию, науки и делам молодежи. В мероприятии приняли участие представители педагогической общественности Смоленской области: специалисты муниципальных органов управления в сфере образования, педагогические работники и руководители образовательных учреждений – всего 110 человек.

Открыла педагогические чтения Светлана Алексеевна Болотова, начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГАУ ДПОС «СОИРО», кандидат педагогических наук, почётный работник общего образования РФ. Светлана Алексеевна, познакомив участников Чтений с порядком и регламентом работы, остановилась на новой форме проведения мероприятия. Новшество заключалось в том, что Педагогические чтения проходили в два этапа. Первый этап был проведен с 28 по 31 октября, второй этап – пленарное заседание Чтений – 6 ноября. На первом этапе работали творческие группы по приоритетным проблемам реализации ФГОС в начальном общем образовании Смоленской области. Первая творческая группа обсуждала проблему«Технологии обучения и воспитания младших школьников»; заседание проходилона базе Рославльского районного ресурсного центра. Три другие группы работали на базе СОИРО в Смоленске: вторая творческая группа обсуждала проблему«Психолого-педагогическое сопровождение ФГОС НОО», третья группа – проблему «Формирование и развитие новых образовательных результатов», четвертая группа – проблему «Развитие личности младшего школьника средствами внеурочной деятельности». На втором этапе Педагогических чтений был представлен опыт работы пилотных школ области по вопросам реализации требований ФГОС.

Участников Педагогических чтений приветствовали: Николай Николаевич Колпачков, первый заместитель начальника Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи; Ирина Владимировна Ермакова, зав. отделом дошкольного, общего и дополнительного образования Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи;Ирина Алексеевна Дидук, проректор по науке и проектированию образовательной деятельности СОИРО.

В приветствии участников мероприятия было высказано много тёплых слов в адрес руководства и сотрудников Смоленского областного института развития образования в связи с 85-летним юбилеем института. Кроме того, были отмечены педагоги пилотных школ области, которые первыми стали внедрять требования ФГОС в практику работы с младшими школьниками, было подчеркнуто значение их опыта работы для образования региона и выражена уверенность, что результаты Педагогических чтений будут активно использоваться в массовой практике.

На пленарном заседании Педагогических чтений прозвучали следующие доклады:

1. Федеральные государственные образовательные стандарты как методология новой парадигмы образования

Тагинцева Раиса Федоровна, советник при ректорате ГАУ ДПОС «СОИРО», кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ, член-корреспондент МАНПО;

2. Повышение профессиональной компетентности педагогов как условие качественной реализации требований ФГОС

Болотова Светлана Алексеевна, начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГАУ ДПОС «СОИРО», зав. кафедрой педагогики и методики начального образования, кандидат педагогических наук, почетный работник общего образования РФ;

3. Мониторинг образовательных достижений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС

Неброева Клавдия Николаевна, зав. отделом экспертизы и мониторинга системы образования ГАУ ДПОС «СОИРО», заслуженный учитель РФ;

4. Психолого-педагогическое сопровождение педагогов, обучающихся по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации

Шаталова Ольга Алексеевна, зав. кафедрой педагогической психологии ГАУ ДПОС «СОИРО», соискатель СмолГУ;

5. Педагогическая диагностика как форма контроля и оценивания предметных и метапредметных результатов младших школьников

Лазарева Елена Михайловна, зам. директора МБОУ СОШ № 1 г. Сычевки Смоленской области, лауреат конкурса лучших учителей в рамках Приоритетного национального проекта «Образование» в 2014 году;

6. Разработка контрольно-измерительных материалов в условиях реализации ФГОС

Леутина Светлана Леонидовна, зам. директора МБОУ СОШ № 7 г. Рославля Смоленской области;

7. Использование современных образовательных технологий в обучении и воспитании младших школьников в свете реализации требований ФГОС

Коринская Татьяна Алексеевна, зам директора МБОУ «Верхнеднепровская СОШ № 2» Дорогобужского района Смоленской области;

8. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС НОО

Галайдина Наталья Юрьевна, зам. директора МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцево Смоленской области;

9. Новые подходы к оцениванию художественно-творческих достижений младших школьников в условиях реализации ФГОС

Харлап Елена Валерьевна, зам. директора МБОУ «Гнездовская СОШ» Смоленского района Смоленской области;

10. Формирование самооценки младших школьников

Сафонова Татьяна Евгеньевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории квалификационной категории МБОУ СОШ № 2 г. Велижа Смоленской области;

11. Реализация деятельностного подхода во внеурочной деятельности в начальной школе

Гурченкова Татьяна Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 29 с углубленным изучением отдельных предметов г. Смоленска4

12. Становление личности ребенка в классном коллективе в условиях реализации требований ФГОС

Денисова Марина Владимировна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 8 г. Рославля Смоленской области.

