Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


Долгий путь народного образования

В 2014 году исполнилось 150 лет с того момента, когда 1 января 1864 года Указом императора Александра II вводилось «Положение о губернских и уездных земских учреждениях». Это «Положение» предусматривало создание в уездах и губерниях новых выборных органов местного самоуправления, которые назвали старым русским словом «земства» (от «земля» в смысле территория, местность). Сразу же после образования земства приступили к решению многих насущных вопросов. Однако главной их заслугой является создание земских школ, ставших источниками образования для широких слоев сельского населения.

roslavl-1.jpg

По данным всеобщей переписи населения Российской империи (1897 год), в Смоленской губернии из 126 тысяч крестьянских детей школьного возраста (9-12 лет) только 23, 2% считались грамотными. Крестьянские женщины почти поголовно не умели ни писать, ни читать. Рославльский уезд Смоленской губернии также не был тому исключением. Поэтому «Положение о начальных народных училищах» от 14 июля 1864 года и заменившее его Положение от 25 мая 1874 года, действовавшее до марта 1917 года позволили земствам, взяв инициативу в свои руки, постепенно повысить грамотность крестьян.
Развитие образования земских школ в Рославльском уезде происходило постепенно. Инициатива по их созданию вначале принадлежала сельским обществам, которые содержали школы за свой счет. И только с начала 1890-х годов земства стали занимать в этом вопросе передовые позиции.

К 1914/1915 учебному году в Рославльском уезде насчитывалось 106 начальных школ, подведомственных Министерству Народного Просвещения. Следует заметить, что в это время Рославльский уезд занимал несколько иную территорию, нежели сейчас. В его состав входила часть Брянской области, территории из Ершичского, Починковского, Шумячского, Хиславичского районов. Общая площадь уезда составляла 5503,6 кв. версты, на которой проживало 254 844 человека.
Земские школы уезда в основном были одноклассные. Курс обучения в одноклассных школах первоначально составлял три года, все они были однокомплектными, то есть с одним учителем, который одновременно работал в трех классах. Двуклассные земские школы были редкостью. В губернии по отчету за 1913/1914 учебный год таких школ в пяти уездах насчитывалось 17. Курс обучения в них продолжался пять или шесть лет. В них преподавались, кроме основных предметов, история, география, естествознание. Школа была на хорошем счету, если в ней дополнительно проводились уроки пения, рукоделия, гимнастики, военного строя, а также занятия по садоводству, огородничеству, пчеловодству. В Рославльском уезде таких школ насчитывалось пять.

К одной из них относилась Епишевская двухклассная школа. Основанная еще в 1862 году Епишевская школа в 1915/1916 насчитывала 172 учащихся, в том числе 63 девочки, учебный год продолжался 135 дней, курс обучения длился 6 лет и имел 6 отделений. В школе работало 2 учителя, 3 учительницы, 1 законоучитель, Дополнительными были предметы-пение, рукоделие, проводились внеклассные чтения с показом туманных картинок, имелась библиотека, проводились чтения по теме: «Из-за чего мы воюем?», устраивались посадки деревьев.

Основной контингент учащихся школ составляли крестьянские дети в возрасте от 8 до 14 лет, преимущественно мальчики. В школы принимали детей не моложе 8 лет, и обучение было совместным. Учебный год рекомендовалось начинать в сентябре, но единообразия в этом вопросе не было. Прием детей растягивался на 1-2 месяца, а учебный год по продолжительности был от 140 до 150 дней. Заканчивалась учеба в конце апреля, экзамены для выпускников проводились в мае. Однако, в силу экономических причин посещаемость школ была очень низкой. Для того, чтобы ученики пропускали как можно меньше занятий, при многих школах создавались общежития или ночлежные приюты, где проживали дети из селений, отдаленных от школы в 3-5 верст. В Рославльском уезде в это время при школах насчитывалось 27 общежитий, но и эта мера помогала мало. Многие крестьянские дети выбывали из школы через один – два года, едва овладев азами грамоты. До старшего отделения добирались лишь немногие из них, но здесь камнем преткновения были экзамены: не сдавшие их ученики свидетельства не получали, в статистику «ОКОНЧИВШИХ ШКОЛУ» не попадали. Ученики сдавали письменные и устные экзамены (изложение или сочинение, решение арифметических задач, закон Божий, чтение). Так в земских школах Рославльского уезда в 1914/1915 учебном году обучалось 9739 учащихся, в том числе 2759 девочек. Окончили курс 607 учащихся, выбыло до окончании курса 974 учащихся. В среднем на одну школу получали свидетельства об окончании полного курса 6-7 человек.

