Смоленский областной институт развития образования
mio-n.jpg
g-ed-sm.jpg


     


Гжатское женское училище

Гжатский городской глава считал: «Невозможно открыть женское училище по неимению достаточных для сих средств…, содействовать этому в уезде желания никто не изъявил» [26, Л. 2]. В 1861 году губернатор Смоленской губернии выступил с предложением к почетному смотрителю Гжатского училища о преобразовании женского приходского училища в женское учебное заведение второго разряда. Несмотря на такое предложение, городское общество отказалось выделять средства на его открытие. Штатный смотритель училищ и школ уезда предложил «первоначально улучшить женское приходское училище, ввести в него преподавание таких предметов, как география, российская история» [35, Л. 2], а затем уже решать проблему организации учебного заведения. В данной связи подчеркнем, что для этих городов (Гжатск, Юхнов, Красный, Поречье) было характерно не только отсутствие женских училищ, но и в целом слабое развитие сети учебных школ и народного образования.

С подобными проблемами сталкивались и другие гимназии Смоленской губернии. Так, например, открытие женской прогимназии в Гжатске состоялось в 1880 году на месте женского училища. Л.Д. Лысых считал: «Больших успехов в обучении девочек достигла Гжатская женская гимназия. Гимназия расширила свою деятельность благодаря особому вниманию В.Г. Шредерс. Во многом, благодаря Варваре Григорьевне Шредерс (урожденной Ломоносовой), гимназия получила название Александровской (в честь императрицы Александры Федоровны)» [179, с. 2]. «Она родилась 30 марта 1852 года в родовом имении Ломоносовых в селе Екатериновка Сычевского уезда Смоленской губернии» [162, с. 86]. В данной связи можно отметить, что Варвара Григорьевна смогла оценить проблематику развития женского образования и оказала содействие в открытии прогимназии, а впоследствии и гимназии.

Н.А. Мицюк заявляла, что «в заграничной поездке, куда она отправилась в качестве гувернантки, в знакомой семье её заинтересовало школьное дело, а в Вене на выставке рукодельных изделий она заинтересовалась программой рукоделия в школьных классах. Вернувшись в Москву, она продолжила обучение на Высших женских курсах и впоследствии связала свою профессиональную жизнь с делом становления и развития женского образования в России, на Смоленщине в частности» [194, с. 56]. Переехав в город Гжатск, Варвара Григорьевна продолжила свою педагогическую практику. Стоит отметить, что социокультурная среда провинциальных уездов, в частности города Гжатска, значительно отличалась от столичной.

Отметим, что она, еще не являясь попечительницей Гжатского женского учебного заведения, в 1877 году основала женскую школу. Педагогическая деятельность стала основным ее занятием. В своем образовательном учреждении обучалось незначительное количество учениц. По сохранившимся архивным документам можно сделать вывод, что школа была экспериментальной, но имела успех. 

Подчеркнем, что в Гжатском уезде женское учебное заведение было начальным, то женская школа В.Г. Шредерс отличалась уровнем подготовки учениц и качеством знаний, соответствовавшим гимназии. Поэтому женская школа В.Г. Шредерс стала популярной. Став начальницей «бывшего приходского женского училища, она приложила немало стараний для развития учебного заведения. 

Опираясь на авторитет своего мужа, она начала писать многочисленные ходатайства в различные инстанции о важности преобразования женского училища в прогимназию. В 1880 году она получила разрешение на открытие прогимназии, в Гжатске была открыта первая прогимназия для девочек» [193, с. 61]. Имея определенные возможности влиять на местные власти, она смогла преобразовать женское училище в прогимназию, которая в последующем стала именоваться Александровской. Данная привилегия была редкой для провинции, тем не менее, в Смоленской губернии было два женских учебных заведения, имеющих такие преференции в Смоленске и Юхнове. 

Принимая активное участие в деятельности прогимназии, В.Г. Шредерс смогла реализовать весь свой педагогический потенциал, в результате ее стараний учебное заведение стало престижным, а его ученицы образцовыми. Начальница прогимназии с большой заботой относилась к своим воспитанницам, поэтому после окончания ими учебного заведения еще шесть месяцев вела контроль за их деятельностью и позволяла им присутствовать на своих уроках в роли слушательниц и помощниц, обучаясь тем самым дидактике.

 
Свидетельство Стофановой Александры воспитанницы Гжатской прогимназии. 

