Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
na terminal.png






     



Из истории Дорогобужского края. Образование. Учебные заведения

Первое учебное заведение в Дорогобуже возникло, вероятно, во 2-й половине XVI в. В 1551 г. в Москве на церковном Стоглавом соборе, где представители духовенства решали важнейшие вопросы упорядочивания и дальнейшего развития церковной жизни, было принято решение об открытии школ в российских городах. В числе городов, где предполагалось открыть школы, упоминался Дорогобуж. Была ли открыта эта школа и что она собой представляла, мы не знаем, так как исторические сведения о том времени крайне скудны.

dor-1.jpgdor-2.jpg
Дорогобужская мужская гимназияДорогобуж. Вид на город
С 1617 по 1654 гг. Дорогобужская земля находилась под властью Польши. О существовании в то время школ в Дорогобуже сведений нет. После освобождения края от поляков положение с образованием было плачевным. 
Так, в 1658 г. дорогобужский воевода посылал в Москву отписку об отсутствии грамотных подьячих в городе. Скорее всего, всю вторую половину XVII в. и первые десятилетия XVIII в. в Дорогобуже не было школы. Преобразования Петра I ускорили развитие страны. Потребность в грамотных людях и ценность образования возросли. Государству и церкви требовалось все больше грамотных людей. В 1728 г. в Смоленске епископом Гедеоном была открыта духовная семинария. В следующем году принято решение открыть духовные училища в уездных городах епархии: Дорогобуже, Белом, Рославле и Торопце.
Предназначались эти школы в основном для подготовки будущих священников, поэтому обучались здесь только мальчики. Успешно окончившие курс обучения в уездных школах посылались в Смоленск, в семинарию, для продолжения образования. Ученики славяно-латинских школ были в основном из семей духовенства, но принимались также дети и из светских сословий, за исключением детей рядовых солдат и крестьян. Учебными предметами в школе были: элементарь, псалтирь, часослов, букварь, чтение и письмо на русском, польском и латинском языках. В каждой школе обучение вел только один учитель, хотя число учеников было велико.
Дорогобужская славяно-латинская школа открылась, вероятно, в 1730 г. В 1785 г. в Святейший Синод было отправлено донесение, в котором сообщалось, когда и кем были открыты школы в Смоленской епархии. В донесении был помещен следующий отзыв Дорогобужского духовного правления: «Хотя документа об открытии русской школы в Дорогобуже за пожаром 1763 г. и не имеется, но престарелый священник Василий Щировский показал, что реченная русская школа зачалась в 1730 г., при Преосвященном Гедеоне». В школе обучались только мальчики, в основном дети священнослужителей. В 1741 году было 90 учеников, в 1762 году — 71. Возраст учащихся был от 8 до 21 года. Школа находилась в центре города, около Николаевской церкви. 28 апреля 1763 г. в Дорогобуже был пожар, во время которого вместе с другими зданиями сгорело и духовное училище. Новое здание училища долго не строилось, а учение проводилось в крепостном подворье Болдинского монастыря.
В 1787 г. духовное училище было преобразовано и при нем открыта русская нормальная школа. Учителем преобразованной школы назначили воспитанника семинарии Василия Сильницкого. Число учеников в этом году было 38 человек. Духовное училище ко времени преобразования считалось нештатным и скоро было закрыто.
В 1779 г. в Дорогобуже, как и в других уездных городах губернии, от Приказа общественного призрения была открыта градская школа для обучения купеческих и мещанских детей. При открытии в школу было принято 24 мальчика. Обучали в ней российской грамоте, правописанию, арифметике, катехизису. Школа находилась на первом этаже двухэтажного каменного дома, второй этаж занимал магистрат. Ныне на месте этого здания находится дом №24 по улице К.Маркса.
15 августа 1786 г. Екатериной II был утвержден «Устав народным училищам в Российской империи», по которому в стране вводилась система двухступенчатой государственной общеобразовательной школы. Согласно Уставу, училища были разделены на два разряда: главные (из четырех классов, с пятилетним курсом обучения — в губернских городах) и малые (из двух классов — в уездных городах). Новые училища предназначались для образования детей всех сословий и состояний. Учение везде было бесплатным.
Дорогобужское малое народное училище было открыто 21 апреля 1796 г. Первым его учителем был Григорий Павлович Верзилов, воспитанник Смоленской духовной семинарии. При открытии училища в него поступило 44 человека. В основном это были дети купцов и мещан. Во время Отечественной войны 1812 г. малое народное училище пострадало, как и весь Дорогобуж. Возможно, здание училища сгорело. Вновь открыто оно было в феврале 1814 г.
14 октября 1820 г. попечением почетного смотрителя И.И.Барышникова Дорогобужское малое народное училище было преобразовано в уездное училище, и при нем тогда же учреждено приходское училище.В следующем году И.И.Барышников подарил народному училищу каменный двухэтажный дом. Будучи почетным смотрителем, он содержал за свой счет неимущих учеников. Барышниковы не оставляли своим вниманием уездное училище и далее. Внук И.И.Барышникова, Алексей Иванович Барышников, был почетным смотрителем с 1845 по 1855 гг.
В 1840-е–1860-е гг. на содержание уездного училища из казны выплачивалось ежегодное пособие в 21 рубль 42 копейки (вероятно, жалованье учителя шло отдельной статьей). Такая же сумма отпускалась и из городских доходов. На жалованье учителю приходского училища город ежегодно выделял 142 рубля 85 копеек.
1 июня 1874 г. уездное училище преобразовано в двухклассное городское училище. В 1877 г. при содействии земства училищное здание было перестроено. В 1879 г. при училище открыт 3-й класс с ремесленным отделением. В 1907 г. городское училище преобразовано в четырехклассное. До 1910 г. в нем были ремесленные классы, которые закрыли после появления в городе ремесленной школы. В 1911 г. в училище было 7 учителей и 79 учащихся. Во главе находился штатный смотритель, а с 1870-х гг. — учитель-инспектор. Дольше всех эту должность занимал Е.М.Черков (1887–1912 гг.).
В первый класс городского училища принимали по экзамену со знанием курса начальной школы. Окончившие обучение могли поступать на службу чиновниками, железнодорожными служащими, а также могли продолжать учение в технических, землемерных, земледельческих училищах, в учительской семинарии.
С 1914 г. училище стало именоваться Высшим городским. Высшие начальные училища имели четырехлетний курс обучения (после 3–4-летней начальной школы). Учили в них закону Божьему, русскому языку, арифметике, началам алгебры и геометрии, географии, истории России с некоторыми сведениями из всеобщей истории, естествознанию, физике, рисованию, черчению, пению и физкультуре, девочки дополнительно занимались рукоделием. В качестве необязательных предметов могли преподаваться иностранный язык, ручной труд и сельское хозяйство. В Дорогобуже высшее начальное училище располагалось на Московской улице в двухэтажном кирпичном доме, рядом с Никольской церковью. В годы Великой Отечественной войны это здание сгорело, его коробку разобрали в 1950-е годы.
21 мая 1861 г. в Дорогобуже было открыто женское училище 2 го разряда. Большая заслуга в этом принадлежит Барышниковым. Иван Иванович Барышников (внук И. И. Барышникова — основателя дворянского рода) пожертвовал училищу двухэтажный каменный дом стоимостью 12 тысяч рублей. Крупные денежные пожертвования, 1 039 рублей, при открытии училища поступили также от других представителей рода Барышниковых и некоторых помещиков Дорогобужского уезда. Купцы и мещане города собрали для открытия училища 638 рублей 85 копеек. Первоначально купцы и мещане считали образование для женщин излишним, тем более они не хотели тратить на это свои деньги. Но настойчивые обращения губернатора Самсонова и уговоры городского головы Елисеева убедили их принять участие в открытии училища. Значение открытия женского училища, впоследствии гимназии, для распространения образования в Дорогобужском уезде трудно переоценить. Большинство учительниц начальных школ уезда было выпускницами этого учебного заведения.
При открытии женского училища в него поступило 30 учениц. В училище преподавались предметы: закон Божий, русская грамматика, русская история, география, арифметика, чистописание, рукоделие, французский язык и танцы. Обучение велось в приготовительном и 3-х основных классах. Начальницей училища была назначена С.С.Сергеева, которая оставалась в этой должности до 1886 года.
19 сентября 1872 г. училище преобразовано в трехклассную прогимназию, а в 1891 г. открыт 4-й класс. Число учащихся в прогимназии на 1899 г. было 167 человек, в основном из купеческих и мещанских семей.
В 1905 г. женская прогимназия была преобразована в полную гимназию с 8-ю классами. Обучение в ней было платное. Плата возрастала: от 10 рублей в год в приготовительном классе до 50 рублей в 8-м классе. Окончившие гимназию могли работать учительницами или продолжать учебу в высших учебных заведениях.
В 1913 г. в гимназии обучалось 410 учениц. С 1887 г. по 1918 г. начальницей гимназии была А.А.Еленева. Попечителями постоянно были Барышниковы: вначале С.А.Барышников, затем после его смерти — вдова, К.И.Барышникова, а после ее смерти — их дочь, М.С.Барышникова. Большие пожертвования гимназии делали купец П.С.Гальцов, его сын С.П.Гальцов, Е.В.Михневич. На содержание гимназии поступали пособия от министерства народного просвещения, от губернского и уездного земств, от городского общества; плата за обучение. В 1918 г. женская гимназия была расформирована, в ее здании разместилась советская школа второй ступени.
В 1912 г. к старому барышниковскому дому сделали большую пристройку в виде буквы «Г». В годы Великой Отечественной войны фасадное крыло, которое образовывал барышниковский дом, было сильно разрушено и при восстановлении не сохранило старого облика. Ныне в здании женской гимназии размещается школа №1 (улица Кутузова, дом 5).
С 1905 г. земство и городская дума начинают ходатайство перед министерством народного просвещения об открытии в Дорогобуже реального училища. В 1906 г. братья Дмитрий Иванович (городской голова) и Федор Иванович Свешниковы пожертвовали свой лучший дом, считавшийся красивейшим в городе, для устройства в нем реального училища. В феврале 1907 г. министерство сообщило, что может открыть не реальное училище, а четырехклассную прогимназию. Земское собрание и городская дума согласились с этим предложением, и осенью 1907 г. в Дорогобуже была открыта мужская прогимназия, названная в честь наследника престола Алексеевской.
Алексеевская мужская прогимназия располагалась на Смоленской улице, в доме Свешниковых (ныне это дом №34 по улице Ленина). Первый учебный год заведующим прогимназией был Ф.А.Вознесенский. С июля 1908 г. до своей смерти в мае 1912 г. инспектором (с 1911 г. директором) прогимназии был М.В.Аксенов, который известен как автор ряда серьезных сочинений по истории образования и просвещения на Смоленщине. С 1912 по 1917 гг. директор мужской гимназии — князь В.В.Волконский.
В 1911 г. в прогимназии обучалось 137 человек при 9 учителях. В этом же году прогимназия была преобразована из четырехклассной в шестиклассную. В 1914 г. ее преобразовали в полную гимназию с 8-ю класссами. Обучение было платным: в приготовительном классе — 30 рублей в год, в первых четырех — по 40 рублей, в остальных — по 50 рублей. Поступить в гимназию мог всякий ребенок, без различия сословий. При приеме в приготовительный класс поступающий должен был показать простейшие знания по закону Божьему, русскому языку и арифметике.
Начальное образование было представлено в Дорогобуже приходскими училищами. 1-е приходское училище открыли в 1820 г. при уездном училище. В нем обучались только мальчики. В 1902 г. в училище было 193 учащихся, в 1910 — 149 при трех учителях. Долгое время (с 1880-х по 1917 гг.) заведующим училища был очень уважаемый в городе учитель и общественный деятель Иван Ефимович Луговой. Многое для училища и учащихся делали его попечители: с 1870-х по 1885 гг. — купец В.А.Смирнов, а с 1885 по 1912 гг. его дочь — Е.В.Михне¬вич. Вначале училище находилось на Трубициной улице, а затем, вероятно после 1888 г., оно стало располагаться на Валу. В 1912 г. для него было построено новое кирпичное здание. До наших дней училищное здание не сохранилось.
2-е Заднепровское приходское училище было открыто в 1883 г., а собственное училищное здание построили и освятили 21 октября 1884 г. На устройство училища 6 000 рублей пожертвовал купец В.А.Смирнов. Постоянным попечителем был купец С.П.Гольцов. В училище обучались и мальчики, и девочки. В 1902 г. было 132 учащихся (из них 61 девочка), в 1910 г. — 89 учащихся при 2 учителях. Училище располагалось на правобережье Днепра. В 1912 г. для него было построено новое кирпичное здание. В сильно перестроенном виде училищное здание сохранилось до наших дней (ул.Путенкова, дом 1).
В 1894 г. в Дорогобуже возникло женское начальное училище (с 1910 г. стало называться 3-м приходским). Попечительницей училища была жена городского головы Е.А.Свешникова, а бессменной ведущей учительницей — Е.Н.Боровикова. В 1902 г. в училище 91 учащийся, в 1910 г. — 133 учащихся при двух учителях. Училище помещалось в начале XX в. в доме городского головы Д.И.Свешникова на Трубициной улице. Здание не уцелело, вероятно, на его месте находится дом №17 по ул. Парижской Коммуны.
В 1904 г. «в ознаменование рождения наследника цесаревича и великого князя Алексея Николаевича» в Заднепровской части Дорогобужа, в городском доме, было открыто новое женское начальное училище (с 1914 г. стало называться 4-м женским начальным училищем). В 1910 г. в нем обучались 72 девочки при двух учительницах. Попечительницей училища была жена купца Е.Ф.Потапова.
5-е городское начальное училище (Гусинское) было открыто в 1910 г. В нем обучалось 56 человек при двух учителях. Попечительницей училища была П.И.Матюшкина. Вероятно, двухэтажное кирпичное здание училища находилось на горке, недалеко от Гусинского (Покровского) кладбища.
В Дорогобуже находились и две церковно-приходские школы. Своим открытием и существованием они обязаны Ф.И.Свеш¬никову. Он подарил здания для этих школ и был их попечителем до своей смерти (предположительно в 1908 г.). Женская одноклассная церковно-приходская школа возникла в 1889 г. при Успенском храме, его многолетним церковным старостой был Ф.И.Свешников. В 1897 г. в школе состояло 65 учащихся и три учителя. С 1912 г. школа была преобразована в двухклассную. Возможно, здание школы сохранилось и находится по адресу: Приднепровский переулок, дом 11. 24 сентября 1898 г. была открыта Успенская мужская второклассная церковно-приходская школа. Ее здание сохранилось до наших дней в полуразрушенном виде и находится на ул. Ленина, напротив дома Свешниковых. В 1911 г. в школе было три учителя и 56 учеников. Во второклассную церковно-приходскую школу принимались окончившие начальную школу. Курс обучения 3 года. По окончании школы можно было продолжать учебу в средних специальных учебных заведениях. Обучение бесплатное.
В 1897 г. доля грамотных людей в городском населении составляла 47,7% (мужчины — 57,58%, женщины — 39,23%). Доля грамотных в возрасте 10–12 лет значительно выше: юноши — 86,6%, девушки — 76,1%. В 1920 г. в Дорогобуже уже 80,5% населения было грамотным.
В феврале 1911 г. в городе была открыта низшая ремесленная школа со слесарно-токарным и столярно-токарным отделениями. Двухэтажный каменный дом для устройства ремесленной школы еще в 1902 г. пожертвовала жена купца А.А.Гончарова. Школа находилась на Московской улице. Ее здание частично сохранилось до наших дней и находится по адресу ул. К.Маркса, дом №11. Первым заведующим школой был Н.Г.Гендель. В 1911 г. обучалось 13 учеников при 3 учителях. Принимались в нее окончившие начальную школу, не моложе 13–14 лет. Курс обучения был четырехлетний. Обучение бесплатное.
Это единственное в Дорогобуже учебное заведение, которое через всевозможные реорганизации дожило до наших дней. В 1920-х–1930 х гг. ремесленная школа оставалась в том же здании и называлась Дорогобужской тракторной и по ремонту сельскохозяйственных машин профшколой. Она готовила трактористов-машинистов и слесарей-механиков 4–5 разрядов. В 1931 г. в профшколе было 211 учащихся, в том числе 5 женщин. В годы Великой Отечественной войны здание школы сгорело. После освобождения Дорогобужа от фашистов в 1943 г. ремесленное училище было вновь организовано. В нем обучались дети, оставшиеся без родителей. Так как требовалось восстановить разрушенное, то выпускники училища получали профессии каменщиков и отделочников. В 1954 году ремесленное училище было преобразовано в школу механизаторов сельского хозяйства и стало готовить водителей и трактористов для села. Затем последовал еще ряд преобразований: 1963 г. — ПТУ №2, 1974 г. — ССПТУ №2, 1984 г. — СПТУ 28, 1992 г. — профлицей №2. До середины 1960-х годов училище занимало здание бывшей Успенской второклассной церковно-приходской школы и дом Свешниковых. Ремесленные мастерские находились в здании бывшей тюрьмы. Затем для училища было построено новое здание (ул. Лермонтова, дом №18). В нынешнем профлицее готовят мастеров сельскохозяйственного производства (трактористы, водители) и техников-механиков. Обучается 330 человек.
В 1918 г. советской властью все общеобразовательные учебные заведения города были преобразованы в школы 1-й и 2¬¬¬ й ступени. В 1919 г. в Дорогобуже было 6 школ 1-й ступени (начальных) и 2 школы 2-й ступени. До 1930 г. школа 7-летка находилась в здании бывшей женской гимназии, а затем переехала в здание бывшего Высшего городского училища на ул. К.Маркса. Позднее она стала 10-леткой. Это была единственная полная средняя школа в городе. Занимала она не только бывшее училищное здание, но еще и ряд соседних домов. В 1940 г. на месте нынешней спортплощадки школы №1 для средней школы построили большое здание. В 1941 г. во время одной из бомбежек города это здание было полностью уничтожено.
На правобережье Днепра, в здании бывшего 2-го приходского училища, работала неполная средняя школа. Вначале она была 4-летней, а перед войной стала 7-летней. По воспоминаниям старожилов, начальные школы находились на Ямской улице, на Валу, в Заднепровье (в доме купца Потапова, где сегодня располагается музыкальная школа), в нынешнем здании военкомата (ул. Кутузова, дом №15).
После Великой Отечественной войны в Дорогобуже остались две полные средние школы: на левобережье — школа №1, на правобережье — школа №2. Школа №1 занимает здание бывшей женской гимназии, причем начальные классы располагаются в отдельном старинном здании. Школа №2 долгое время размещалась в старом здании 2-го приходского училища, которое было сильно перестроено и расширено. В 1985 г. школа №2 переехала в новое большое здание (ул. Путенкова, дом №9), а в старом здании стал располагаться Дом детского творчества (ул. Путенкова, дом №1). В 1998 г. школе №2 было передано здание соседнего детского сада, в котором разместилась начальная школа.
В 1930 г. в Дорогобуже появилось два техникума. Животноводческий был переведен в Дорогобуж из села Овиновщина Сафоновского района. Он располагался в здании бывшей уездной земской управы. Этот дом сохранился в перестроенном виде, последнее время его занимал детский санаторий (ул. Пушкина, дом №17). Техникум имел три отделения: молочно-животноводческое, молочно-промышленное и свиноводческое. Срок обучения три года. В 1931 г. в техникуме обучалось 276 человек, в том числе 70 девушек. Преподавателей было 15 человек. После Великой Отечественной войны техникум не возобновлял свою работу. Учебное здание было сожжено.
Педагогический техникум был организован в 1930 г. и располагался в здании бывшей женской гимназии. Имел школьное и внешкольное отделения и готовил учителей начальных классов. В 1931 г. в техникуме обучалось 154 человека, в том числе 60 девушек. Преподавателей было 16 человек. В 1934–1939 гг. директором педтехникума был К.И.Наумкин, пользовавшийся большим авторитетом среди учащихся и жителей города. В 1940 г. педтехникум преобразовали в учительский институт. В годы войны здание техникума сгорело, и он не возобновлял свою работу.
В 1936 г. в Дорогобуже была открыта медицинская школа, готовившая медсестер. Она занимала большой деревянный дом по ул.Интер¬национальной, примерно напротив нынешнего хлебозавода. Обучение было двухлетним. Преподавание вели врачи Дорогобужской больницы, которая располагалась рядом, на Дмитровском валу. В годы войны здание школы сгорело, и она не возобновила свою работу.
В довоенные годы в Дорогобуже также действовала школа глухонемых. Она, вероятно, занимала здание 3-го приходского училища. Ныне на этом месте дом №17 по ул. Парижской Коммуны. К школе относились еще два здания, находившиеся через дорогу (одно из них уцелело — дом №6 по ул. Парижской Коммуны). Ясельная группа размещалась в отдельном доме недалеко от здания детского санатория.
В довоенные и послевоенные годы в Дорогобуже располагался детский дом, где велось воспитание и образование сирот. Он занимал два здания по ул. К. Маркса — дом №62 и дом №81. В доме №62 жили и учились дети младшего возраста, в доме №81 — дети старшего возраста.
По воспоминаниям старожилов, в начале 1930-х гг. в здании бывшего 5-го приходского Гусинского училища была открыта школа младших командиров. С середины 1930-х гг. здесь стала располагаться школа колхозной молодежи (первый выпуск был в 1938 г.), которая готовила техников-животноводов. Счетоводов готовила школа, которая была устроена в бывшем здании синагоги, на углу ул. Интернациональной и переулка Ильенкова.
В 1930-х гг. в здании бывшей Успенской мужской второклассной церковно-приходской школы находилась полковая школа младших командиров 87-го стрелкового полка им.Финляндского пролетариата, который располагался в Дорогобуже.
СЕЛЬСКИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ
В течение долгого времени потребность в образовании у крестьянского сословия была самой минимальной. Крепостное состояние, которое находило выражение во всевозможных ограничениях на торговлю и передвижения, социальном бесправии и униженности, совсем не содействовало росту грамотности крестьянства. Государство вплоть до XIX в. не стремилось к просвещению крестьян.
Первые школы для крестьянских детей стали появляться в 1-й пол. XIX в., число их было невелико. В основном школы открывались благодаря священникам. На 1851 г. в Смоленской губернии действовало 103 школы, в которых обучалось 2 320 детей. Из этого числа 101 школа состояла в духовном ведомстве и только 2 — в ведомстве Министерства народного просвещения. В школах преподавалось чтение, письмо, краткий катехизис, священная история и первые четыре правила арифметики. Во время полевых работ учение приостанавливалось.
Согласно описанию помещичьих имений, в 1858 г. в Дорогобужском уезде было учтено всего 450 грамотных крестьян. В редких случаях крестьянские школы открывали в своих имениях некоторые просвещенные помещики. В Дорогобужском уезде подобные школы в 1-й пол. XIX в. содержали Барышниковы и Голицыны.
На 1 марта 1862 г. в Дорогобужском уезде было 56 сельских школ, в которых обучалось 666 мальчиков и 17 девочек. Более половины этих школ появилось после отмены крепостного права в 1861 г. Открывались они в основном священниками и помещались в крестьянских избах. Многие из этих школ были совсем недолговечны и исчезали так же быстро, как и возникали.
С появлением земских органов власти дело народного просвещения постепенно переходит в их руки. Уже в 1866 г., в самом начале своей деятельности, земское уездное собрание заслушало доклад Дорогобужского училищного совета «О народном образовании». Согласно ему, в уезде числилось 38 сельских школ, которые располагались в основном в селах. Учителей было 46, учащихся: 859 мальчиков и 21 девочка. В среднем на каждую школу приходился 21 учащийся. Самыми многочисленными были школы в Усвятье (68 учеников) и в Каськове (50 учеников). Мало учащихся имели школы в Озерище (12 человек), в Бражине (10 человек), в Какушкине (9 человек). Учителя нанимались родителями учеников, они же отводили для занятий помещение. В число сельских учителей входили грамотные крестьяне, дворовые люди, сельские причетники, отставные солдаты и воспитанники низших классов духовных училищ, «вероятно, уволенные из сих последних по неспособности или по другим причинам неблагонадежности». Училищный совет совершенно справедливо признал всех этих учителей непригодными для обучения юношества: «Наставники, будучи сами люди полуграмотные, недостаточно приготовленные, незнакомые с делом преподавания, а следовательно, неспособные, не только не могут принести существенной пользы своими занятиями, но более вредят правильному ходу обучения грамоты».
Главная мера к распространению грамотности, предложенная Училищным советом, заключалась в улучшении учительского персонала, для чего предполагалось повышение заработной платы учителям, а также выделение средств на книги и учебные пособия. Чтобы собрать необходимые средства, Училищный совет предлагал обложить денежным сбором население: крестьян по 27,5 копеек с человека, горожан по 44 копейки с человека. Однако земство посчитало такой сбор обременительным для крестьян и не утвердило его.
В первый период своего существования земство считало расходы на народное образование обязанностью «тех сельских (крестьянских) и городских (мещанских) обществ, дети которых обучаются в школе», поэтому в смету расходов на нужды народного образования почти ничего не вносилось.
Между тем положение народного образования в Дорогобуж¬ском уезде оставляло желать лучшего. В 1867 г. на заседании Земского собрания был прочитан отчет Училищного совета о состоянии школьного дела в уезде. Из этого отчета видно, что на самом деле в уезде было только 23 школы, а остальные существовали на бумаге. Только в 6 школах проходился курс согласно программе, а в остальных по мере знаний самих учителей. Ученики часто пропускали занятия. Только 4 школы бывших государственных крестьян (Бизюковская, Усвятская, Сверколучская и Самцовская) имели надлежащую классную обстановку и были снабжены книгами. Остальные же испытывали крайнюю нужду в учебниках. Содержание учителей было сносным только в названных школах государственных крестьян. Сельские общества бывших помещичьих крестьян уклонялись от участия в содержании школ. Успехи в большинстве из них были очень плохими: «Дети читают не толково, бессознательно, не понимая прочитанного. Письму и счету не везде учат. Есть школы, за которыми нельзя даже сохранить название школ: нет ни благонадежных наставников, ни должного школьного порядка, ни наблюдения за ними со стороны приходских священников, словом, о которых можно сказать, что учиться в них есть кому, а учить некому».
В 1869–1879 гг. все ассигнования на народное образование выражались в 25–30 рублях на разъезды членов Училищного совета. В эти же годы земство ассигновало ежегодно 540 рублей на нужды народного образования в расчете по 30 рублей на школу. Однако эти деньги не расходовались, так как условием выделения пособия на школу была уплата местным населением не меньшей суммы, а крестьяне почти никогда не собирали подобной суммы для своей школы. Исключением были лишь три школы, на которые по приговору сельских обществ собирались более или менее значительные суммы: Ромодановская — 75 рублей, Бизюковская — 120 рублей и Пушкинская — 150 рублей.
Крестьянские школы 1860–1870-х гг. еще нельзя считать официальными и правильно организованными. Такие появились в 1880 е гг. Ими были школы министерские, земские и церковно-приходские. Собственно крестьянские школы исчезают в 1890-х гг., уступив место официальным.
В 1875 г. в Дорогобужском уезде появилась первая государственная школа — министерское училище (подведомственная Министерству народного просвещения). Она была открыта по инициативе губернского земства в селе Озерище. Министерские школы были первыми правильно организованными школами в Дорогобужском уезде. Долгое время они, по сравнению с земскими школами, считались образцовыми. Министерские школы имели хорошие здания, учителей, окончивших учительскую семинарию. Труд учителя оплачивался почти в два раза лучше, чем в земских школах (330 рублей против 180 рублей). Успехи учеников в среднем были выше, чем в земских школах. Земство щедро поддерживало министерские училища. Многие учителя земских школ в переходе в министерскую школу видели не только улучшение своего материального положения, но и повышение по службе.
Министерские школы были одно- и двухклассные. Одноклассное училище — это обычная начальная школа с трехлетним сроком обучения. Двухклассные министерские училища были школой повышенного типа, срок обучения в них составлял 5 лет. Первые 3 года обучения, считавшиеся первым классом, полностью соответствовали курсу начальной школы; следующие 2 года составляли курс второго класса, здесь изучался русский язык, арифметика, геометрия, закон Божий, давались элементарные сведения по естество¬знанию, географии и истории. Кроме основных предметов, в некоторых училищах преподавались ремесла, сельское хозяйство (садоводство, пчеловодство), пение, гимнастика. Много внимания уделялось самостоятельному решению задач в классе, письменным пересказам и сочинениям. Учащиеся читали классиков русской литературы, пользовались географическими и историческими сборниками. Двухклассные училища готовили крестьянских детей для конкурсных экзаменов в учительскую семинарию, фельдшерские и земледельческие школы.
Озерищенское министерское училище было двухклассным. Его открытию и благоустройству много содействовал уездный предводитель дворянства Д. Д. Игнатьев, который стал почетным блюстителем (попечителем) училища. В 1881 г. были открыты одноклассные министерские училища в Бизюкове, Ромоданове, Пушкине, в 1885 г. — в Рыбках и Подмошье.
Первые школы духовного ведомства в Дорогобужском крае возникли в 1850-е гг. Так, самая ранняя из известных приходских школ, была открыта в селе Мытишине в 1858 г. К началу 1880 х гг. их количество сокращается. В 1884 г. в России было принято Положение об открытии церковно-приходских школ, по которому создается широкая сеть церковных школ. Существовало несколько видов подобных школ. Одноклассная церковно-приходская школа была основной начальной школой духовного ведомства, срок обучения составлял 2 года (с 1902 г. — 3 года), предметы: закон Божий, священная история, церковно-славянский язык, русский язык и литература, арифметика, чистописание, церковное пение. Второклассная церковно-приход¬ская школа была учебным заведением повышенного типа. В нее принимали по окончании начальной школы, срок обучения составлял 3 года, предметы: русская история, география, физика, геометрия, анатомия и физиология, дидактика (включающая теоретическое понятие о призвании учителя, его умственных и нравственных качествах, постановку религиозно-нравственного воспитания в школе). Двухклассная ЦПШ в основном готовила будущих учителей начальной школы, поэтому большое внимание в учебе уделялось практическим занятиям, подготовке к педагогической деятельности. Двухклассная ЦПШ с 5 или 6 летним сроком обучения как бы объединяла в себе одноклассную и второклассную школы. Наконец, простейшей церковной школой была школа грамоты, по содержанию учебного курса соответствовавшая двум первым классам, а иногда и трехгодичному курсу однокласссной ЦПШ.
В 1886–1887 учебном году всех официальных школ в Дорогобужском уезде было 25. Из них 7 церковно-приходских, 6 министерских и 12 земских. Кроме этого, в уезде было 66 неофициальных школ грамотности, открываемых по собственной инициативе крестьян. В среднем на каждую такую школу приходилось 12 учеников. На министерскую школу в среднем приходилось 48 учеников, на земскую — 38. Грамотность населения уезда определялась следующими цифрами: грамотных мужчин — 4 261 (10,5% от общего числа), грамотных женщин — 89 (0,2 %), учащихся мальчиков — 1 302 (3,2%), девочек — 25 (0,6 %). Общая грамотность населения, считая и учащихся, по уезду составляла 7%.
Количество школ духовного ведомства к началу XX в. значительно возросло. В 1897 г. в Дорогобужском уезде было 7 одноклассных ЦПШ (одна в городе) и 22 школы грамоты. В 1906–1907 учебном году одноклассных ЦПШ уже 16, появилась второклассная ЦПШ в селе Волочке (1898 г.), школ грамоты — 18. В 1911 г. в связи с открытием большого числа земских школ и повышением общего качества образования в уезде уже не было школ грамоты, а количество одноклассных ЦПШ увеличилось до 26.
Наибольшее развитие в уезде получила земская школа, став в начале XX в. главной школой края. Настоящая деятельность земства в сфере народного образования началась с 1880 г.11 октября 1879 г. на заседании земского собрания выступил председатель Училищного совета (он же и председатель Земского собрания) Д.Д.Игнатьев. Было констатировано, что принятый земством курс на содействие народному образованию ни к чему не привел, поэтому надо радикально изменить характер деятельности. Училищный совет предложил установить годовую оплату труда учителя в 180 руб¬лей, а законоучителю (священник, преподававший закон Божий) — в 20 рублей. Предполагалось, что это повысит качество учительского персонала. Сельские общества должны были бесплатно отвести помещения под школу, дать отопление, освещение, нанять сторожа. Земское собрание согласилось с этими предложениями и внесло в смету расходов на 1880 г. 1000 рублей, которые были переданы в распоряжение Училищного совета на открытие сельских школ, и 500 руб¬лей на оплату труда учителей. Собственно говоря, с этого момента и начинается существование земских школ, хотя они по-прежнему еще именовались сельскими.
Теперь земские школы устраивались по инициативе и ходатайству крестьян, которые приговором сельского общества принимали на себя обязательства участвовать в содержании школы. Освобождение крестьян от особого школьного налога произошло только с 1 января 1906 г.
В 1896 г. начинается новый этап в развитии земской школы. Председатель Училищного совета князь В.М.Урусов представил Земскому собранию доклад, в котором исследовалось состояние народного образования в уезде и предлагался план его реорганизации. Отсутствие определенного систематического плана развития школьного дела побудило князя Урусова выработать проект создания школьной сети в уезде. Предполагалось устраивать училища на территории уезда так, чтобы они были доступны всему населению. Максимумом расстояния, при котором училище считалось доступным, признавалось удаление в 4 версты. При составлении проекта школьной сети во внимание принимались существующие земские, министерские, церковно-приходские школы. Для осуществления четырехверстной школьной сети предполагалось открыть 21 новое земское училище. Для новых школ необходимо было построить собственные здания. Князь Урусов считал, что его проект удастся осуществить в короткий срок.
Земское собрание, приступив к реализации плана четырехверстной школьной сети, включило в смету 1898 г. 5500 рублей на школьное строительство, предполагая сразу выстроить 10 новых школ. В 1898 г. Собрание утвердило план школьных зданий, выработанный дорогобужским землевладельцем, специалистом по строительному искусству профессором Залесским, при этом стоимость школьных зданий оказалась значительно выше предполагаемой первоначально. Так что осуществление четырехверстной школьной сети растянулось на значительный срок. За 9 лет земство построило 16 школьных зданий.

По трехверстной сети в Дорогобужском уезде предполагалось осуществить всеобщее обучение. По новому плану необходимо было включить в сеть 138 школ (из 64 уже существовавших училищ было предложено оставить на своих местах 46).

Начиная с 1910 г., Дорогобужское земство стало получать казенное пособие по закону от 3 мая 1908 г. и энергично приступило к открытию новых училищ. За 3 года было открыто 34 школы, число учителей с 90 в 1908 г. увеличилось до 188 в 1912 г. Вообще же, число земских школ с 1891 г. по 1913 г. возросло с 22 до 92.

Последующие земские собрания несколько раз изменяли и дополняли трехверстную школьную сеть. В марте 1913 г. она подверглась коренному пересмотру. Согласно новому проекту, в школьную сеть должны были войти 155 школ. С осени 1913 г. школы действовали в 108 пунктах сети. Земская управа предполагала строить в год по 4 новые школы. Таким образом, план всеобщего обучения должен был осуществиться в начале 1920‑х гг.

В 1891 г. в школе училось 66% мальчиков школьного возраста и 1% девочек. В 1911 г. школу уже посещало 80% мальчиков и 31% девочек. Следует отметить значительный рост учащихся девочек, что свидетельствовало о существенном изменении места женщины в семье и обществе.

Земское училище представляло собой начальную школу с 3‑летним курсом обучения. В 1911 г. в Дорогобужском уезде осуществлен переход к 4‑летнему курсу обучения в школах, где имеется 2 и более учителей (таких было подавляющее большинство).

Земством и Училищным советом была установлена продолжительность учебного года в земских школах с середины сентября по 1 мая. В действительности же он был еще короче, так как большая часть учеников собиралась только к середине октября и переставала ходить в школу сразу после Пасхи. Кроме того, в течение учебного года школы посещались очень нерегулярно. В октябре количество прогулов доходило до 30–35%. Много уроков дети пропускали также в январе по причине сильных морозов.

Вначале земские школы были немногочисленны, поэтому в каждой из них было только по одному учителю. Затем число учеников стало все более возрастать и, наконец, дошло до того, что в некоторых школах на одного учителя стало приходиться более 100 учеников. Успеваемость в таких школах сильно упала. Это заставило Училищный совет просить Земское собрание учредить должности помощников учителей, и с 1895 г. такие должности стали вводиться. Это, несомненно, значительно облегчило труд учителей и помогло улучшению учебно-воспитательного дела. С введением должностей учительских помощников учащиеся делились на два и более класса (комплекта). К 1913 г. однокомплектных школ в уезде осталось очень мало. По закону от 3 мая 1908 г. должности учительских помощников были упразднены, а вместо них учреждены должности вторых, или младших, учителей, самостоятельных в учебном деле. Вторые учителя назначались в школы, где число учащихся превышало 50 человек.

