Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Лузан Петр Павлович

Автобиография :luzan.jpg

Лузан Петр Павлович, 21.09.1929 г. рождения, в с. Орехов-Лог, Краснозерского р-на, Новосибирской обл., в семье крестьянина-середняка. Отец – Лузан Павел Ефимович – «Организатор колхозов и председатель. А я, 1–го сентября 1939 г., в 3-ем классе, с пионерским галстуком возглавил организацию пионерского отряда и избран его Председателем совета, проработав им 4 года. А в 1943 г., имея Похвальную Грамоту, избран Начальником Штаба Дружины пионеров средней школы №3, Краснозерска, работая им до конца войны.

В летнее время (май-октябрь) 1944-1945 годов, работал монтером радио, а потом электричества, восстанавливая электросеть, получив в 1995 г. звание Ветерана ВОВ. Но в 1945.Х.- II.1946, учась в 9 классе, 5 месяцев работал Старшим пионер вожатым школы, получая зарплату. Документы о сдаче экзаменов мы получили 28 августа! Но успели на самолете прилететь и сдать документы в Новосибирский пединститут, на исторический факультет. В 1949 г., на 2-ом курсе, возглавил группу докладчиков Кагановичского РК ВЛКСМ и был награжден Почетной Грамотой обкома ВЛКСМ.

В феврале 1950 г. меня студента, назначили инструктором РК ВЛКСМ, а 10 октября избрали 2-м секретарем РК ВЛКСМ, сочетал с учебой до июня 1951 г. В 1952 г. Обком ВЛКСМ отправил меня на работу в Политотдел п/я 80, где я проработал инструктором до августа 1955 г. Два политотдела объединили, а меня назначили преподавателем политэкономии и истории  вечернего техникума, в этой же системе. Отработал три года,  но одновременно, преподавал в вечернем университете марксизма-ленинизма, а 22 октября 1958 г. откомандирован в Новосибирский ГК КПСС на должность лектора. Кроме лекционной работы, выполняли в соавторстве, исследования по состоянию результатов социалистического соревнования на предприятиях.

В 1949 г., в столичном журнале появилась моя первая публикация, а в сентябре 1962 г. я был направлен в аспирантуру АОН при ЦК КПСС, по экономическим специальностям, по которым 3 года проводились учебные занятия и шла подготовка диссертаций. Дипломное свидетельства отражало специальность – экономические науки,  кандидатские экзамены по 4-м дисциплинами и научную работу на  тему, у меня/ Проблема устойчивости рабочих кадров в социалистическом производстве, одобренная Ученым советом кафедры. Подготовка к ней начиналась с обязательного представления реферата при поступлении. Я сформулировал проблему вопреки той теме, которая была ходовой в стране – Текучесть кадров! Я предложил другое – Обеспечить устойчивость кадров на каждом предприятии. Работа выполнена на материалах предприятий Новосибирска и Кузбасса и закончена на втором куре, а в начале третьего оформил и представил на кафедру. Но, поскольку каждому необходимо получить второе высшее образование, то нельзя защищать в начале 3-го курса и уезжать. Мне назначили дату защиты – 9 марта 1965 г., которая состоялась успешно, а апрель и май завершали оформление дипломного свидетельства и утверждение итогов защиты.

В мае было оформлено место работы – старший преподаватель кафедры политэкономии Новосибирской ВПШ, где я продолжал исследования по трудовым отношениям и социальному планированию, в т. ч., и в форме создания общественных организаций – Институт Молодежных Социологических Проблем при Новосибирском Обкоме ВЛКСМ, который был организован в 1965 г., а в качестве Председателя совета института – Лузан П. П., а ректор института – Б. Наместников – секретарь Обкома ВЛКСМ. Наша статья публиковалась в газете Советская Сибирь, 23.06.1965, с. 3. Результаты широко обсуждались в печати, первая – газета Молодость Сибири. 23.07.1965.

1 апреля 1969 г. я был назначен зав кафедрой политэкономии НГПИ, утвержден Новосибирским ГК КПСС руководителем секции «Социальное планирование производственных коллективов», при кафедре образован исследовательский центр, с ежегодной публикацией сборников Научные труды. А в СО АН СССР, в составе СО ССА, была создана секция «Управление и социальное планирование», под моим руководством, для работы в регионах Сибири. ЦНТИ дважды публиковал:  «Примерная схема плана социального развития производственного коллектива». Новосибирск. 29.8.1969 г., 1,3 п. л. Публиковалось много статей по содержанию и методике составления плана, а в 1972 г. издана  в Москве, «Мысль». Монография. П. П. Лузан Планирование социального развития производственного коллектива. 206 с. Тираж 8000.

