Смоленский областной институт развития образования
sert-museum.jpg
peddinastii.png
g-ed-sm.jpg
banner-oaf1.jpg
hero-banner.jpg
banner-m.jpg
90let-banner.jpg
din-rf.jpg


     


История развития образования

Широкие экономические связи Велижа, развитие ремесел требовали грамотных торговцев, ремесленников, владеющих языками и основами исчисления, это достигалось вначале домашним образованием, а с развитием христианства — при церквях и монастырях.

В период литовского-польского владычества основная роль в деле образования принадлежала церкви. Монахи ордена иезуитов-базилиан, которые имели прописку в Велижском старостве, обучали молодежь не только грамоте, а в большей степени утверждали в сознании учащихся примат католической церкви над православной.
В период развития Древнерусского и Литовского государств обучение осуществлялось на русском языке, но после образования Речи Посполитой польский язык был объявлен государственным (1696) и обучение велось только на польском языке.
Церковь обучала детей разночинцев, дети богатых и знатных родителей обучались домашними учителями. После присоединения Белоруссии к России польский язык был вытеснен из программ обучения и заменен русским, а белорусский язык считался наречием и официально не признавался.
В это время работало только одно городское училище при соборной Николаевской церкви, в котором обучались дети городской знати. В 1799 году было открыто городское 2-классное училище для детей разночинцев. В 1804 году работало одно народное училище и одна еврейская школа. В 1808 году в 2-х школах Велижа обучалось 38 мальчиков и 5 девочек. В 1825 году Велижское 2-классное училище было преобразовано в классное, при нем в 1831 году открылось женское отделение, где преподавала дочь местного священника М. И. Красовицкая, имевшая годовой оклад 150 руб. Преподаватель мужского отделения Л. М. Ползик получал 200 руб.
В 1839 году на малой стороне Велижа при Кресто-Воздвиженской церкви была открыта церковно-приходская школа, в которой обучались 23 учащихся. Всего в трех городских школах обучалось 86 учащихся. Работало четыре еврейские школы. В 1863 году был открыт 2-классный частный пансион, который содержала выпускница специальных педагогических курсов при Витебской гимназии Л. В. Шульц. В пансионате обучалось 29 девочек, но в связи с малой наполняемостью классов этот пансионат был закрыт. Работало 8 еврейских школ.
Недостаток очагов образования в Велиже возмещался обилием церквей и кабаков. В 1839 году в Велиже действовало 14 церквей и синагог, которые были центрами духовного развития, и 40 кабаков на 9543 велижанина.
В середине XIX века в уезде стали открываться сельские школы:

  • в 1845 г.в Усвятах,
  • в 1864 г. — Усвяты, Сертея, Чепли, Маклок, Казаково, Церковище, Вязьмёны,
  • 1865 г. — Бараново, Кресты, Ильино,
  • 1866 г. — Будница,
  • 1871 г. —Усмынь, Узкое.

Количество учащихся — 115 мальчиков, 54 девочки. Кроме этих школ, в Велиже было открыто еврейское училище.
В 1864 г. в Велиже в трех школах обучалось 188 учащихся, в том числе 21 девочка. За 25 лет, начиная с 1839 г., количество учащихся увеличилось на 102 человека.
В конце 1865 г. было открыто уездное 2-классное училище для мальчиков (62). В 1867 г. — частное училище для девочек евреек, которое содержала госпожа Бам. Таким образом, в начале второй половины XIX века в городе обучались 240 учащихся, что составляло 2 % от общего населения Велижа. Наполняемость городских школ была очень малой:

  • городское - классное училище — 85 уч-ся, 27 уч-ся — 1 класс;
  • приходское 1- классное — 49 уч-ся, 49 уч-ся — 1 класс;
  • городской 3- классный пансион — 19 уч-ся, 6 уч-ся — 1 класс;
  • городское 2-классное еврейское — 27 уч-ся, 1 уч-ся — 1 класс.

Материальное обеспечение школ было настолько низким, что учителя прибегали к помощи местных меценатов, которые становились попечителями школ и оказывали им материальную помощь. Среди таких благодетелей был и помещик Короткевич, определенный попечителем городского - классного училища в 1864 году. Развитие производительных сил уезда, стимулированное отменой крепостного права, требовало все больше грамотных людей, и это вызвало необходимость открытия новых школ.
В 1887–1888 гг. в сельских школах насчитывалось уже 713 учащихся: Сертея — 61 мальчик, девочки, Чепли — 41 мальчик, 3 девочки, Будница —33 мальчика, 4 девочки, Маклок — 36 мальчиков, Бараново — 22 мальчика,1 девочка, Кресты — 55 мальчиков , 4 девочки, Ильино — 45 мальчиков ,0 девочек, Казаково — 43 мальчика, 2 девочки, Церковише — 43 мальчика, 2 девочки, Усвяты — 147 мальчиков, 46 девочек, Вязьмёны — 50 мальчиков,1 девочка, Узкое — 37 мальчиков, 1 девочка, Усмынь — 33 мальчика, 0 девочек. Всего: 646 мальчиков, 67 девочек.
Содержание школ в городе и уезде осуществлялось за счет местного бюджета. Государственные дотации были минимальными. Годовое жалованье учителей в среднем составляло 150 руб. Таким образом, в 1888 году 14 сельских учителей имели годовой заработок 2100 руб. и содержание сельских школ составляло 2270 руб:

  • Сертея — 75 руб. — госбюджет, 296 руб. - местный бюджет,
  • Чепли — 75 руб. госбюджет, 258 руб. - местный бюджет,
  • Будница — 175 руб. госбюджет, 270 руб. - местный бюджет,
  • Маклок — 100 руб. — госбюджет, 256 руб. - местный бюджет
  • Бараново — 90 руб. — госбюджет, 141 руб. - местный бюджет,
  • Кресты — 75 руб. — госбюджет, 215 руб. - местный бюджет,
  • Ильино — 75 руб. — госбюджет, 2 1 руб. - местный бюджет
  • Казаково — 75 руб. госбюджет. 191 руб. - местный бюджет
  • Церковище — 75 руб. госбюджет, 155 руб. - местный бюджет
  • Усвяты (муж.) — 50 руб. госбюджет, 620 руб. - местный бюджет
  • Усвяты (жен.) — 175 руб. госбюджет, 168 руб. - местный бюджет
  • Вязьмёны — 181 руб. госбюджет, 516 руб. — местный бюджет
  • Узкое — 75 руб. госбюджет, 110 руб. — местный бюджет
  • Усмынь — 75 руб. госбюджет, 224 руб. — местный бюджет

ВСЕГО: 1371 руб. — госбюджет, 2999 руб. — местный бюджета.
К концу XIX в. учащиеся составляли 3 % от городского населения в 12193 чел. В 1895 году в школах города обучалось 487 учащихся:

  • Уздное-классное 83 мальчика,
  • Уездное 2-классное 64 мальчика,
  • Городское приходское 116 мальчиков, 128 девочек,
  • Частный женский пансионат 20 девочек,
  • Еврейский частный пансионат 21 девочек,
  • Городское еврейское училище 55 мальчика.

ВСЕГО: 6 школ — 318 мальчиков, 169 девочек.
На содержание школ в 1895 году было израсходовано 1386 руб. Минимальная зарплата учителей составляла 150 руб. в год, максимальная - 250 руб. у учителей еврейской школы.
Учителя — штатный смотритель, коллежский асессор Гавриил Архипович Куплетский, он же преподаватель русского языка и истории. Жалованье в год — 500 руб., городского уездного училища законоучитель — просвещенный священник — Даниил Тимофеевич Гнедовский (студент Полоцкой духовной семинарии, награжден памятной медалью войны 1853 –1856 гг.и набедренником) с окладом 150 руб. и добавочно — 60 руб. Закононравоучение — ксендз, Куровский, оклад — 150 руб.

Двадцатый век мало что изменил в системе народного образования, если не считать открытие гимназии и реального училища.
Гимназия расположилась в лучшем здании города на 2-й Смоленской улице, а реальное училище — на берегу Западной Двины в здании, которое в годы Советской власти было приспособлено под электростанцию.
По переписи населения 1897 года в городе 12 193 человека, 43 % составляли грамотные, а среди сельского населения на 100 009 человек только 16,2 %.
Журнал «Вестник Юго-Западной России» 1864 года писал: «…не многие из местных жителей имеют средства дать своим детям более полное образование, нежели то, которое можно получить в уездном училище, но некоторые одаренные дети, окончив уездную гимназию, закончили образование в Петербургской медицинской академии».
В 1906 году в волостях уезда была 51 школа:

  • Барановская волость — 3 школы,
  • Казаковская волость — 5 школ,
  • Сертейская волость — 5 школ
  • Церковищенская волость — 3 школы,
  • Ильинская волость — 5 школ,
  • Узковская волость — 2 школы,
  • Чепельская волость — 4 школы,
  • Вязьмёнская волость — 4 школы,
  • Маклаковская волость — 3 школы,
  • Усмынская волость — 2 школы,
  • Будницкая волость — 2 школы.
  • Крестовская волость — 5 школ,
  • Усвятская волость — 8 школ.

В 1909 году в Велиже работало 10 учебных заведений:

  • Уездная гимназия,
  • Уездное реальное училище,
  • Уездное 4-классное училище,
  • Женское приходское училище,
  • Мужское приходское училище,
  • Женская воскресная школа,
  • Женская частная гимназия,
  • Женская частная еврейская гимназия,
  • Еврейское 2-классное училище,
  • Мужское приходское 1-классное училище,

в которых обучалось 608 мальчиков и 439 девочек. Вся система образования была направлена на привитие детям богобоязни, лояльности к существующим в обществе порядкам. Учебные программы вырабатывали в детях практические навыки, изучались: математика, география, закон божий, церковное пение, история. Учебники были написаны доступным для понимания детей языком, оформлены красочными картинками из жизни святых, героев отечественной истории, многие из которых причислялись к лику святых. Учебники математики ставили перед детьми задачи по исчислению пахотных площадей, количеству посевного материала и получаемого урожая.
В 1910 г. инспектором народных училищ Витебска, Суража, Велижа служил В. В. Беляев. В городском 4-классном училище работали И. С. Сельванюк, И. Я. Сченскович, С. П. Чикилевский, Е. Ф. Лагойская, А. Ф. Горбачевская, А. П. Козев, Р. П. Девочко (гимнастика). В женской 7-классной гимназии работали: М. С. Сельванюк — заведующий, Е. Я. Тиль — начальница, преподаватели: Л. И. Домбовский, Е. И. Зевальд, О. Ф. Пьянышева, И. В. Сухаревский, А. В. Блажевич, М. Д. Кублицкая (Тилль), Е. И. Щербакова, Ф. М. Марти, Л. П. Обух.

В первом мужском приходском училище преподавали: И.В. Сухаревский, К. Х. Кальвин, М. Х. Сухаревская. Во втором мужском приходскомучилище преподавали: О. С. Зенкевич, И. Ф. Гербачевская.
Женским приходским училищем заведовала Е. А. Белинская, преподавали: М. Г. Богдановская, В. А. Короткий.
Женской воскресной школой при женском приходском училище заведовала Е. А. Белинская, помощник — М. А. Белоусова, преподаватели:
И. В. Сухаревский, С. П. Чистовский, Т. Ф. Дымман, И. Ф. Горбачевская,А. Т. Коптелова, А. В. Блажевич, М. Г. Богдановская, М. Х. Сухаревская.
Частной женской еврейской прогимназией М. Гамбург заведовалаМ. К. Гамбург, преподавали: Р. С. Цильштейн, О. М. Цильштейн, Л. А. Новогрудский, А. И. Муринсон, Е. И. Пржеленцкая.
Еврейским начальным 2-классным училищем заведовал О. М. Цильштейн, преподавали: Л. А. Новогрудский, Г. Файнштейн, И. И. Шустер,Я. М Каганович, Б. Я. Моисеев.
В 1912 году в Частной женской гимназии Тилль преподавали новые учителя: Ф. М. Мартно-Домбовская, Л. П. Троицкая, А. И. Колобешкина, И. С. Чушинский, О. С. Шулько, Н. С. Сухорукова.
В Частной женской еврейской прогимназии Гамбург преподавали новые учителя: М. Я. Проп, Ц. С. Симуни.
В Велижском 4-классном городском училище преподавали новые учителя: И. С. Чушинский, Е. И. Мирошниченко, П. Орел.
В Усвятском 4-классном городском училище работал почетный смотритель П. В. Родзянко, преподавали: Я. И. Тясто, М. А. Архангельский, А. А. Пилюков, В. В. Клушанцева, М. Н. Степук.

Начальные народные училища в сельской местности

Ободница:

  • Арютенки — учитель А. Н. Спасский,
  • Садка — М. В. Богданова,
  • Саксоны — Н. С. Ползик.
  • Будницкая волость:
  • Беляево — А. А. Чернявская
  • Будница — 2-классное училище. Заведующая А. М. Песковская, учитель М. М. Столяров,
  • Никоновское — А. С. Стрельцова,
  • Верховье — О. Д. Забело, А. П. Матусевич,
  • Дрозды — Д. И. Квятковская,
  • Красное — Е. И. Шумянко,
  • Шерьково — Е. А. Малышева.

Вязьмёнская волость:

  • Б. Коряки — А. Г. Богдановская,
  • Вязьмёны — 2-классное училище, заведующая М. П. Пивоварский,
  • учителя — Н. Ф. Новиков, Ф. С. Рыбалка,
  • Булино — А. А. Чернявская,
  • Осиновицы — Л. Г. Сухорукова,
  • Ратьковина — Г. Т. Позняк, Е. С. Позняк,
  • Цыганы — Е. З. Акимова.