Как правило, школы Рославльского уезда располагались в собственных зданиях, которые не соответствовали элементарным санитарным требованиям: находились в низких заболоченных местах, были тесны, холодны, а некоторые не имели даже отхожих мест. Строились они без особых планов, чаще всего из дерева, а потому быстро приходили в ветхое состояние. Член Рославльского уездного училищного совета от земства отставной подполковник В. А. Шершевицкий, проверяя ряд земских школ Рославльского уезда, в докладе от 2 октября 1894 года написал: « Неоднократно посещенные мною в течение истекшего года Полуевское, Ворошиловское, Ермолинское, Трояновское, Екимовичское и Костырёвское училища находятся в следующем состоянии… Екимовичское училище, благодаря щедрости волостного схода и заботам попечительницы Г-жи Л.Н. Сорневой, в текущем году обращено из полуразвалившейся 10 аршин (аршин равнялся 71,12 см) хаты в просторное, светлое и удобное, с общежитием при нем, здание; заботы Г-жи Сорневой об обстановке училища и о наблюдении за ходом обучения в нем вселяют уверенность в том, что для училища этого настали лучшие дни. Костыревское училище помещается в старом, недостаточно просторном и для половины теперешних, свыше 100 учеников, здании. В текущем году это здание волостным сходом ремонтировано лишь настолько, чтобы поддержать его от разрушения. В наступающем учебном году имеет быть к перестройке всего здания, на что имеется пока в распоряжении схода лишь около 200 руб., которых далеко недостаточно для возведения нужного здания; почему решаюсь утруждать Собрание ходатайством об отпуске на этот предмет хотя 100 руб. и о возбуждении от себя такого же ходатайства перед Губернским Земством. К удовлетворению этого ходатайства едва ли встретятся препятствия, т. к. я вполне рассчитываю, что наш сотоварищ по собранию, и в тоже время Попечитель школы Г-н Н. С. Шупинский не откажет укрепить за Костыревским училищем десятину земли, на которой в настоящее время стоит ветхое училище….»

С приходом на помощь земствам правительства в 1908-1914 гг школьное строительство приобрело планомерный, организованный характер. Началась активная постройка более добротных школьных зданий, в которых были просторные классные комнаты, коридоры, учительские квартиры, хозяйственные помещения, общежития. Рекомендовалось возле школ сажать деревья. Благоустраивать территорию. Появилась возможность приобретать новые парты, стулья, классные доски и другой необходимый инвентарь. Учебники, тетради, карандаши и ручки дети получали бесплатно.

Оборудование класса по Рославльскому уезду, как и по всей губернии, в 1913 году состояло из иконы, портрета Государя, парт по числу учеников, учительского стола и стула, классной доски, шкафа, классных счетов, термометра, висячей лампы, где проводились вечерние занятия. Оборудование коридора состояло из вешалки для учеников, узкого длинного обеденного стола для учеников, скамейки, библиотечного шкафа, иконы, стенных часов, бака для питьевой воды с тремя кружками, рукомойника, висячей лампы.
Уездные училищные советы стремились упорядочить работу школ, устанавливая длительность уроков и перемен, начало и окончание занятий. По отношению к ученикам предусматривались следующие меры взыскания: «замечание, выговор и оставление учащегося, небрежно выполнившего работу, после урока». В порядке исключения допускалось ставить провинившегося на месте или у стены, удалять из класса на время от 5 минут до получаса, оставлять после уроков от получаса до часа. В тоже время в инструкции было записано: «не следует допускать никаких телесных и унижающих достоинство учащегося наказаний, например, ставить на колени, удалять из класса на целый урок».
И все же главными действующими лицами в школах были учителя. Им приходилось решать множество не только учебных, но и хозяйственных проблем. В основном в школах работали молодые несемейные люди в возрасте от 20 до 30 лет. Жили они, как правило, при школах или снимали угол у местных жителей. «Положение сельского учителя вообще крайне незавидно. В большинстве жалкая коморка вместо квартиры, ничтожное жалование в 10-12 рублей и отсутствие всяких жизненных удобств при ежедневном 6-часовом труде делают жизнь учителя поистине тяжелым бременем…»-так описывался учительский быт в докладе земской управы. Учителя Рославльского уезда в 1903 году получали 226 рублей годового дохода, в то время как их коллеги в Вяземском уезде получали 294 рубля, в Бельском-257 рублей, Сычевском-251 рубль, в Ельнинском-234 рубля.

