Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Реформирование системы образования в первые годы советской власти

Главным достижением молодого советского государства явилось создание системы по-настоящему всеобщего начального образования.

В апреле 1918 г. Смоленская губерния наряду с Витебской, Могилевской и Минской вошла в состав Западной области. С образованием Белорусской ССР (1 января 1919 г.) ее восстановили, но теперь в состав Смоленской губернии были включены части Оршанского уезда Витебской, Климовичского уезда Могилевской губернии и временно (до 1924 г.) – Мстиславский и часть Горецкого уезда Гомельской губернии. В 1922 г. из Смоленской губернии в Калужскую была передана значительная часть Юхновского уезда.

С 1929 по 1937 г. Смоленщина входила во вновь образованную Западную область в составе бывших Смоленской, Брянской, Калужской, а также некоторых районов Тверской и Орловской губернии. В результате уточнения границ между Западной и Московской областями, к последней отошли отдельные восточные сельсоветы и населенные пункты Смоленщины.

29 января 1935 г. была образована Калининская область, в которую из Западной области передали 20 северных районов. 27 сентября 1937 г. Западную и Курскую области разделили на: Смоленскую, Орловскую и Курскую.

По материалам: Справочник. Вся Западная область РСФСР Издание Трансинформация. Москва. 1932.Л.44.


Все школьные работники (шкрабы) стали избираться школьными советами.

Выписка.

Из Журнала заседания Совета по Народному образованию при Краснинском Отделе Народного Образования 23 -25 го Августа 1918 года.

«По намечении кандидатов на должность учащих в Соболево-Воробьёвскую Учительскую Семинарию постановлено: представить в Отдел Народного Образования Западной Области в качестве кандидатов на должность учащих Семинарии:

Преподавательницу Семинарии Н.Г.Абанину (русского языка).
Преподавательницу А.В.Соколову (истории).
Преподавательницу Рославльской Семинарии П.И.Галицину.
Окончившую летние Регентские курсы при музыкальном училище Ярославльского Отделения Императорского Русского Музыкального Общества А.Е. Жижилкину (преподавателя Пения и музыки).

Просит Западно-Областной Отдел устранить:

Преподавательницу математики О.В. Воронину, закрытой балатировкой получила: за 6 голосов, против 12 выяснено из опроса учащихся, а также ввиду постановления организации учащихся семинарии, о чём заявлено на Совете преподавателями учащихся.

Преподавателя гигиены врача Андреева ввиду постановления Организации Учащихся Семинарии.

Председатель Совета Г. Лишунов. Секретарь В. Макаревский.

ГАСО Ф.Р-19.Оп. 1.Д.149.Л.4

В соответствии с положением «Новая трудовая школа» в школах нашей губернии было введено обязательное трудовое обучение.

В июле 1919 года заведующим Смоленским губернским отделом народного образования был назначен Чаплин А.П.. Один из создателей Смоленского государственного университета. 

Реализуя требования данного положения, в своих отчётах, уже через два месяца школы губернии, рапортовали о введении трудового обучения.

Виды трудовой деятельности в школах Смоленской губернии 
(данные на 1 октября 1919 г. по 1020 школам из числящихся 3186)


ГАСО. Ф.19.Оп.1.Т.2.Д.1035.Л.27 об.

Первая комсомольская ячейка в д. Пигулино была организована в 1925-26 годах. В основном вся работа среди молодёжи сосредоточивалась и проводилась в избе-читальне (создана в 1925 году). Особенно много внимания уделяла комсомольская организация проведению вечеров художественной самодеятельности. Обычно эти вечера проводились в Пигулинской школе с привлечением учителей Пигулинской, Михеевской, Шипулинской и Павловской школ, а также местных жителей. Так как помещение было маленькое, то из разбираемой стены между двумя классами делалась сцена и ставились пьесы Островского, Чехова и других авторов. Некоторые пьесы были сыграны настолько удачно, что самодеятельный коллектив выступал в г. Вязьма.

Вскоре после образования комсомольской ячейки в с. Пигулино комсомольцами был создан первый пионерский отряд. Первым вожатым отряда был Смирнов Алексей, в г. Вязьма он закончил месячные курсы вожатых, привез оттуда барабан, горн и знамя. В первом пионерском отряде было 30 человек, преимущественно мальчики.

В 1935 году Пигулинскую семилетнюю школу окончил Герой Советского Союза лётчик – истребитёль Григорьев Герасим Афанасьевич. Несмотря на то, что работа отнимала много времени, он не забывал свою малую родину. В 1961 году прилетел на самолёте в Пигулино. В нашей деревне был аэродром на поле. Григорьев встречался с одноклассниками, был в нашей школе. В то время пионерская дружина носила его имя- имени Григорьева.

По материалам школьного музея МБОУ Пигулинская основная школа-филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Стешинская основная школа Холм-Жирковского района.

 

Группа «Октябрят» Издешковской школы со своим руководителем тов. Ваучеком (стоит справа) 1927г. «Октябрята» Издешковской школы на демонстрации 7 ноября 192? Г. (Из альбома бывшей учительницы этой школы Михайловой М.С.)

Западная область 1929-1937


На областной Августовской конференции обсуждались следующие вопросы:

  • Основные задачи работы школы в 1932-1933 учебных годах.
  • Как составить учителю рабочий план и расписание.
  • Как готовиться учителю к уроку.
  • Какие методы обучения применять в школе при проработке разных дисциплин с учетом возрастных особенностей детей.
  • Как организовать работу учащихся по трудовому политехническому обучению.
  • Как изготавливать оборудование и пособия силами самой школы.
  • О материально-бытовом положении учителя.
  • О работе с педагогическим молодняком. 

