Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
na terminal.png






     



Новый город на старой земле

1-safomovo-1931-1.jpg2-safomovo-1937-1.jpg3-safomovo-1949-1.jpg
1931 год. 
Ученики Мужиловской школы
1937 год. 
Комсомольцы города Сафоново
1949 год.
Пионерский лагерь
4-safomovo-1952-1.jpg5-safonovo-pioner_lager-1.jpg
1952 год. УчителяПионерский лагерь "Юность"

Исторически современное Сафоново складывалось на месте станции и пристанционного поселка на железной дороге, деревень Сафоново (ныне поселок Горный), сельца Дворянское (сейчас центральная часть города), села Толстое (поселок Южный), окраинами была прихвачена территория деревень Борисково, Денщина и других. Деревня Сафоново по переписным книгам прослеживается с 1678 года,

1 октября 1929 г. в результате административной реформы была образована Западная область с центром в Смоленске. В составе Смоленского округа был образован Сафоновский район. Основой его стала Сафоновская волость, исторически являющаяся частью территории Дорогобужского уезда. Ее имя и перешло на название района.
Сафоновский район граничит на севере с Холм-Жирковским, на востоке с Вяземским, на юге с Дорогобужским и на западе с Ярцевским районами Смоленской области. Площадь Сафоновского района – 2258 км². Население города Сафоново около 44 тысяч человек, Сафоновского района около 60 тысяч человек.
Успешное развитие любого города невозможно без географического счастья. Историческая судьба Сафонова переплелась с Московско-Брестской железной дорогой (1870 г.) и автомобильной дорогой М1 (с. XX в.), имеющими стратегическое значение для развития страны и города на перекрестке этих дорог.

После Великой Отечественной войны начинается новый этап в истории Сафоновской земли. Бурное промышленное развитие края началось 25 декабря 1952 г. горняки шахты №1, получившей имя «Смоленская», выдали на гора первые тонны угля. Так началась короткая, но принципиально важная для Сафоновского края, эпоха большого угля на Смоленщине. В короткое время поселок вырос и 8 апреля 1952 г. Сафонову официально был присвоен статус города. Это событие стало важнейшей вехой в истории края – начался этап развития городской цивилизации.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ДО 1917 ГОДА
Экономическое и культурное развитие Сафоновского края в конце XIX – начале XX веков во многом определялось деятельностью органов местного самоуправления – уездных земств. Либеральные реформы Александра II вызвали к жизни общественную самоорганизацию, слой просвещенных людей, осознавших долг общественного служения, идею развития страны через распространение культуры, образования, формирования самостоятельной и активной личности. Деятельность земств необычайно широка и плодотворна. Они строили школы и больницы, открывали библиотеки, аптеки, кассы мелкого кредита, содержали в порядке дороги, учреждали агрономическую и ветеринарную службу, всемерно содействовали развитию крестьянского хозяйства и распространению сельскохозяйственных знаний, создавали телефонную связь, выдавали стипендии учащимся высших и средне-специальных учебных заведений.
В качестве примера приведем некоторые факты из деятельности земства в сфере народного образования. Первые школы в крае были созданы еще в первой половине XIX века богатыми просвещенными помещиками. Известно о существовании школы для крестьян в имении Барышниковых Николо-Погорелом. В 1845 г. в селе Городок князь Голицын устроил сельское приходское училище в специально построенном удобном и просторном здании. Для занятий в школе были отобраны 50 крестьянских мальчиков, которые начинали обучение после окончания полевых работ, 1 октября, и занимались до 1 апреля. До обеда их учили читать, писать, началам арифметики, после обеда – занятиям, необходимым в крестьянском быту: шить одежду и обувь, столярному и бондарному ремеслам.
После отмены крепостного права в селах стали открываться крестьянские школы грамоты, которые содержали сами крестьяне. Открывались они, в основном, священниками и помещались в крестьянских избах. Многие из этих школ были недолговечны и исчезали так же быстро, как и возникали. Качество преподавания и учительского персонала было крайне низким. Правильная организация школьного дела началась с появлением в крае земских и государственных (министерских) школ. Первыми государственными школами в Сафоновском крае стали одноклассные министерские училища в селах Пушкино (1881 г.) и Рыбки (1885 г.). Это были начальные школы с трехлетним сроком обучения.
Наибольшее развитие в уезде получила земская школа, став в начале XX века главной школой края. В 1896 г. председатель уездного земского собрания кн. В.М. Урусов разработал план осуществления в уезде четырехверстной школьной сети (школа должна была находиться не далее 4-х верст от деревень, где проживали ученики). Вскоре этот план стал претворяться в жизнь. «Исследование положения школьного дела в Дорогобужском уезде» кн. В.М. Урусова было издано отдельной книгой. В 1908 г. земством был принят план трехверстной, а в 1911 г. – двухверстной школьной сети. В 1891 г. кн. Урусов поставил вопрос об устройстве в уезде передвижных библиотек для крестьян, и эти библиотеки были созданы. С 1895 г. земство устраивает народные чтения для крестьян, а с 1902 г. в уезде начинает создаваться сеть народных библиотек, в 1913 г. их было уже 46. Земство выделяет стипендии для обучающихся в учительской семинарии и в других учебных заведениях, выдает пособие для поездок на курсы повышения квалификации учителей и медицинских работников.
Результат всей этой деятельности таков: если в 1891 г. в уезде было 22 земские школы, то в 1913 г. их уже 92, а всего в школьную сеть входило 108 школ. В 1891 г. в Дорогобужском уезде в школе училось 66% мальчиков школьного возраста и 1% девочек. В 1911 г. школу уже посещало 80% мальчиков и 31% девочек. Следует отметить значительный рост учащихся девочек, что свидетельствовало о существенном изменении места женщины в семье и обществе. Интересные данные о темпах развития образования дают ведомости грамотности новобранцев. Так, в Сафоновской волости в 1892 г. грамотных среди новобранцев было лишь 4%, через 10 лет их число возросло до 48%. В Суткинской волости в 1892 г. грамотных новобранцев было 23%, в 1902 г. – 80%. В 1913 г. на образование было затрачено 173 тыс. руб., это 42% расходной части земского бюджета. По сумме затрат на душу населения, расходуемых на народное образование, Дорогобужское земство занимало первое место в губернии.
Распространение грамотности среди крестьянства потребовало и создания народных библиотек. Первая публичная библиотека в Сафоновском крае появилась в 1896 г. в сельце Будаеве Сафоновской волости. Она была создана местной помещицей Е.Д. Давыдовой. Вслед за этим Попечительством о народной трезвости было создана целая сеть библиотек: Вержинская (1899 г.), Овиновщинская (1898 г.) и другие. Позднее народные библиотеки были созданы при земских школах.
Город Сафоново вобрал в себя тысячи жителей окрестных сел и деревень, став воплощением всей истории края, результатом его многовекового развития.
Вначале XX века на месте нынешних городских кварталов Сафонова был ряд деревень, селец и хуторов, окружавших железнодорожную станцию, которая по близлежащему уездному городу называлась «Дорогобуж».
Строительство железнодорожной станции на берегу речки Велички в 1870 г. превратило это захолустное местечко в один из важнейших экономических центров Дорогобужского уезда. Здесь появились склады леса, постоялые дворы, лавки, почтовая станция, аптека, пекарни… Начало расти население пристанционного поселка. Здесь появилась пожарная дружина, а при ней в 1906 г. была организована общественная библиотека – первое учреждение культуры будущего города. Вероятно, не случайно, что в этом же году организационное оформление получила и духовная жизнь округи.
В 1904 г. рядом с Толстым был построен каменный храм во имя архистратига Михаила, тем самым владельческая усадьба превратилась в село. Сейчас на месте старого храма, разрушенного в годы советской власти, восстановлен Свято-Владимирский храм, довольно точно воссоздавший облик утраченного храма.
Вскоре после открытия прихода в селе Толстом появилась и церковно-приходская школа, которая имела собственное здание. Первое упоминание о ней относится к 1909 г. Ее можно считать родоначальницей школ современного города.

ИСТОРИЯ ПУШКИНСКОЙ ШКОЛЫ
Появление в Пушкино первого министерского училища на Сафоновской земле, по современному начальной школы, было не случайно. Этому предшествовали инициативы местного духовенства, поддержанные обществом.
«В селе Пушкине, обучение детей грамоте началось с 1845 года, и началось частным образом, не имея на то особенного дозволения начальства и без всяких официальных данных. До вышеозначенного же 1845 года прихожане и не помышляли о том, чтобы учить детей грамоте, они избегали этого предмета даже в разговоре и относились к нему со страхом. Первый труд обучения крестьянских детей грамоте принял на себя диакон Иоанн Киприанов, в своем собственном доме, и – труд безвозмездный».
«С 1870 года начался заметный наплыв учеников (с этого времени они начали сознавать пользу от учения) и было от 20 до 30 человек, так что помещение у диакона Киприанова оказалось вполне тесным,- на это обстоятельство обратил внимание председатель попечительства – помещик Николай Александрович Тухачевский совместно с доверенным членом от прихожан (ныне председатель попечительства), помещиком Евграфом Андреевичем Краинским, способствуя сами успехам учащихся и желая, расстроенной школе дать более определенный порядок и вид, они предприняли намерение устроить, на собственные средства, приличное особое здание училища, что было выполнено ими в 1872 году, пожертвовав на этот предмет г. Тухачевский 240 р., а г. Краинский 56 р. 51 копейку серебром; к этому пожертвованию прилагали свои лепты и прочие лица и собрано было 17 рублей, из попечительских сумм добавлено 60 рублей 90 копеек, и так постройка училища обошлась в 374 рубля 41 копейку. Помещик Тухачевский кроме денежного пожертвования на училище, снабдил на первое время учащихся всем нужным: купил учебники и много книг духовно-нравственного содержания для ученической библиотеки (счетом 157 книг), устроил парты, большие карты – висячие, шкаф для книг, купил бумаги, перьев, аспидных досок и грифелей и прочее».
30 апреля 1884 г. Пушкинское начальное сельское училище было торжественно преобразовано в министерское училище. Оно стало первой настоящей школой на Сафоновской земле.
Подробнее о предшествующей этому событию работе помогают составить представление «Отчеты духовного попечительства при селе Пушкине, которые были опубликованы в «Смоленских епархиальных ведомостях».
Первая попытка начать работу попечительства была сделана в 1869 г. Но через несколько лет оно прекратило свою деятельность. Но необходимость в нем и наличие активных людей привело к возобновлению его деятельт ности в 1872 г. Через год по болезни от председательства в нем отказался помещик Николай Александрович Тухачевский. И в 1873-81 гг. прихожанами ежегодно избирался на эту почетную и хлопотную должность помещик, коллежский ассесор, Евграф Андреевич Краинский. Данная должность после «Шинели» Гоголя и несчастного, явно не очень психически здорового служки Башмачника стала символом раздавленного жизнью человека. Но колежские ассесоры были разные.
Краинский был и активным организатором работы попечительства и его делопроизводителя, казначея. Рядом с ним были люди, которые своей общественной активностью, безвозмедными усилиями преобразовывали социальную реальность, создавали культурную основу для развития Пушкина. Наверное, подобный труд во все времена будет всегда основой для развития культурной среды. «Непременные члены попечительства: настоятель церкви – он же безвозмездный законоучитель в приходском училище – священник села Пушкина Александр Конокотин. Вышегорской волости старшина крестьянин Моисей Семенов. Доверенный член от прихожан – деревни Якубова, домохозяин, отставной лейб-гвардии унтер-офицер Никанор Степанов. Кроме того, членами попечительства состоят, по одному домохозяину от каждого селения в приходе, которые известны своею доброю нравственностию и усердием к церкви».
Попечительство по инициативе Краинского и по мере возникновения проблем помогало решать вопросы по организации работы школы, ремонту церкви, организации хора, помощи бедным лицам духовного звания и другие.
Средства попечительства формировались из благотворительной помощи прихожан. И без него существование школы и позднее ее преоьбразование в министерское училище были бы невозможны. «Здание школы устроено в 1872 году, на средства благотворителей, с прибавлением субсидии и от попечительства. Школа состоит в ведении и распоряжении духовнаго попечительства. Попечителем школы утвержден помещик, прихода села Пушкина, коллежский ассесор Евграф Андреевич Краинский, Смоленским губернским земским собранием. Законоучителем при училище состоит с 1872 года настоятель церкви, священник Александр Конокотин, который преподает, до настоящаго времени, закон Божий безвозмездно. Содержится училище, отапливается, освещается и ремонтируется на средства попечительства, с пособием от земства до 1880 года по 30 р. в год и от местнаго населения по 155 р. в год; каковая сумма выплачивалась неаккуратно, с большими промежутками, а потому, чтобы не довести училище до окончательнаго уничтожения, оно поддерживалось средствами попечительства. Учителя в Пушкинское училище назначались инспектором народных училищ, с жалованьем по 15 р. в месяц. Жалованье учителю до 1881 года выплачивалось попечительством. Учебные материалы для училища: книгя, перья, бумага, чернила, грифельныя доски и проч., доставлялись от попечительства».