Земства старались удержать учителей на службе гарантированными льготами. Учителям устанавливались надбавки к окладам за выслугу лет (за каждые отработанные 3-5 лет), малообеспеченным выдавали пособия на обучение детей, лечение. Ветераны труда. Проработавшие на ниве просвещения более 20-25 лет, получали благодарность и денежное вознаграждение. Гарантировалось пенсионное обеспечение. Поэтому по мере улучшения материального положения школа притягивала к себе всё более образованные кадры; повышалось и качество преподавания. В 1914/1915 учебном году в Рославльском уезде значилось 286 учителей. Из них законоучителей (преподающих Закон Божий)-104, учителей мужчин-31, женщин-151. Из учителей-мужчин: окончили гимназию-1, реальное училище-1, духовные семинарии-2, учительские семинарии-12, приобрели знание по экзамену-15. Из учителей женщин: окончили женские семинарии 57, институт-1, учительские семинарии-4, епархиальные училища-70, женские прогимназии-9, приобрели звание поэкзамену-10.
На содержание школ уезда в этом году было израсходовано 170 189 руб.62 коп., в том числе поступивших: от государственного казначейства 106 491 руб.15 коп., ; от губернского земства 2285 руб.; от уездного земства 61 412 руб. 77 коп.

Помимо земских школ в Рославльском уезде существовали и церковно-приходские школы и школы грамоты. Что касается этих школ, то они тоже имели свою предисторию.
Подобные школы стали открываться с 1884 года, после утверждения императором Александром III «Правил о церковно-приходских школах». В соответствии с этим документом перед ними была поставлена задача: «Утверждать в народе православное учение веры и христианской нравственности и сообщать первоначальные, полезные знания». В этих школах могли обучаться дети различных вероисповеданий, но преимущественно православные. Школы имели одноклассные программы обучения-с продолжительностью курса в два года и двуклассные-с четырехгодичным сроком обучения. Занятия проводились по программам, утвержденным Святейшим Синодом. Основное внимание уделялось преподаванию Закона Божьего, церковно-славянского языка и церковного пения. К началу XX века в Рославльском уезде было 19 церковно-приходских школ, в которых обучалось 1067 мальчиков и 87 девочек.
Еще одним типом начальных народных учебных заведений были школы грамоты. Они создавались по инициативе сельских сходов, а контроль над ними осуществлялся приходскими священниками. Главная цель этих учебных заведений состояла в том. Чтобы «…обучать подрастающее поколение истинам веры и нравственности под покровом Русской Православной Церкви и в духе всецелой преданности престолу и Отечеству». Курс обучения в школах грамоты, как правило, был двухгодичный. Преподавание велось по программам церковно-приходских школ. В Рославльском уезде школ грамоты к 1900 году насчитывалось 57, в них обучалось 1313 мальчиков и 78 девочек.
Однако уже в 1914/1915 учебном году в уезде работало 97 церковноприходских школ и одна второклассная учительская. В них обучалось 6330 учащихся . Кроме того действовало 4 школы грамоты.
Из наиболее «старых» земских школ Рославльского уезда доживших до наших дней или закрывшихся совсем недавно можно выделить следующие учебные заведения. 

НАЗВАНИЕ ШКОЛЫ

ГОД ОСНОВАНИЯ

КОЛИЧЕСТВО 
УЧ-СЯ 
НА 1915/1916 и 1916/1917 У.Г.

В ТОМ ЧИСЛЕ ДЕВОЧЕК

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ УЧЕБНОГО 
ГОДА (В ДНЯХ)

ЕКИМОВИЧСКАЯ

1862

110

34

155

ЕПИШЕВСКАЯ

1862

172

63

135

КОСТЫРЁВСКАЯ

1873

175

55

143

ХОРОШОВСКАЯ

1882

94

23

138

ЖАРЫНСКАЯ

1883

184

81

?

ЕРМОЛИНСКАЯ (ДОРОТОВСКАЯ)

1883

130

46

133

ВОЛКОНЩИНСКАЯ

1891

154

45

147

СТАРО-КРУПЕЦКАЯ

1897

133

54

135

ВОЛКОВИЧСКАЯ

1907

55

17

152

СТАРО-ГОРОХОВСКАЯ

1911

64

14

166

ЧИЖОВСКО-КЛОПОВСКАЯ

1911

76

30

146

КОСКОВСКАЯ

1913

103

32

124

Современники, отмечая значимость земских школ, писали: «Земская школа, как общественная гордость и дорогое детище, призвана вести усиленную борьбу с тем невежеством, которое еще царит в большей половине наших деревень. Заметные и значительные успехи в области начального образования, которые сделала земская школа, завоевавши себе любовь и искреннее сочувствие среди крестьянства, будут служить лучшей гарантией ее дальнейшего процветания».
Вглядываясь с высоты прошедших лет на то, каким трудным путем происходило развитие образования в наших краях, остается лишь только согласиться с авторами вышесказанного и понадеется на то, что в XXI веке Российская школа продолжит славные традиции своих предков.

Источники: «Смоленское земство и народное образование 1865-1918 годы», Сборник материалов, Смоленск, 2004 г.
Иеромонах Рафаил (Ивочкин). История Православия в Рославльском уезде (XII – XX вв.) (часть 3)
Материалы подготовлены для газеты «Рославльская правда» 04.04.2014
Автор: Алексей ИВАНЦОВ, учитель истории Савеевской школы