При подведении итогов работы Педагогических чтений всеми участниками было отмечено, что представленный педагогами опыт работы по актуальным вопросам обучения и воспитания младших школьников в условиях реализации требований ФГОС является уникальным и заслуживает внимания широкой общественности. Ирина Владимировна Ермакова, зав. отделом дошкольного, общего и дополнительного образования Департамента Смоленской области по образованию, науке и делам молодежи, высказала слова благодарности в адрес всех участников и организаторов мероприятия, отметив высокий научно-методический уровень его проведения. 



21 марта 2014 года в Смоленске состоялась VIII международная научно-практическая конференция по проблемам преподавания литературы. В рамках конференции были проведены Васильевские чтения 2014, посвященные 90-летию писателя Б.Л. Васильева. Конференция проходила при участии Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ города Москвы, Смоленского государственного университета, Смоленского областного института развития образования, Управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска. Инициатором и организатором научно-практической конференции выступили кандидат филологических наук В.А. Карнюшин и педагогический коллектив МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска.

В работе конференции приняли участие педагоги России, Белоруссии и Китая. Среди них: учителя городов Витебска, Москвы, Курска, Воронежа, города Смоленска и Смоленской области, профессорско-преподавательский состав Смоленского государственного университета и Смоленского областного института развития образования, представители Администрации города Смоленска, магистранты филологического факультета Смоленского государственного университета из Китая, учащиеся МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска. Всего около 100 участников.

Программа конференции была насыщенной. С приветственными словами к участникам конференции обратились: С.А. Филатова, председатель социально-экономических и интеллектуальных программ города Москвы; В.И. Новиков, доктор филологических наук, профессор МГУ; Д.Я. Левант, первый заместитель Главы города Смоленска; О.Е. Мальцева, заслуженный работник культуры РФ, директор областной универсальной библиотеки имени А.Т. Твардовского; Н.В. Деверилина, зам. председателя Смоленского областного краеведческого общества; Ю.В. Викторенко, менеджер-методист информационно-методического отдела управления образования и молодежной политики Администрации города Смоленска;С.А. Болотова, кандидат педагогических наук, начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»;Л.В. Кузьмичева, Заслуженный учитель РФ ГОУ СОШ № 436 г. Москвы, представители педагогических коллективов МБОУ СОШ № 10 г. Курска и школ города Витебска.

Все выступающие отметили, что тема и содержание конференции актуальны и особо значимы в год празднования 90-летия Б.Л. Васильева. В этот юбилейный 2014 год по всей России проходят различные форумы и мероприятия, посвященные памяти и творчеству писателя. Среди них: конкурс на лучший проект памятника Б. Васильеву, театральный фестиваль спектаклей по произведениям писателя, творческие вечера, литературные гостиные и др. Проведение в Смоленске Васильевских чтений имеет особое значение, так как они проходят на родине писателя.

Перед участниками конференции с воспоминаниями о жизни Б.Л. Васильева выступили: В.И. Новиков, доктор филологических наук, профессор МГУ; А. Макаренков, поэт, композитор, друг писателя; В.А. Карнюшин, кандидат филологических наук, исследователь творчества писателя.

Старшеклассники г. Смоленска представили вниманию участников форума литературно-музыкальную композицию, посвященную творчеству Б. Васильева. Значимым событием стало открытие на базе МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска первого в России школьного музея Бориса Васильева. Среди экспонатов музея личные вещи писателя, библиотека, включающая книги Б. Васильева, фотографии, схемы, рисунки, связанные с родословной писателя, его жизнью и творчеством. В качестве экскурсоводов выступили учащиеся школы, на базе которой проходили Васильевские чтения.

В конце пленарного заседания конференции был проведен круглый стол на тему: «Поэзия и проза писателей-фронтовиков. Темы, проблемы, изучение произведений». Перед участниками конференции выступили: Т.Н. Хриптулова, кандидат филологических наук, доцент; Л.В. Кузьмичева, заслуженный учитель РФ ГОУ СОШ № 436 г. Москвы; И.В. Романова, доктор филологических наук, профессор Смоленского государственного университета; О.И. Новикова, прозаик, зам. заведующего отделом прозы журнала «Новый мир»; О.А. Новикова, кандидат филологических наук, доцент Смоленского государственного университета; В.В. Ильин, доктор филологических наук, профессор Смоленского государственного университета и другие. Настоящим сюрпризом для участников конференции стала презентация новой книги В. Карнюшина «Последние залпы. Взгляд на литературу о войне как на «уходящую» тему».

После пленарного заседания работа участников конференции продолжилась на четырех секциях:«Художественный мир Б.Л. Васильева», «Изучение прозы Б.Л. Васильева на уроках предметов гуманитарного цикла и во внеурочной деятельности», «Духовно-нравственные и героико-исторические аспекты преподавания литературы в современной школе», «Проблемы преподавания литературы в начальной школе».Остановимся детально на работе четвертой секции.