Маклаковская волость:

  • Логово — 2-классное училище, заведующий В. И. Попов, учительница А. Н. Игнатова,
  • Маклаково — М. А. Околович,
  • К. Став — А. И. Шостакович,
  • Лагуны — Е. Ф. Фролова,
  • Узвоз — А. В. Марковская.

Сертейская волость:

  • Абрамовщинское земское училище — М. Н. Пашина,
  • Дор — К. И. Чачуро,
  • Михалевщина — В. Г. Володуцкая,
  • Голосово — В. И. Козлова,
  • Пенинское земское училище — Е. П. Гарлица.
  • Селезни — 2-классное училище, заведующий П. А. Соловьев, учителя: С. А. Соловьев, Е. М. Демьянова,
  • Сертея — И. Н. Лагун,
  • Устье — А. И. Козлов.

Чепельская волость:

  • Б. Ржавка — Д. К. Шелгунова,
  • Гатчина — З. Г. Володуцкая,
  • Староселье — В. С. Сумников,
  • Триково — А. С. Ширкевич,
  • Чепельское 2-классное училище — О. И. Блажевич, А. И.Шаврон, А. В. Ширяков.

Церковно-приходские школы:

  • Мужская (Ильинская церковь) — заведующий священник Н. Савицкий, учитель В. Бобровский.
  • Женская — заведующий Н. Е. Спасский, учитель К. А. Смирягина.
  • Соборная — заведующий В. Никифоровский, учитель И. А. Пиотрович.

По уезду:

  • Александровская (Будницкий приход) — заведующий М. Пясковский, учитель Ф. К. Пестун.
  • Верховская — заведующий Ф. Котляров, учитель Е. К. Носевич.
  • Городищенская — заведующий Г. Володуцкий, учительницы Н. Ф. Серебренникова и А. А. Гржибовская,
  • Загоскинская (Сертейской волости) — заведующий П. Афанасьев, учитель Н. Афанасьева.
  • Маклаковская — заведующий Ф. Страмковский, учитель А. А. Петрущенко.

В 1914 году - директор мужской гимназии М. И. Шешуков, преподаватели — Г. Г. Нестеренко, А. К. Двукраев, В. С. Третья, И. Я Стеснович. В частной женской гимназии Е. Я. Тилль появились новые учителя —М. Г. Энде, Л. П. Троицкая, И. С. Чубинский.

Октябрьская революция отделила школу от церкви, а церковь от государства и положила начало государственной системе образования. Была развернута культурная революция, которая разрушила некое невежествои безграмотность.
Ударной силой культурной революции выступили учителя, которые даже в условиях ожесточенной Гражданской войны в уезде не оставили своих школ и продолжали работать, не получая зарплаты.
Первым заведующим учебно-воспитательного отдела Велижского Уисполкома был назначен имевший высшее духовное образование В. Новицкий, который сделал очень многое для поднятия народного образования в уезде. Он организовал сбор средств на селе для возобновления работы школ, добился получения из Витебска письменных принадлежностей и учебных пособий. Во время крестьянской сходки, которую проводил Новицкий, священник из д. Верховье, призывал не давать денег для школы, где детей учат безбожию. В других деревнях священники призывали крестьян не пускать детей в школу, где учителя-антихристы будут клеймить детей дьявольской печатью.

Многие крестьяне, запуганные церковной пропагандой и белобандитским террором, с большой опаской относились к новым школам и учителям.
В кровавой классовой борьбе рождалась новая школа, которая испытывала острую нужду в кадрах. Для подготовки учителей в сентябре 1918 года была открыта учительская семинария, в которую без экзаменов были приняты учащиеся местной гимназии, выходцы из трудовых семей. В 1919 году семинария была преобразована в интернат народного образования, а в 1922 году — в педагогический техникум, где обучались 262 учащихся. Располагался он в здании под номером 6 по нынешней улице Кропоткина. Борьба с безграмотностью стала главным лозунгом культурной революции. В каждой организации города, в каждой деревне были организованы кружки, в которых учились читать и писать. Особенно усилился ликбез с января 1920 года. Тех, кто отказывался от работы по ликвидации безграмотности, привлекали к административной ответственности: лишали пайка, переводили на низшие должности, штрафовали. Активной участницей борьбы за ликвидацию неграмотности в

1920-х годах была учительница Плосковской начальной школы, работавшая в ней с 1912 г., Гржибовская А. А. Позднее она была награждена орденом Ленина. В 1920 г. в д. Сивец была открыта начальная школа, проведенные мероприятия позволили сократить число безграмотных, численность которых по уезду превышала 77 %.