На январской конференции:

  • Итоги работы школ в 1 полугодии.
  • Новые программы для начальной и средней школы.
  • Об усилении воспитательной работы в школе.
  • О текущем учете и годовых проверочных испытаниях.

Из документов понятно, что учителя делились на учителей I ступени – с ними прорабатывались вопросы о преподавании методики русского языка, арифметики и обществоведения. Работники II ступени: методики соответствующих дисциплин.

В подавляющей массе районов со стороны организации и общей эффективности работы конференции прошли удовлетворительно.

Посещаемость их колебалась от 80-95%, и только в отдельных более слабых районах до 60-70%.

К докладам на конференциях привлекаются лучшие преподаватели, методисты педтехникумов, работники образцовых школ.

Кроме общих конференций практиковался созыв совещаний заведующих школами, число их по отдельным районам колеблется от 3 до 4 в год. На таких совещаниях проводился инструктаж по очередным организационным и методическим вопросам работы школы. Итоговые совещания заведующих проходили в конце учебного года. Эти совещания в некоторых районах охватывали большую часть учителей. Как имеет место на конференциях.

Степанов П.С. Преображённая Октябрём Смоленск., 1961. С.177

Быстрый рост школьной сети, выполнение всеобуча и вызванная этим острая потребность в преподавателях вынуждали органы народного образования иногда направлять на педагогическую работу лиц, недостаточно для этого квалифицированных. Выполнение всеобуча вызвало большую потребность в педагогических кадрах. Если до этого в области работало 15 педагогических техникумов, то теперь они открылись дополнительно в Смоленске, Дорогобуже, Духовщине, Рудне и других городах области.

В целях подготовки новых педагогических кадров и повышения квалификации уже работающих, расширили прием в педагогические учебные заведения, как на очное, так и на заочное обучение. На решение этой задачи работали коллективы 26 педагогических техникумов области. В 1932 г. Смоленский педагогический институт заочно окончили первые три человека, в следующем году их было уже 23, еще через год - 29. Немалую роль в подготовке учителей сыграл и областной институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). В этом же учреждении действовала постоянная курсовая система по подготовке преподавателей и работников культурно-просветительных учреждений. Ежегодно работали краткосрочные курсы повышения квалификации педагогов в каждом районе области.

15 августа 1935 г. состоялся областной съезд учителей.

Приветствие Крупской Н.К. областному съезду по учебно-воспитательной работе в школах:

«Дорогие товарищи, ударники школ Западной области, комсорги и учителя, отдающие свои силы на воспитание и обучение ребят, на то, чтобы сделать нашу Родину страной просвещенной и культурной. Пионервожатые - помощники учителя в его работе, председатели райисполкомов и секретари райкомов, уделяющие заботе о школе свои силы и внимание, - шлю всем вам горячий привет. Пять лет прошло со времени введения всеобщего обучения. Много трудностей стояло на пути в деле осуществления всеобуча. Отсутствие зданий, неподготовленность педагогов, школьного оборудования, учебников и учебных пособий особо остро вали себя чувствовать в эти годы.

Ломается старая мелкособственническая психология, перестраивается быт, быстро меняется вся жизнь. В ногу с жизнью, вглядываясь в ее запросы, воспитывают педагоги поколение, способное завершить дело своих отцов и матерей на фронте социалистической стройки.

Шлю вам и всему учительству Западной области, шлю всей молодежи, всерьез борющейся за дело культстройки, всем, кто работает в области культуры, горячие пожелания успеха в работе».

Н. Крупская.

Рабочий путь. 1935. 15 августа. № 187.

1938 год

«Учительница биологии и химии Сожинской средней школы Смоленского района Елизавета Александровна Лапырина, на предвыборном собрании колхозников и колхозниц колхозов «Память Кирова» и имени VIII Съезда Советов, Смоленского района, единодушно была выдвинута кандидатом в депутаты Верховного Совета РСФСР от Смоленского сельского избирательного округа, как преданная дочь нашей замечательной родины, воспитанная партией Ленина – Сталина.

Александровна Лапырина была избрана депутатом Верховного Совета РСФСР первого созыва (1938 – 1947гг.) по Смоленскому сельскому избирательному округу. 1940 – 41 годы – заместитель заведующего Смоленским Облоно».

Выписка из газеты Рабочий путь от 03 июня 1938 г.

ГА РФ Ф.А – 385. Оп. 11. Д. 377 

1939 год

Образована Смоленская область её площадь составляла 72,2 тыс. кв. км., население — около 2 691 тыс. человек.

В 1939 г. 80 лучших учителей Смоленской области были награждены орденами и медалями Советского Союза, в том числе семь человек (Е.Е. Букреева, П.В. Ванифатов, М.С. Иванов, Н.П. Казачкова, А.Я. Котрелев, Е.А. Лапырина и В.Т. Силин) – высшим орденом страны - орденом Ленина, шесть - орденом Трудового Крайнего Знамени, 16- орденом «Знак Почета».

Степанов П.С. Преображённая Октябрём Смоленск., 1961. С.179

1941 год

Большим достижением органов управления образованием явилось то, что практически все дети школьного возраста обучались в школах.

Сеть и количество учащихся школ областного отдела народного образования на 1941 год.


ГАСО.Ф.2361.Оп.1.Св.31.Д.300.Л.67.