В работе секции «Проблемы преподавания литературы в начальной школе» приняли участие педагоги города Смоленска и Смоленской области. Организаторами работы этой секции выступили сотрудники ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования». Руководили работой: С.А. Болотова, кандидат педагогических наук, начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки и И.Ю. Иванова, доцент кафедры педагогики и методики начального образования.

Выступления педагогов были посвящены широкому спектру проблем преподавания литературы, возникающих в работе с детьми в условиях реализации требований новых государственных образовательных стандартов. Назовем поднятые проблемы:

1. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения

Болотова Светлана Алексеевна, к.п.н., зав. кафедрой педагогики и методики начального образования ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»

2. Формирование у младших школьников учебной деятельности средствами дифференциации

Иванова Ирина Юрьевна, доцент кафедры педагогики и методики начального образования ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»

3. Формирование исследовательской деятельности младших школьников на интегрированных уроках литературного чтения и окружающего мира

Кулькова Елена Анатольевна, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»

4. Развитие индивидуальных способностей детей средствами русского языка и литературы

Ющенко Татьяна Викторовна, старший преподаватель кафедры педагогики и методики начального образования ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»

5. Приобщение младших школьников к творчеству смоленских писателей

Япрынцева Тамара Анатольевна, учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

6. Роль сказки в формировании этнической идентичности

Казначеева Виктория Васильевна, Щепилло Ольга Анатольевна, учителя начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

7. Развитие театрализованной деятельности младших школьников во внеурочное время

Антонова Лариса Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории МБОУ СОШ № 21 г. Смоленска

8. Формирование читательской компетенции средствами использования электронных образовательных ресурсов

Морозова Светлана Эдуардовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского г. Смоленска

9. Расширение читательского мировоззрения младших школьников средствами краеведения

Шилова Марина Ивановна, учитель начальных классов МБОУ Лосненская СОШ Починковского района Смоленской области

10. Развитие творческих способностей младших школьников при работе с художественным текстом

Мелентьева Зоя Николаевна, учитель начальных классов МБОУ Шиловичская ООШ Духовщинского района Смоленской области

11. Формирования грамотного читателя в начальной школе

Мосенкова Нина Ивановна, Пасисниченко Лариса Анатольевна, учителя МБОУ «Лицей № 1 им. Академика Б.Н. Петрова» г. Смоленска

12. Развитие речевых творческих способностей на уроках литературного чтения в начальной школе

Корнеева Лариса Анатольевнаучитель начальных классов МБОУ СОШ № 9 г. Смоленска

13. Развитие творчества младших школьников на уроках литературного чтения

Гракова Любовь Анатольевнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 7 г. Рославля Смоленской области

14. Организация исследовательской работы на уроках литературного чтения в начальной школе в системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

Самохина Елена Ивановнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ № 7 г. Рославля Смоленской области

15. Организация творческой деятельности младших школьников на уроках литературного чтения

Лапикова Алла Вячеславовнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов г. Ярцева Смоленской области

16. Формирование нравственных чувств младшего школьника во внеурочное время средствами литературы

Андреева Татьяна Алексеевна, Отличник просвещения РФ, заместитель директора СОГБОУ прогимназия «Полянка» г. Смоленска

17. Воспитание у младшего школьника чувства гордости за свою родину средствами литературы

Крохичева Людмила Валерьевнаучитель начальных классов высшей квалификационной категории СОГБОУ прогимназия «Полянка» г. Смоленска

18. Межпредметные связи на уроках литературного чтения в начальной школе

Минченкова Татьяна Павловна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40 г. Смоленска

19. Информационные технологии на уроках литературного чтения в начальной школе

Маслова Галина Владимировна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 40 г. Смоленска

20. Нравственное воспитание на уроках литературного чтения в третьем классе

Цубина Татьяна Григорьевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

21. Духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроках основ религиозной культуры и светской этики

Зингалева И.Н., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

22. Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения в начальной школе при изучении раздела «Мир природы»

Кокорина Л.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

23. Духовно-нравственное воспитание младших школьников на уроках литературного чтения

Склянная Татьяна Николаевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

24. Нравственное воспитание на уроках литературного чтения при изучении произведений Л.Н. Толстого

Острикова Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

25. Формирование коммуникативных УУД на уроках литературного чтения при изучении произведений В. Осеевой

Михеенкова И.В., учитель начальных классов МБОУ СОШ № 17 г. Смоленска

В завершении работы руководители секции подвели итоги, подчеркнули актуальность и значимость тех вопросов, которые раскрыли выступающие, отметили высокий уровень профессионализма педагогов и проявленный интерес к подготовленным материалам.

В заключении хочется сказать о том, что формат конференции позволил не только подчеркнуть значимость творчества Б. Васильева в литературе, но и обобщить, распространить опыт педагогов разных стран по вопросам преподавания литературы.






назад в раздел

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры