Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
na terminal.png






     



История системы образования

Смоленский район Смоленской области был образован в 1930 году слиянием Гринёвского, Катынского и Кардымовского районов. Во время Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов Смоленский и Касплянский районы были самостоятельными административными единицами. Смоленский район в современных границах образован в 1961 году из бывших Смоленского и Касплянского. Территория - 2895,5 км². Население – 53 889 человек. Всё население сельское, проживает в 19 сельских поселениях.

История системы образования Смоленского района начинается гораздо раньше. Так как многие поселения современного района входили в состав Смоленского уезда Смоленской губернии, вести речь о системе образования в сельской местности можно с 14 июля 1864 года, когда императором Александром II было утверждено «Положение о начальных народных училищах».

С этого времени в Смоленском уезде стали создаваться земские школы. Школы представляли собой учебные заведения с трёхлетним курсом, где дети всех трёх лет обучения (разделённые на три отделения) одновременно занимались в одной классной комнате с единственным учителем. С начала XX века постепенно распространился и тип школы с четырёхлетним учебным курсом, двумя классами (по два отделения в классе) и двумя учителями — так называемая двухкомплектная школа. В школе преподавали русский язык и чистописание, арифметику в простейшем изложении, Закон Божий и церковнославянский язык, церковное пение.
Основной задачей школы признавалось сообщение ученикам устойчивых навыков грамотности. Обучением в школе занимались постоянно занятые народные учителя и приходящие законоучители-священники. В школе обучались дети обоих полов без ограничения по сословиям и вероисповеданиям. Обучались в земских школах обычно дети в возрасте 8—12 лет. Обучение было бесплатным. Школы содержались земствами и находились под контролем чиновников Министерства народного просвещения — директоров и инспекторов начальных училищ. Финансирование школ было совместным, осуществлялось за счёт сельских обществ и волостей, земств и государства; при этом финансовое участие государства постоянно росло, в то время как участие крестьянских обществ сокращалось. Земские школы были открыты в разное время во всех волостях.

14 мая 1875 года состоялось открытие в д. Вонлярово Смоленского двухклассного начального народного училища.

В 1876 году была открыта земская школа в Каспле и деревне Богородицкое. В Богородицком земском училище было 3 педагога, в пяти классах - 101 ученик, из них 85 – мальчики. В 1899/1900 учебном году в Богородицком училище обучалось 66 мальчиков и 3 девочки, а в женской школе грамоты - 14 девочек. Земством выделялись средства на ремонт зданий школы и училища. За преподавание пения и устройство хоров церковных певчих выдавалась премия (30 руб. в год) местному псаломщику.

В 1915/16 учебном году Богородицкое училище было двухклассным, курс обучения рассчитан на шесть лет. В училище на шести отделениях обучалось 126 учащихся, в том числе 29 девочек. Преподавание вели один учитель и две учительницы. В училище, кроме основных, были и дополнительные предметы - пение, рукоделие, рисование, гимнастика. Существовала библиотека.

В 1893 году было открыто земское училище в селе Трудилово. В октябре 1893 года И. М. Петровским было подано ходатайство в Смоленское уездное земское собрание, где он предложил отдать одну десятину земли в принадлежавшем ему имении в с. Трудилово под строительство сельского училища. Вместе с тем, Иван Михайлович изъявил готовность передать под училище готовую постройку. В своём ходатайстве Петровский высказал мнение, что школа в с. Трудилово была крайне необходима, т.к. ближайшее к этой местности училище в с. Хохлово находилось в 10-и верстах. Разрешение было получено, и школа стала функционировать как Трудиловское земское одноклассное смешанное училище.
Лоинское земское училище, открытое в 1905 году, помещалось в наемном здании. В 1908 году было выстроено собственное школьное здание на два комплекта с квартирой для учителя и сторожкой. Второму же учителю выдаются квартирные деньги в размере 40 рублей. Хозяйственные расходы этого училища лежат исключительно на крестьянах д. Лоино, и ввиду чего с учеников, приходящих с других селений, взымается плата по два рубля на год. В этом же году была открыта земская школа в селе Моготово.
Архиповская земская школа была открыта в 1912 году. В селении Гнездово на станции Гнездово Риго-Орловской железной дороги в 1916 - 1917 учебном году начала работать начальная школа.
В деревне Дивасы вначале было создано двухклассное училище. Кирпичное здание школы начало строиться в 1913 году. Строили школу местные крестьяне под руководством земской управы. Рассчитана четырёхклассная земская школа на 80 учащихся. Строительство её закончилось в 1915 году.
Кроме земских школ Смоленской епархией при активном участии местных священников создавались сельские церковно-приходские школы. В 1888г – как гласит архивная справка – в д. Волоковая открыта школа грамоты, заведующий – законный священник Петр Смирнов, учитель – Игнатий Александров, учащихся - 26 человек, при численности населения 527 человек. В начале XX в (с 1901г.) в д. Волоковая функционирует трехклассная церковно-приходская школа. Учебный год начинался с 1 ноября и заканчивался 31 марта, т.е. всего 5 месяцев. Все остальное время дети работали.

В 1889 году была открыта церковно-приходская школа в дерене Михновка.

В 1893 году стала действовать женская церковно-приходская школа в селе СОЖ Смоленского уезда. Она была открыта по инициативе местного священника Д. Конокотина. В первый год учениц было 22, затем количество учениц постоянно увеличивалось. Это связано с хорошей постановкой в ней педагогического процесса, и уже к концу века школа смела могла соперничать с любой из земских школ.
В 1903 году вблизи села Богородицкое, при сельце Благовещенском, на земле, пожертвованной вдовой тайного советника С.П. Волкова, на трёх десятинах земли была устроена двухклассная церковно-приходская школа для девочек.
Церковные школы воспитывали детей в строгом православии. В каждой школе должна была совершаться молитва дважды в день: утром и вечером. Обязательным для каждого школьника было посещение храма в праздники. В учебный курс школ входили следующие предметы: Закон Божий, церковное пение, церковно-славянская грамота, русский язык, начальная арифметика. В учебный курс включались сведения по истории, географии, природоведению и геометрии. Большинство школ своим возникновением обязаны священникам, но были и состоятельные дворяне и купцы, способствовавшие открытию школ. Школы эти были двухклассными. Обучение велось два года.

Некоторые данные о народном образовании в данный период можно найти в труде Д.Н. Жбанкова «Некоторые данные о народном образовании и санитарном состоянии начальных школ в Смоленской губернии в 1895 – 1896 учебном году. Издание Смоленского Губернского земства». Там можно узнать, что уровень образования в Смоленском уезде в данный период всё же был невысоким. В Смоленском уезде одна школа приходилась на 1500 детей. В среднем, на одну земскую школу Смоленского уезда приходилось 52 ученика, для сравнения в Рославльском – 77; Сычёвке – 88.
В начале XX века местное население и земства продолжали участвовать в заботах о школах, это выражалось не только в денежных суммах, но и в конкретных обязательствах, которые брало на себя сельское общество - отпуск дров для отопления, доставка воды, подвозка материалов для ремонта, уборка помещений и др. Если говорить о росте школ по уездам за 23 года (1880-1903), то можно сделать следующий вывод: в целом, по губернии число школ увеличилось почти в 2 раза за данный период. Быстрый рост школ происходил в Юхновском уезде, здесь их количество выросло в 4 раза (с 16 в 1880 до 63 в 1903), в Дорогобужском и Смоленском уездах - в 3 раза, в Вяземском и Ельнинском - в 2 раза, а вот в Гжатском уезде этот показатель оставался фактически неподвижным (19 в 1880 г. и 20 в 1903). В итоге Смоленская губерния по количеству школ отставала от своих соседей и с результатом 458 школ занимала 26 место среди 34 земских губерний.
Говоря об образовании того времени, невозможно не упомянуть о деятельности в Смоленском уезде княгини Марии Клавдиевны Тенишевой. В 1894 году Тенишева покупает хутор Флёново близ села Талашкино, где решает создать сельскохозяйственную школу нового типа с образцовым учебным хозяйством.
«Как-то совестно было жить в нашем культурном Талашкине в убранстве и довольстве и равнодушно терпеть вокруг себя грязь и невежество и непроглядную темноту. Меня постоянно мучило нравственное убожество наших крестьян и грубость их нравов. Я чувствовала нравственный долг сделать что-нибудь для них, и совсем уж было противно в разговоре со многими из богатых помещиков нашего края слушать, как люди, часто без милосердия притеснявшие мужиков, называли их «серыми», презирали, гнушались ими... Слепые, под неприглядной корой они проглядели то, что вылилось когда-то в былины и сказки, и тихую, жалостно-горестную песнь о несбыточном счастье... Разыскать эту душу, отмыть то, что приросло от недостатка культуры, и на этой заглохшей, но хорошей почве можно взрастить какое угодно семя...», -М.К. Тенишева, из книги «Впечатления моей жизни».
Как только Тенишевы поселились в Талашкино, Мария Клавдиевна приступила к осуществлению своей мечты - созданию сельскохозяйственной школы. Но устроить школу в Талашкино было трудно, два хозяйства в одном не совмещалось. Было решено купить Фленово, что в версте от Талашкино.
Вначале в покосившемся доме были устроены летние курсы для сельских учителей. 28 человек по выбору смоленского инспектора народных училищ, наиболее способных, интересующихся новым делом, желающих расширить свои познания летом приступили к занятиям. Их преподаватель, профессор Регель еще накануне, осенью, приезжал сюда и дал указания, как приготовить землю, гряды, как разбить фруктовый сад и высадить известное количество саженцев. Весной, когда все прижилось, и было готово всё, что надо, он приехал читать лекции.
Через год выросло хорошее школьное здание с просторными классами, богатой учительской и библиотекой, с разными учебными пособиями. Рядом со школой было построено общежитие на 20 человек, с комнатой для дядьки, удобной столовой и просторной кухней, где ученики дежурили по очереди. На одной линии с общежитием расположилось длинное здание, состоящее из 4-х квартир, для управляющего, преподавателей, сторожа. По липовому склону была расположена пасека, наблюдательный павильон со стеклянным учебным ульем, весами для наблюдения ежедневного взятка и картограммами.
Вначале была открыта простая министерская двухклассная школа с элементарным курсом по сельскому хозяйству. Но княгине хотелось создать новый тип школы, и она разработала новый план и устав и послала его в министерство для утверждения.
В то время не существовало никаких руководств, и Тенишевой пришла мысль назначить две премии за лучшее сочинение по этому вопросу в 1000 и 500 рублей. Прошло 10 лет, прежде чем вышла первая книжка руководства, которой была присуждена вторая её премия в 500 рублей.
Заведующим школой был приглашен Николай Гурьянович Панков, бывший слушатель её летних курсов и агроном Андрей Иванович Завьялов, окончивший Петровскую академию. Школа готова, начался прием в неё. При приеме руководствовались тремя соображениями: дети должны быть сиротами, Смоленской губернии и не моложе 9 лет. В первый же день было набрано 150 человек, из них 12 сирот.

В 1900 году школа была реформирована в так называемую, низшую сельскохозяйственную первого разряда. Расширенная программа этого типа школы дала возможность выпускать молодых людей, способных вести как свое хозяйство, так и вести дела в частных имениях.
Министерство стало выдавать субсидии в две с половиной тысячи рублей в год, тогда как Тенишева тратила ежегодно на школу около 7 тысяч, а были года, когда расходы на школу достигали 15 тысяч.
Управляющим новой школой был назначен Завьялов, имеющий специальное агрономическое образование, Панков был преподавателем общеобразовательных предметов и прекрасно руководил пасекой. Кроме того, были приглашены шесть преподавателей, в том числе и законоучитель. На второй год в школе ввели игру на балалайке, для чего был приглашен Василий Александрович Лидин, бывший сотрудник кружка Андреева, который приехал летом и обучил целый оркестр настолько хорошо, что когда осенью того же года приехал погостить известный основатель и руководитель балалаечного оркестра В.В. Андреев, он был приятно удивлен результатами и предложил устроить благотворительный концерт в Смоленске под его управлением.
Концерт состоялся 13 июня 1899 года в зале Городской думы и прошел с большим успехом. Также была реформирована маленькая школа для девочек. Для них было построено отдельное помещение, где они жили под присмотром смотрительницы, а на занятия и в столовую они ходили вместе с мальчиками.
Школа прекратила своё существование в связи с революционными событиями 1917 года.

В 1918-19 гг. было уничтожено различие между разноведомственными школами. Перешли в ведение губОНО бывшие частные и земские школы. В основу перестройки положены опубликованные 16 октября 1918 г. правительственные документы: «Положение о единой трудовой школе РСФСР» и «Декларация о единой трудовой школе». Весной 1918 г. были разработаны основные разделы программы новой школы. Дополнительно к обычным предметам были введены: ручной труд, практические познания в области земледелия, садоводства и огородничества, основы землемерия, практические знания по счетоводству.
После революции земские школы, в основном, сохранились, но были преобразованы в школы I ступени (начальные), часть - в школы II ступени – семилетние.