Анализируя деятельность В.Г. Шредерс, стоит отметить, что сферой ее педагогической деятельности было стремление открыть женскую гимназию, которая помогла бы девочкам получить образование и профессию.

В «Смоленском вестнике» отмечалось, что «В.Г. Шредерс обращала особое внимание на гармоничное развитие личности своих подопечных. Обеспечивая их не только знаниями, но и прививая эстетический вкус и стремление к прекрасному, она организовывала литературно-музыкальные вечера, на которых собирался кружок молодежи, проходили литературные чтения, звучала музыка. Эти вечера пользовались особой популярностью в уезде» [107, с. 57]. Стоит отметить, что такие мероприятия благоприятно сказывались на воспитании девушек и их эстетическом вкусе.

В 1888 году В.Г. Шредерс была вынуждена оставить занимаемую должность в связи с переездом мужа по службе во Владикавказ. В местной прессе это событие описывалось в печальных тонах: «В сердцах наших еще не умерла, да, надеюсь, и не умрет, память о дорогой начальнице, заботившейся не об одних нуждах прогимназии, но и о каждой воспитаннице в отдельности. Мы еще не забыли слез воспитанниц прогимназии при проводах Варвары Григорьевны» [193, с. 209]. 

Осознавая, какой вклад внесла В.Г. Шредерс для развития женского образования и уезда в целом, городской глава выступил с предложением к попечительскому совету учредить стипендию имени его бывшей начальницы и благодетельницы. Известно, что «В.Г. Шредерс, приехав во Владикавказ, вскоре заняла пост начальницы местной прогимназии, добившись и там признания в педагогической и просветительской деятельности» [179, с. 75]. 

Во Владикавказе, куда ее мужа перевели по службе, она также решила открыть школу и обратилась за содействием к инспектору народных училищ С.Ф. Грушевскому, но он предложил ей быть заведующей двухклассного городского училища, и «12 марта 1889 года В.Г. Шредерс была утверждена заведующей училищем [116, Л. 33]. В 1890 году по ее инициативе во Владикавказе была открыта женская воскресная школа. «При школе Варвара Григорьевна Шредерс стала собирать библиотеку художественной литературы, но ее мечтой было открытие во Владикавказе общественной публичной библиотеки» [115, с. 165]. 

Ей удалось добиться цели, и «20 сентября 1895 года она открывает Владикавказскую общественную библиотеку» [175, с. 86-89]. Активная общественная позиция благотворительницы и в Смоленской губернии, и во Владикавказе демонстрируют целеустремленность и заинтересованность попечительницы в вопросе становления и развития женского образования.

После отъезда В.Г. Шредерс должность начальницы Гжатской прогимназии заняла дочь статского советника Ольга Николаевна Изюмская, которая оставалась в ней вплоть до закрытия учебного заведения в 1918 году. Из архивных материалов известно, что «Почетной попечительницей учебного заведения была графиня Вера Анатольевна Татищева (1874-1951 гг., урожденная Нарышкина, фрейлина величайшего двора)» [176, с. 91], проживавшая в имении Ворганово. 

Ее муж Дмитрий Николаевич Татищев, предводитель дворянства Гжатского уезда, впоследствии получивший пост ярославского губернатора, также входил в состав попечительского совета прогимназии. «Среди преподавателей выступали: А.А. Михайлова, М.Н. Микулина, С.В. Вонлярская, Я.Я. Токарев, М.А. Жукова, С.Н. Шредерс, В.П. Радковская, М.И. Ершов, А.М. Мещеренинов, А.А. Гассельбаум» [194, с. 276]. В исследовании Гжатскую прогимназию отличал от остальных прогимназий других уездов Смоленской губернии большой процент обучающихся крестьянских девочек. Если в гимназиях Смоленска среди учениц обучались представительницы дворянского сословия, то в Гжатске к 1905 году более пятидесяти процентов учениц имели крестьянское происхождение» [127, с. 11]. 

В данной связи отметим, что женское образование в уезде перестает быть сословным и охватывает все большее количество представительниц женского пола.

Таким образом, ко второй половине XIX века в Гжатском уезде действовало одно женское учебное заведение. Оно было организовано за счет местной общественности и В.Г. Шредерс, которая способствовала его функционированию и развитию.

2021, ГАУ ДПО СОИРО. Образование Смоленщины