Я подготовил докторскую диссертацию, но ИЭОПП СО АН СССР не занимался этим, ректор направил письмо в МО СССР, а оно рекомендовала мне ехать в Харьков для защиты в ХГУ докторской диссертации, а меня избрали зав. кафедрой политэкономии в ХАИ. В марте 1975 я приехал туда, а докторский совет закрыли, его возглавлял профессор, но кандидат. Через год рекомендовали в Кострому, переехал, но зря, 10 лет путешествовал: 1979 г. – в Гомель – предполагали проректором в ГКИ, открываемый   01.01. 1980 г., но работал зав кафедрой. В МГУ, в 1983 г одобрили диссертацию по всем позициям, но, как говорили,   «есть проблемы», ИЭ АН и МГУ зациклены были на категории «Труд», но это процесс, а у меня Трудовые отношения, которые и сейчас не получили нужного места в теории?

В 1986 г. через 11 лет, 20 сентября, за день до дня рождения, успешно защитил докторскую в ИСИ  АН СССР, по прикладной социологии, а не теории, меня в поздравлениях назвали «Врожденный доктор»! Далее – Смоленск - работал на должности доцента в СПИ. В межвузовской форме проводил конференции: Анализ и развитие новых форм хозяйственного расчета на промышленных предприятиях области. Тезисы, 1989 г.; Вопросы организации арендных отношений, 1991 г.;  Основы экономических знаний / Рабочая программа для  образовательных школ, начиная с начальной школы.

В России, решили об отмене в 1992 г. в вузах марксистской политэкономии и ввели Экономикс - американский вариант теории, противоречащий особенностям нашей экономики. Поэтому мы  предлагали основы экономических знаний на базе нашей экономики, чтобы со школы  формировалось экономическое мышление. Программа была принята в Департаменте образования, а для ее реализации в Смоленском областном институте усовершенствования учителей формировалась кафедра Управления и экономики, которую я возглавил 13.09. 1991 г., подготовив 5 учебных пособий,  издав четыре, количествами: 19000, 17000,3000,2000, а 5-е – в журнале Методический вестник. Одновременно, организовав курсы для преподавателей и  2-е высшее – учитель экономики, вручив дипломы в 1997 г. В 1994 г. я организовал Смоленское отделение Академии социальных наук (АСН), меня избрали Действительным членом АСН – академиком, оставаясь доцентом. И через месяц присвоили ученое звание – профессор. Но 19.06.1999 г., меня уволили по достижению предельного возраста – 70 лет.

Но начался новый вузовский период: в СФ ИУЭ /СПб/, до 2006 г.; в СГУ – до 2011 г.; вновь, в СИЭ – 2011 г., до 31.08.2017 г., когда меня уволили, в связи с недобором абитуриентов. Но название головного института менялось несколько раз, завершившись на  - СПб УТУИЭ. В них я издал  3 монографии (2-ю, 3-ю, 4-ю),  но за свой счет – НГОУ, первая была издана в Москве, в 1972 г., и большую часть публикаций, которые достигли 300 наименований и 300 п. л., без учета научных отчетов и дополнительных работ – 5-ой монографии  - 267 с. и 2-го Учебного пособия – История экономики, 350 с. Научные отчеты добавили к объему творчества – 13,5 а. л., а монография и пособие – 39,8 а. л., т. е., вместе – 53,5 а. л.

В 2019 году подготовил монографию "АКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДОЛГОЛЕТИЕ". Материал подготовлен к Юбилею 90 - лет автора. В монографии представлены материалы активного творческого долголетия за 81 год. Трудовой учтенный стаж длился более 69, лет, в т. ч.,    труженик тыла - 1 г., комсомол. парт работа - 13 лет, преподавание в техникумах – 3 г., в вузах – 44 г, в учреждениях повышения квалификации – 8 лет., 1 г.  не зафиксированы в Тр. кн., итог - 70 лет. Актуальность публикации материалов об активном творческом долголетии определяется высокой потребностью роста продолжительности жизни и увеличения численности населения России, его творческих способностей, активной деятельности всех граждан, расширения новых творческих идей и их реализации на практике.

Автобиография опубликована в авторской редакции