Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
na terminal.png






     



История системы образования

В первой половине XIX века в Смоленской губернии стала развиваться сеть начальных церковных школ и приходских училищ. Для поднятия духовно-нравственного образования среди сельского населения в 1844 г. при церквях епархии было введено «катехизическое ученье».

На первых порах учебные заведения открывали, а так же обучали в них детей приходские священники и диаконы, монашествующие, а позднее - выпускники семинарии и духовных училищ, не имеющие сана. Нередко сельские священники жертвовали на организацию и содержание школ личные сбережения, сами приобретали учебные пособия и, за неимением специальных помещений, размещали школы в своих домах. Настоятель Троицкой церкви села Мушковичи Духовщинского уезда Нил Медведков открыл в своём доме частную школу и свыше 40 лет содержал её, одновременно являясь законоучителем и преподавателем. Впоследствии Медведков на личные средства выстроил для неё отдельное здание. Настоятель храма села Пречистое Иоанн Медведков, имея необходимую педагогическую подготовку и опыт преподавания, организовал в своём доме частную школу. В селе Шиловичи настоятель храма священник (иерей) Михаил Тимофеевич Кулагин в своём доме открыл училище, в котором на протяжении 12 лет безвозмездно состоял учителем. Число учащихся нередко достигало 50-60 человек.

В 1864 году стараниями отца Михаила для училища было приобретено отдельное помещение. Нашлись средства и для найма учителей из числа воспитанников семинарии. Впоследствии в память об императоре Александре II, прихожане построили для училища новое здание, и оно стало именоваться Александровской церковно-приходской школой.

Церковные школы имели одноклассные программы обучения, утверждаемые Святейшим Синодом, с продолжительностью курса в два года, и двухклассные, с четырёхгодичным сроком обучения.
Ещё одним типом начальных народных учебных заведений в этот период были школы грамоты. Помещением для них служили сельские избы или тесные церковные сторожки. Содержание производилось за небольшую плату, вносимую воспитанниками за обучение.
Интересным типом учебных заведений духовного ведомства были церкви-школы. Первой подобной школой на Смоленской земле стала школа, открытая в Духовщинском уезде, в деревне Климово, имении Вадима Платоновича Энгельгардта. На средства землевладельца для школы было выстроено деревянное здание, состоящее из трёх комнат, с небольшой колокольней, примыкавшей к нему с запада. В одной из комнат находилась домовая церковь с небольшим иконостасом. В двух остальных размещались классы. 8 сентября 1897 г. церковь-школу освятил епископ Никанор. К началу XX века в Духовщинском уезде было 28 церковно-приходских школ, 26 школ грамоты и одна церковь-школа.

В церковно-приходских школах уделялось внимание привитию детям ремесленных и сельскохозяйственных навыков. Так, с 1891 года при церковно-приходской школе села Лосево Духовщинского уезда стали действовать вечерние ремесленные классы. 5 марта 1891 года епископ благословил обучать детей слесарному, кузнечному и столярному мастерствам. Сельскохозяйственные занятия в школах подразделялись на теоретические и практические. Так, в Красносельской школе Духовщинского уезда преподавались садоводство, огородничество и пчеловодство. На теоретических беседах учитель рассказывал воспитанникам об устройстве фруктового сада и огорода и об уходе за ними, об обработке почв, о выращивании различных культур и борьбе с вредителями. На практике учащиеся знакомились с приготовлением земли для питомника, сортировкой, посадкой и пикировкой дичков, прививкой деревьев, уходом за саженцами и т.д. Для практических занятий использовались земельные участки, находившиеся в распоряжении церковных школ.
Преподавание основ сельскохозяйственных знаний, совмещённое с изучением предметов школьного курса, способствовало увеличению объёма знаний крестьянства по правильному ведению хозяйства. Немаловажную роль играло здесь соединение образования с традиционным крестьянским воспитанием.