12 апреля 1919 года газета «Рабочий путь» писала:
«Каспля. В начале нынешнего учебного года Касплянская школа II ступени была близка к ликвидации. В школе не было учебников, а главное, дров, приобретать же это, за отсутствием финансов, не было возможно. Чтобы не закрывать школу, работники её решили добывать средства своими силами, т.е. решили ставить спектакли. Устроили подмостки, из учеников старшего возраста организовали группу артистов, которые и помогли работать.
Спектакли состоялись каждый праздник (и теперь они продолжаются). Так были собраны деньги, и школа стала работать. В других школах волости учение было прекращено за неимением дров. Ученики были распущены и сидели дома».
В 30-е годы большинство школ в Смоленском районе превращались в восьмилетние, для многих из них были построены новые здания.
После освобождения Смоленщины в 1943 году занятия в школах стали возобновляться практически сразу. В 1944 году были запущены практически все сохранившиеся школы, для уничтоженных в годы войны - выделены подсобные помещения.
Из паспорта семилетней школы имени Ленина Смоленского района: «Учебное здание построено в 1901 году (помещение приспособленное), рассчитано на 100 человек (обучалось 276), здание деревянное, покрыто щепой, освещение: керосиновыми лампами; отапливается торфом, имеется 4 печи, физкультурной площадки нет, имеется 4 класса площадью: 31, 23, 30 и 31 квадратный метр».

Сразу после войны школа была семилетней, была сильно перегружена, обучение велось в две смены. В 1946 – 1947 учебных годах, согласно книге записи учащихся, в школе обучалось 276 человек. Учились дети не только из Богородицкого, но и из 14 окрестных деревень. В начале пятидесятых годов произойдёт сокращение учащихся за счёт сокращения обслуживаемых населённых пунктов до восьми и потому, что в нескольких окрестных были организованы свои начальные школы, которые просуществовали до начала семидесятых годов в связи сокращением учащихся (из–за последствий войны, оттоком населения в город), отпала в них надобность.
Пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. предусматривал осуществление обязательного семилетнего обучения детей и подготовку необходимых условий для перехода к всеобщему среднему образованию.
Переход на восьмилетнее всеобщее обучение с производственным трудом освещает реализацию закона «Об укреплении связи школы жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», направленную на переход к всеобщему восьмилетнему образованию. В 1958 году в стране было введено всеобщее семилетнее образование, а в 1959 году - восьмилетнее. В 1959 году школа стала восьмилетней, а в середине 60-х годов начался переход на всеобщее десятилетнее образование. Введение всеобщего обязательного среднего образования обосновывалось необходимостью подготовки молодежи к условиям научно-технической революции, возникшими новыми потребностями экономики, развитием народного хозяйства. С 1966/67 учебного года начался переход к всеобщему среднему образованию. Большинство школ Смоленского района стали десятилетними.

В конце 70-х – начале 80 –х годов смоленские деревни начинают обус¬траиваться, обновляются центральные усадьбы колхозов и совхозов. Строятся новые типовые здания школ: 1963 - Гнёздовская, 1965 - Стабенская, 1966 - Синьковская, 1967 - Волоковая, 1975 – Сметанинская, 1979 - Верховская, 1983 - Печерская, 1985 - Архиповская, 1987 - Богородицкая, 1991 - Кощинская.

За эти годы менялось и руководство образованием Смоленского района. С 1961 года руководство школами Смоленского района осуществлял Смоленский РОНО, 03.01.1992 года он был реорганизован в Департамент образования Смоленского района, 22.11.1993 года он был переименован в комитет по образованию Смоленского района.

В настоящее время руководство образованием района осуществляет Комитет по образованию Администрации муниципального образования «Смоленский район» Смоленской области, под его руководством в Смоленском районе функционирует 23 муниципальные общеобразовательные школы, в которых обучается 3074 учащихся. Работает 13 дошкольных образовательных учреждений, при 8 школах образованы дошкольные группы. Дошкольные учреждения района посещает 1769 воспитанников. Смоленский район неоднократно был награждён переходящим Красным знаменем Департамента Смоленской области по образованию, науке и молодёжной политике за успехи в развитии образования. В 2007 году знамя было вручено третий раз подряд и, согласно положению, навечно осталось в Смоленском районе.