По своей подготовке учителя делились на три разряда: 1-й разряд — учителя со специальным образованием, окончившие курс учительских и духовных семинарий, а также 8 классов гимназий; 2‑й разряд — учителя со средним образованием, окончившие 7 классов гимназии и епархиальное училище; 3-й разряд — учителя с неполным средним образованием, получившие звание учителя начального училища по экзамену. Учительский персонал в Дорогобуж­ском уезде, начиная с конца 1880-х гг., по своему образованию был вполне подготовлен к преподавательской деятельности. Правда, начиная с 1895 г., начался быстрый рост учителей 3-го разряда, что объяснялось существованием при Дорогобужской женской прогимназии педагогического класса. С 1910 г. начался уже рост учителей 1-го и 2-го разрядов.

Из-за низкой зарплаты в уезде была большая текучесть педагогических кадров (10% в год). С 1910 г. материальное положение учительства улучшилось и текучесть кадров резко снизилась.

С 1880 г. земские учителя получали годовой оклад в 180 рублей. В 1892 г. Училищный совет обратился к Земскому собранию с предложением об увеличении жалования учителей. В докладе Училищного совета говорилось: «Одно из самых больных мест в организации учебного дела в нашем уезде — это крайняя недостаточность содержания сельских учителей. Человек одинокий еще может кое-как, с грехом пополам, просуществовать на эти средства, но обзавестись семейством и содержать жену, не говоря уже о детях, положительно невозможно для учителя». Было предложено установить прогрессивные надбавки за выслугу лет. Высший оклад за многолетнюю службу составлял 300 рублей. В 1901 г. начальное жалованье учителя было увеличено до 240 рублей. В 1904 г. земское собрание установило начальный учительский оклад в 300 рублей и 5 прогрессивных надбавок, каждую через 3 года по 10% первоначального оклада. Максимальный оклад, таким образом, был определен в 450 рублей. С 1 сентября 1910 г. учительский персонал стал получать жалованье в 420 рублей (заведующие школами) и 360 рублей (младший учительский персонал). Кроме этого, Земское собрание выдавало пособия на лечение как самих учителей, так и членов их семей, также выдавались пособия на обучение учительских детей в учебных заведениях.

В Дорогобужском уезде работали заслуженные и уважаемые земские учителя. В своей книге «Народное образование в Дорогобужском уезде» И.И.Андреев, сам в прошлом работавший народном учителем, приводит примеры самоотверженного служения делу просвещения народа:

«Наверное, у многих еще жива память о покойной учительнице Быковского училища Вере Александровне Даниловой. Она, получив высшее образование, по влечению сердца своего идет в народ учительницей и поселяется сначала в Боровской школе грамоты, где без жалованья учительствует 2 года, существуя на небольшую пенсию отца. Затем переходит в земскую школу, на 15‑рублевое жалованье. Умная, способная, светлая, она ничего для себя не ищет... Прослужив 6 лет в школе, она умирает в больнице, после тяжелой 3‑ме­­сячной болезни, по определению врача, вся простуженная, переутомленная. Надо было ее видеть в школе с детьми, послушать, как она занимается, чтобы видеть образец того, как надо обращаться с детьми, как воспитывать, как учить. Вера Александровна — выдающийся человек. Но кроме нее, у нас были и другие лица, любившие свое дело и в глухих уголках нашего уезда ковавшие величие и счастье Родины. Отметим также лиц, долго служивших в школах Дорогобужского уезда. Первое место здесь принадлежит Семену Логиновичу Андрееву, которому в нынешнем году [т.е. в 1913 г.] исполняется 35‑летие служению в должности народного учителя. Из этих 35 лет около 30 протекли в пределах Дорогобужского уезда и все время в Озерищенском двухклассном училище. Журналы Земского собрания свидетельствуют, что Дорогобужское земство не раз с похвалою отличало деятельность этого труженика. Учителю Бизюковского училища Д.П.Иващенко в скором времени исполнится 35-летие его служебной деятельности, причем более 15 лет он служил в Дорогобужском уезде. Учитель Красно-Болотовского училища Иван Кирикович Чистяков в этой самой школе прослужил около 30 лет. Затем идут М.Е.Вы­соцкая, А.П.Шестерикова, Н.Ф.Солнцева и другие, прослужившие более 20 лет».

Дорогобужское земство внесло выдающийся вклад в просвещение края. Оно создало разветвленную систему школьного образования, построило десятки школ, сформировало обученный педагогический персонал, значительно увеличило уровень грамотности сельского населения. Все это было сделано, исходя из понимания того исключительного значения, которое имело народное образование для России. Уже упоминавшийся историк земского образования в Дорогобужском уезде, сам активный земский деятель И.И.Андреев, кстати, выходец из крестьянского сословия, так определял значимость просвещения народа: «…народное образование есть дело государственной важности… богатство, процветание, величие и даже целостность государственного организма в значительной степени зависят от того, соответствует ли минимум просвещения и культурности массы отдельных индивидуумов соответствующему положению страны среди других мировых стран... В настоящее время эта точка зрения становится господствующей среди деятелей земских собраний...».

В 1912 г. по расходам на народное образование в пересчете на душу населения Дорогобужское земство занимало первое место в Смоленской губернии (122 копейки в год на душу населения, в среднем по губернии — 83 копейки). В 1913 г. на образование было израсходовано 173 тысячи рублей, что составило 42% расходной части земского бюджета.

В 1897 г. общий уровень грамотности сельского населения уезда был 12,9% (мужчины — 24,03%, женщины — 3,15%). В 1920 г. количество грамотных в возрасте от 8 лет и старше уже достигло 37,7% от общего числа жителей (мужчины — 56,39%, женщины — 21,5%). Вот итог работы земства в сфере народного образования. Советская школа, по крайней мере в первые десятилетия своего существования, работала за счет материальной базы и педагогического персонала земской системы образования.

Советская власть реформировала систему образования, введя двухступенчатое деление школ: начальная школа — 1-я ступень, средняя школа — 2-я ступень. В 1924–1925 гг. в городе и уезде была 101 школа 1-й ступени, в них 196 учителей и 8 571 учащихся. Школ семилеток и школ крестьянской молодежи — 6 с 45 учителями и 1 294 учащимися. Школа 2-й ступени была одна и находилась в Дорогобуже. Всего в сельской местности было 103 школы. Большинство учащихся составляли мальчики. Количество девочек от общего числа учащихся колебалось от 29,6% в Пригородной волости до 17% в Дуденской волости.