В 1872 году в Духовщине существовало единственное трёхклассное приходское училище. Учителем в нём в это время был старичок Афанасий Макарович Фадеев, который с трудом справлялся со своей школой, насчитывающей 50 учащихся разных возрастов, начиная с 9-летнего. С мальчиками младшего отделения обычно занимались ученики старшего отделения, со старшими, выслушивая их чтение и рассказ прочитанного, сам Фадеев. За небольшие шалости и нерадение учеников наказывал лично учитель ударами линейки по вытянутым ладоням рук, а за большие проступки сёк розгами из белой берёзы сторож Ипат, отставной солдат, который для угрозы перед экзекуцией махал в воздухе прутьями, от одного звука которых у детей стыла кровь. В 1873 году Фадеева сменил молодой учитель Пётр Николаевич Скуратов, впервые выдавший на руки ученикам учебники «Родное слово». Молодостью и долее гуманным обхождением с детьми, а главное, подходящими по возрасту и подготовке книжками Скуратов оживил школу: наказания стали реже (розги ушли в предание), поощрения участились, школьники заинтересовались обучением. Кончавшие третье- выпускное – отделение умели хорошо писать, в совершенстве владели четырьмя действиями арифметики и бегло считать на счётах. Наиболее даровитые и состоятельные уезжали в Смоленск в гимназию или реальное училище, где проходили полный курс обучения. В 1875 году приходское училище было преобразовано в городское, оно было трёхклассным, в него принимали после окончания церковноприходской школы. В это время было заложено новое большое здание городского училища в лучшем месте города. Вскоре прибыли из Москвы двое молодых учителей. Это были Василий Парфирьевич Вахтеров в роли заведующего городским училищем и Алексей Иванович Соколов. Новые педагоги нисколько не походили на прежних. Ученики относилиль к ним с большой симпатией. В 1876/77 учебном году городское училище разместилось в новом здании, в котором впоследствии до 1978 года находилась Духовщинская средняя школа. В 1877/78 учебном году прибавились новые преподаватели Алексей Михайлович Измайлов и Валериан Иванович Данилов. Первый выпуск Духовщинского городского училища состоялся в 1878 году. Выпускников было шесть, среди них-наш прославленный земляк Пётр Кузьмич Козлов, выдающийся путешественник, ученик и последователь Н.М. Пржевальского. Имя П.К. Козлова носит сейчас Духовщинская средняя школа. Из архивных данных за 1880год имеются такие сведения о составе учеников городского училища: 1 класс – 72 чел., 2 клас – 47 чел., 3 класс – 14 чел. Всего – 133 ученика. Из них: детей дворян – 15, духовного звания – 6, купцов – 13, мещан – 56, крестьян – 43 чел. Плата за обучение взымается с каждого ученика, за исключением беднейших, в размере 3 руб. в год. Подробнее о жизни городского училища можно прочитать в книге бывшего директора Духовщинской средней школы, а ныне руководителя музея истории этой школы С.М. Журавской «История Духовщинской средней школы им. П.К. Козлова», выпущенной издательством «Смоленская газета» в 2008 году и потом переизданной.

Из архивных данных известно, что в 1880 году в Духовщине открылась женская прогимназия – это среднее учебное заведение. В ней обучались: дочерей дворян – 19, духовного звания – 8, купцов – 9, мещан – 30, крестьян – 21, всего 87 учениц. В 1903 году в женской прогимназии обучалось 180 учениц. В этом же году в городском училище преподавали 6 учителей и обучались 237 учащихся.

До октября 1917 года в Духовщине просуществовали женская прогимназия, городское училище и церковно-приходская школа. Последняя была четырёхгодичной, в ней работали 2 учителя и священник. После окончания церковно-приходской школы многие на этом учение заканчивали и уезжали в деревни к своим родителям помогать вести хозяйство. Другие поступали в городское четырёхклассное училище.

В 20-х годах XX века в Духовщине была открыта профессионально-техническая школа, которая готовила рабочих для деревообрабатывающей промышленности и по ремонту паровых котлов. В 30-х годах это учебное заведение было преобразовано в ФЗО, а с 1946 года здесь стали готовить мастеров-десятников колхозного строительства. В 1964 году - новая реорганизация, теперь это ГПТУ. С 1977 года училище стало готовить квалифицированные кадры со средним образованием.

В 1958/59 учебном году в районе функционировало 47 школ, в том числе 27 начальных, 18 семилетних и 2 средних. В школах обучалось 2702 учащихся. Учителей в районе 253. Имелось 3 детских сада, в которых воспитывалось 186 детей. В постоянных яслях 105 мест.

На конец 1997 года в районе было 23 общеобразовательные школы, 8 дошкольных учреждений, одно учреждение дополнительного образования школьников.

Сейчас в Духовщинском районе 3 средних, 6 основных школ, 5 филиалов при основных школах с общим числом учащихся 1057, в них работают 184 педагога. Кроме этого есть 3 дошкольных учреждения (376 воспитанников, 52 педагога), аграрно-технический техникум, одна коррекционная школа-интернат 8 вида, Дом детского творчества.