Попечительство пыталось влиять на здоровую атмсоферу жизни, но быстрых преоьбразований в этой сфере достичь не удавалось: «Для употребления нравственного влияния на массу народа, состоявшую в приходе села Пушкина, Попечительство действовало чрез своих членов, избранных по одному человеку из каждого селения, из лучших крестьян, заявивших себя – своею доброю жизнию и примерною нравственностию. Многие из членов-крестьян, состоящих в попечительстве, вовсе не употребляют водки и не бывают в кабаках, чем много содействуют своим влиянием на улучшение нравственности, среди своих собратий. Но, во всяком случае, несмотря на все влияние членов-попечителей на народ, пьянство не уничтожается и искоренить окончательно этот универсальный недуг не представляется возможным. Главною причиною такого печального явления служат, разумеется, развитие продажи водки и умножение кабаков».
Хотелось бы перечислить членов попечительства поименно. Может быть, и сейчас в нашем крае живут потомки этих людей. Тем более, в данном случае есть повод для гордости ими. «Члены от крестьян: 1. Деревень Пушкина, Иван Осипов. 2. Плоской, Игнат Васильев. 3. Лучек, Матвей Григорьев. 4. Холма-Грибоедова, Даниил Афанасьев. 5. Дашут, Семен Семенов. 6. Балтутина, Харитон Михайлов. 7. Клина, Алексей Васильев. 8. Артемовки, Иван Иванов. 9. Ильюшкина, Исай Фомин. 10. Терентеева, Диомид Тихонов. 11. Ромашкова, Тарас Константинов. 12. Филиппова, Фома Гриторьев. 13. Мантрова, Флор Андреев. 14. Краснаго Холма, Егор Иванов. 15. Рыжкова, Иван Семенов. 16. Свиридова, Илья Степанов. 17. Прокудина, Мартин Флоров. 18. Маркова, Фока Егоров. 19. Якимовской, Михаил Григорьев. 20. Войновки, Мина Афанасьев. 21. Понтелеева, Авдей Федоров. 22. Колошина, Адриан Титов. 23. Динисок, Никита Романов. 24. Воскресенской, Осип Михайлов».
Современный век с подозрением относится к любой разновидности снобизма, особенно социального. В уравнивании людей есть немало гуманного и полезного для более эффективного развития общества. Но, к сожалению, и сегодня, когда феномен аристократизма в прошлом, недостатки всех времен и народов по-прежнему иногда списывают на элиты прошлых эпох. Думать о природе человека и сложности мира – трудно. Говорить что-то невежливое про самого себя – неприятно, про власть – опасно, про народ, который глас Божий – немыслимо…
Но «культурная революция» в Пушкино была бы невозможна без активной позиции местной аристократии. Наиболее существенное влияние на местную жизнь оказывали Краинский Евграф Андреевич и Тухачевский Михаил Александрович. Отметим и такой интересный факт, характеризующий явление о котором идет речь: «15 ноября 1875 года назначена была учительницей – княжна Юлия Ивановна Друцкая-Соколинская, обучавшаяся в Смольном институте, с платою по 10 рублей в месяц. Юлия Ивановна пробыла учительницей два года».
Следует отметить, что русское дворянство имело хороший исторический шанс выиграть достойный переход из аграрной эпохи в индустриальную. Утрачивая свои корни в экономической почве, оно замечательно развивалось на почве Культуры! Традиции государственной, гражданской службы и лидерство в области культуры были тем капиталом, который было естественно инвестировать в будущее русской аристократии, будущее России. К большому сожалению, вышло все иначе. Но данная тема лежит за пределами нашего исследования.
При открытии и преобразовании училища 30 апреля 1884 г. присутствовали: г. инспектор народных училищ Василий Порфирьевич Вахтеров, попечитель училища – коллежский асессор Евграф Андреевич Краинский, законоучитель местный священник Александр Конокотин, заведующий училищем – учитель Сергей Григорьевич Григорьев (из окончивших курс в Алферовской семинарии), волостной старшина Вышегорской волости крестьянин Яков Фомин, несколько человек из членов попечительства и до 30 человек родителей учащихся в школе.
В этот день на открытии училища была торжественная часть с «народным гимном «Боже Царя храни» и успешно сданные экзамены четырех учеников: Аполлона Иванова (сын местного фельдшера), Петра Коновалова (сын мещанина), Анна Соколова (дочь крестьянина) и Марья Малишевская (дочь почетного гражданина).