На одного учителя в среднем приходилось 44 ученика. Собственные здания имели 64% школ, построенные еще земством, в приспособленных зданиях находилось 36% школ. Учебники приобретались на средства уездного бюджета (39%) и на средства кооперации, других организаций (61%). Учебников не хватало. Доля неграмотных все еще оставалась высокой. Всего по уезду неграмотных, подлежащих обучению (от 16 до 30 лет), было около 8 тысяч человек.

В 1920-е гг. в Дорогобужском уезде работали два техникума: педагогический — в селе Алексино, животноводческий — в селе Овиновщина (1920–1929 гг., в 1930 г. техникум переведен в Дорогобуж).

С осени 1930 г. в Смоленской губернии была введена обязательность начального образования для детей. Напомним, что, согласно земскому плану, введение всеобщего начального образования в уезде должно было осуществиться в первой половине 1920‑х гг. Безусловно, разруха времен гражданской войны замедлила развитие школьного дела в крае.

В годы Великой Отечественной войны многие сельские школы Дорогобужского района подверглись разрушению и разорению. Восстановление материальной базы было медленным и тяжелым. В октябре 1943 г., после освобождения района, была проведена перепись сельского населения, которая выявила 9330 неграмотных (39,5% от общего количества населения). Среди детей от 8 до 16 лет доля неграмотных составляла 22,8%.

В 1958 г. в районе работали 33 начальные школы, 17 семилетних и 4 средних (Алексинская, Каськовская, Мархоткинская, Усвятская). В 1961 г. в СССР была проведена школьная реформа, по которой вводился 11-летний срок обучения в средней школе с большим курсом производственного обучения. Количество средних школ сократилось до 2 (Алексинская и Мархоткинская). Школ 7–8-летних в 1961–1962 учебном году было 19, общее число сельских школ — 56. Через несколько лет советская средняя школа снова вернулась к 10-летнему обучению, которое просуществовало до 1990-х гг.

В 2000 г. в Дорогобужском районе 15 сельских школ: 7 средних, 5 неполных средних, 3 начальных. Количество учащихся непрерывно снижается. Если в 1996 г. их было 859, то в 2000 г. — 800 человек. Особенно резкое падение в количестве учащихся начальных классов: в 1996 г. — 362, в 2000 г. — 245. В 2000 г. на селе работал 161 учитель. Из них 27 молодых специалистов, 113 человек основного рабочего возраста, 21 пенсионер. Большинство сельских учителей имеют высшее образование — 126 человек. Качественный состав педагогических кадров следующий: 1-я катего­рия — 21, 2-я категория — 34, 12 разряд — 36, 11 разряд — 13, 10 разряд — 25, ниже 10 разряда — 32.

Школьная сеть Дорогобужского уезда

Ниже приводится список сельских школ с указанием года их возникновения. Следует иметь в виду, что здесь учитываются официальные, правильно организованные школы. Крестьянские школы грамотности существовали почти во всех селах с 1850-х – начала 1860-х гг. Указываются только школы в пределах нынешнего Доробужского района.

Алексинский сельский округ:

  • земские: Алексино (1872), Секарево (после 1911)
  • грамоты: Вязмичи (между 1897 и 1906)

Балакиревский сельский округ:

  • земские: Быково (1894), Плещеево/Запрудье (1909), Шагаки и Боровка (после 1911)
  • грамоты: Боровка (1896), Балакирево (между 1897 и 1906)

Васинский сельский округ:

  • земские: Славково (1890), Новый Городок (1896), Абрамово (1902), Селишки (1909), Самцово (1910), Сенная, Вырье, Щербинино (после 1911, в том числе Щер­бинино между 1914–1918)
  • грамоты: Сенная (1893), Новый Городок (1893), Новая (1893), Домнино (1896)

Каськовский сельский округ:

  • земские: Каськово (1885), Селенка, Калита и Громаки (после 1911)

Княщинский сельский округ:

  • земские: Попово (1903), Громово (1910), Дубровка и Лукино (после 1911)
  • церковно-приходские: Княщина (с 1895 как школа грамоты), Бражино (1891)
  • грамоты: Бахарево (между 1897–1900)

Кузинский сельский округ:

  • церковно-приходские: Кузино (с 1890 как школа грамоты)
  • земские: Ивашутино (после 1911)

Мархоткинский сельский округ:

  • земские: Лущиково (1911)
  • грамоты: Городок (1889)

Михайловский сельский округ:

  • земские: Михайловское (1889), Елисеенки (1892), Крутое, Ивонино, Воронино и Мамыркино (после 1911)

Озерищенский сельский округ:

  • земские: Сковородино (1903), Яковлево (1905)
  • грамоты: Яковлево (1895)
  • министерские: Озерище — двухклассная (1875)

Полибинский сельский округ:

  • земские: Благовещенье (1883, около 1897 закрыта), Полежакино (1894), Николаевское (1902), Холмец (1905), Подмонастырная слобода (1910)
  • церковно-приходские: Благовещенье (около 1897)
  • грамоты: Корочарово (1892)

Слойковский сельский округ:

  • земские: Красно-Болотово (1870), Ректы (1887), Мутышино (1896, организо­вана как частная дворянином А.В.Белевичем), Хатычка (1910), Андреевское и Федоровка (после 1911, здание Андреевской школы приняло учеников в 1913, но ранее могло быть наемное помещение)
  • церковно-приходские: Красно-Болотово женская (1896, открыта как школа грамоты)

Усвятский сельский округ:

  • земские: Усвятье (1863), Василево/Староселье (в 1881 открыта, в 1913 переведена в Семендяево), Подхолмица (1909), Власово (1910), Волково (1909), Слободище и Кузьмино (после 1911)

Ушаковский сельский округ:

  • земские: Кряквы (после 1911)
  • министерские: Подмошье (ок. 1885)
  • церковно-приходские: Волочек — одноклассная (1872), второклассная (1898)

Фрунзенский сельский округ:

  • министерские: Бизюково (1881)
  • земские: Красный Холм (1905, переводилась в Свиридово), Василисино (1905), Котленище (1910), Рязань (1910), Богданово (после 1911), в 1918 была в Белавке.

Данные по Мархоткинскому и Ушаковскому сельским округам неполные, так как большая часть их территории относилась не к Дорогобужскому, а к Ельнинскому уезду, о котором мало данных. Известно только, что в 1898 г. существовали школы в селах Ельнинского уезда: в Ушакове — земская, в Мархоткине — министерское училище повышенного типа.