В 1922 году в Велиже работало 7 школ первой ступени, педтехникум, одногодичные курсы бухгалтеров, еврейская школа (здание нынешней средней школы № 1). Большое внимание уделялось обучению детей-сирот в трех детдомах. Средние школы охватили 4736 учащихся.
В волостных центрах работали 5 изб-читален. В 1924 году число учащихся на селе возросло до 5476, а в Велиже — до 1634 учащихся.

В 1925 году в уезде работало 110 с/школ, которые охватили 65 % детей школьного возраста, но 4 тыс. детей — дети крестьян-хуторян в школу не ходили, из-за дальности проживания, отсутствия обуви и одежды, не пускали родители-кулаки.
Большую помощь в работе школ уезда оказывали рабочие Московско-Нарвского района Ленинграда.

В 1925–1930 гг. в районе было 9288 учащихся. В 1932 году была организована школа колхозных бухгалтеров.
В 1935 году в Велиж была переведена школа-интернат для глухонемых — 80 человек.

Финансирование образования увеличилось:
1932 год — 667 000 руб.
1934 год — 1 098 000 руб.
1935 год — 895 000 руб.

Большую просветительскую работу в районе проводил Союз безбожников. В городе и селах устраивались антирелигиозные зрелища, читалась антирелигиозная литература. На всю эту работу, которая не приносила видимых плодов, затрачивались большие деньги.

22 июня 1941 года началась война.

В результате бомбардировок в июле года были разрушены многие здания, в том числе средняя школа № 2,библиотеки, школы колхозников и медсестер, клубы «Нацмен» и «Профинтерн». Были арестованы и убиты среди других директор школы ФЗО Никифор Козлов, директор Чепельской школы И. Т. Трифонов, заведующий начальной Шахинской школы Д. И.Иванов, директор педтехникума Серовайская, преподаватели: Б. М. Фрумкина, М. Пастухов, Б. Лосева.
Первыми приняли бой защитники Брестской крепости — учителя: Мантов А.З. — учитель история Погорельской школы, погиб в 1943 г., Дорофеев И. А. — учитель Иваньковской начальной школы Крестовского с/совета Зубковской семилетней школы. Раненый попал в плен, три раза бежал из плена. После войны работал в Маклоковской семилетней школе, заведующим Кожекской и Замошской нач. школ. Кухаренко Д. И. — после войны учитель географии Селезневской средней школы. Пал смертью храбрых политработник Ковалев А. Л. — директор Церковищенской школы. Стали Героями Советского Союза Новицкий Н. М. — его отец выпускник Велижского педтехникума, Максимов Т. М. — выпускник педучилища, директор Сороковской с/школы.
Принимала активное участие в операции «Дети» по спасению детей-сирот, выпускница педучилища 1941 г. Можар М. Г. Стала разведчицей в партизанском отряде Бати, а затем Смоленского разведывательно-диверсионного полка особого назначения студентка Велижского педучилища Демидова Е. И., связная партизан Логунова Т. И. — выпускница Велижского педтехникума, учительница начальных классов Стабнянской с/школы. Работала медсестрой в партизанском госпитале им. Чапаева в Витебской области велижанка учительница ср. школы М. Тарасенко. Федоровы Г. Н. и В. Я. — учителя Аннинской школы, партизаны бригады Марго. Пропала без вести партизанка Парфенова Е. П. — выпускница педучилища 1940 г.
Наряду с учениками, пополнившими ряды 4-й Ударной армии, сражались их учителя: А. Домодыко, М. Д. Кулев, Т. Л. Скворцов, М. В. Королев, Л. М. Медведев, Н. И. Никаноров, Д. Малышев, А. Петушков, С. И. Пчелко и др.
В сентябре 1943 года район был освобожден.
Первая семилетняя школа была открыта в 1945 году в здании бывшего универмага. В 1946 году были восстановлены здание нынешней средней школы № 1, директором которой стал Ф. Г. Гаврилов, и восьмилетняя школа, директор Мелющенко М. Т., выпускница Велижского педучилища 1940 года, школы рабочей молодежи — Г. Е. Сопко.

В 1957 году в Велиже был открыт районный Дом пионеров, где работали технические и художественные кружки, плодотворно работал краеведческий кружок, возглавляемый В. Ф. Медведевым. А также построено здание средней школы № 2 на улице Володарского (позже ПУ- 36).

Источники:
Качулина Л. А. Велиж — мой город родной. Очерки по истории города
Велижа и Велижского района. — СПб.: Скифия-принт, 2010. — 552 с.