В речи на открытии училища о. Александр Конокотин сказал: «…вы, юные мои слушатели, можете видеть, что для полного успеха в жизни, нужно заранее приготовить себя трудом: нужно прилежно учиться и учиться не одним только наукам, но и воспитать в себе чувство религиозное, усвоить себе правила доброй нравственности и чести, которые в жизни важны не менее наук. Пользуйтесь же для этого дорогим для вас временем, пока вы находитесь еще в детском возрасте. Помните мудрое изречение: что в юности посеешь, то в старости пожнешь».
Если выделить базисные идеи из этого высказывания, то они легко могут быть востребованы и в наше время. В традициях русской школы помимо задачи интеллектуального развития учеников всегда значимой и равноценной была воспитательная задача обучающихся. «Учить и воспитывать» в наше время становится настолько важно, что, пожалуй, будет точнее уже говорить «Воспитывать и учить».
Дальнейшая судьба министерского училища совпадала с логикой исторического процесса, который позднее оказался затерявшимся в историографии по идеологическим причинам, когда в советское время считалось, что Россия была страной сплошной неграмотности.
Но на примере школы в Пушкино мы видим, что усилия центральных властей, местной, земской власти, местного общества и материально, и духовно совпадали в стремлении изменить ситуацию с уровнем грамотности крестьянства страны: «С преобразованием училища, потребовалось и новое здание для учащихся, более приличное и вместительное, чем здание прежнее. В настоящее время такое здание для училища построено – частию на капитал, отпущенный из сумм министерских (800 рублей), и частию на деньги, ассигнованные от Дорогобужского земства (300 рублей); при некотором даже содействии и местного приходского попечительства. Место для постройки училища избрано не далеко (менее 1/4 версты) от села, вблизи Вышегорского волостного правления. Красивое и ровное, откуда открывается прекрасный вид и на село и на храм Божий» С преобразованием училища, потребовалось и новое здание для учащихся, более приличное и вместительное, чем здание прежнее. В настоящее время такое здание для училища построено – частию на капитал, отпущенный из сумм министерских (800 рублей), и частию на деньги, ассигнованные от Дорогобужского земства (300 рублей); при некотором даже содействии и местного приходского попечительства. Место для постройки училища избрано не далеко (менее 1/4 версты) от села, вблизи Вышегорского волостного правления. Красивое и ровное, откуда открывается прекрасный вид и на село и на храм Божий».
1 ноября 1886 г. новое здание было освящено и в заключение своей речи на этом событии о. Александр Конокотин, вспомнив всех, кто был причастен к делу образования в Пушкино, сказал: «Дай Бог, чтобы просвещение народное шло большими шагами вперед! Дай Бог, чтобы из стен этого новоустроенного училища выходило все больше и больше грамотных и годных для жизни!»
Отдельного рассказа требует прекрасная судьба школы в Пушкино в советское время. Сколько замечательных учителей и выпускников связано с этим периодом.

РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВЕТСКИЙ ПЕРИОД
В первые десятилетия советской власти Сафоновский край получил дальнейшее экономическое и культурное развитие.
В 1920-е гг. в Сафоновском крае действовали два сельскохозяйственных техникума – в селах Крюково и Овиновщина. В 1930 г. Овиновщинский техникум был переведен в Дорогобуж, а Крюковский упразднен. В Овиновщине был организован областной дом отдыха специалистов сельского хозяйства. Все эти изменения были связаны с тем, что в Николо-Погорелом в 1930 г. сформировали Западный институт прядильных культур – крупнейшее учебное заведение, готовившее специалистов для сельского хозяйства. Новое учебное заведение, таким образом, поглотило два предшествующих.
Институт имел два отделения: агрономическое и технологическое. Срок обучения составлял 3 года. В 1930 г. на 1-й курс было принято 150 человек, в том числе 24 женщины, в 1931 г. – 200 человек. Педагогический персонал насчитывал 27 человек, из них 4 профессора. В институте работали такие известные ученые, как Г.Л. Граве, П.А. Кучинский, Д.П. Маковский.
При институте имелся совхоз площадью 1400 гектар (Николо-Погорелое, Крюково, Овиновщина). Все сельскохозяйственные работы были механизированы, в хозяйстве насчитывалось 9 тракторов. Таким образом, институт и совхоз в комплексе образовывали совхоз-вуз, в котором теоретические знания сочетались с практическим опытом работы. Однако просуществовал совхоз-вуз недолго: в 1933 г. на его базе в Николо-Погорелом был создан техникум («Западный сельскохозяйственный опорный техникум Наркомзема СССР»). Вначале техникум имел два отделения: полеводческое и почвенно-агрохимическое. Затем были открыты отделение механизации сельского хозяйства и курсы механизаторов. Обучение на основных отделениях продолжалось 4 года. Всего обучалось более 600 человек. В годы Великой Отечественной войны материальная база института и научной станции им. А.Н. Энгельгардта была уничтожена.
В 1954 г. открылась детская музыкальная школа. Ее первыми преподавателями стали Н.А. Воронина, Л.С. Бабанова, Л.Г. Шупикова, Г.И. Боженкова. В ходе своего развития музыкальная школа была преобразована в Сафоновскую детскую школу искусств. Она расположена в красивом и уютном здании, имеющем прекрасный концертный зал.
В 1971 г. в Сафонове в удобном специализированном здании открылась центральная библиотека. В 1979 г. была создана единая централизованная библиотечная система, которая сегодня включает 7 городских и 19 сельских филиалов. Единый библиотечный фонд составляет свыше 500 тысяч книг.
В 1980 г. в городе открылась детская художественная школа. Ее организатором и руководителем был заслуженный работник культуры РФ В.М. Кириллов, который остался в памяти как неутомимый подвижник созидания культурной среды города, рыцарем сафоновской культуры. Имя Василия Матвеевича Кириллова присвоено художественной школе. Учащиеся школы успешно участвуют в международных, всероссийских, областных и городских выставках. Сотни юных сафоновцев развили здесь свои таланты, а многие и определили свой жизненный путь в искусстве. В школе сложился замечательный коллектив влюбленных в свое дело преподавателей.
Сафоново – город с динамично и успешно развивающейся системой образования, хотя ее послевоенное становление проходило в очень нелегких условиях. После окончания Великой Отечественной войны жители поселка Сафоново в свободное от основной работы время построили саманное (из необожженного кирпича, глины) здание школы. Уже в 1945-1946 гг. она начала свою работу. Но в 1949 г. во время урока физкультуры «саманная школа» начала разрушаться, и учебный год пришлось завершать в приспособленных под школу бараках. В 1950 г. было построено двухэтажное кирпичное здание, в котором сейчас расположена школа №5.
Недалеко от Сафонова расположена школа-интернат. Ее первый директор А.Е. Кондратенков стал членом-корреспондентом АПН СССР, проректором по научной работе Смоленского педагогического института, а его книга об этой школе «Коллектив отвечает за каждого» (М., 1967) удостоена медали К.Д. Ушинского. В 1968 г. высокое звание Героя Социалистического Труда было присвоено учителю русского языка и литературы этой школы Л.Г. Сенченковой.

СОВРЕМЕННАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ
Дошкольные образовательные учреждения в Сафоновском районе считаются образцовыми. Высокая репутация достигнута творческим трудом работников системы ДОУ, их многочисленными и постоянными победами на конкурсах мастерства, системной поддержкой их развития местной властью, уважением родителей, любовью детей. Всего в систему ДОУ входит 23 учреждения. Это позволяет полностью удовлетворить потребности населения города и района в дошкольном образовании.
В сеть средних учебных учреждений района входит 24 школы (из них 15 сельских). Есть «Станция юных натуралистов», «Центр детского творчества», «Дом детского творчества», «Детско-юношеская спортивная школа», Детско-юношеская конно-спортивная школа» и другие. Невозможно перечислить замечательные достижения работников системы среднего образования, назвать всех специалистов, творческий труд которых определяет культурный уровень города, позволяет раскрыть многим детям свои таланты и способности. В системе образования района работает более тысячи педагогов. Высокое звание «Заслуженный учитель школы РФ» было присвоено Т.Г. Костиной, М.С. Леоновой, Е.М. Лихачевой, Е.И. Михееву, М.А. Селезневой, А.В. Екименковой, Н.А. Александровой, З.Н. Жук, О.С. Субботиной, Г.В. Тужилиной, В.Н. Зяброву.
В городе есть высшее учебное заведения – филиал Московского государственного отрытого университета (с 1997 г.)
Во всех эпохах основой процветания края была любовь людей к той земле, на которой они родились и живут, искренняя и деятельная забота о ней. Именно это служит важнейшей духовной основой дальнейшего развития города Сафонова – нового города на старой земле.
В заключение, стоит отметить, что счастливая историческая судьба города соотносится с его именем, происходящим от календарного «Сафоний», которое можно перевести как «тот, кого защищает, кого хранит Бог».

Владимир Пучков, Юрий Шорин