Смоленский областной институт развития образования
mio-n.jpg
g-ed-sm.jpg


     


Рославльское женское училище

Как и в Вязьме, в городе Рославле благодаря деятельности меценатов и благотворителей были организованы частные женские учебные заведения.

В «Смоленском вестнике» в статье «Обращение» было отмечено, что «в конце 1850 годов в Рославле проживало почти сорок восемь тысяч сто лиц женского пола» [206, с. 3]. Как и во многих уездных городах Смоленской губернии, в Рославле не было учебных заведений для девушек. К 1857 году «более двадцати девочек совместно с мальчиками обучались в Рославльском приходском училище, пять учениц числились в сельских училищах Министерства государственных имуществ, девять в школах помещиков, в частной школе состояло двадцать девочек…» [277, с. 125]. 

После принятия Устава женских училищ 1857 года местное общество Рославля приняло активное участие в основании открытия женского училища, считая обучение обоих полов противоречивым и компрометирующим процессом воспитания. В данной связи Матвей Игнатьевич Мухин, являющийся городским главой с 1856 по 1858 годы, а также купцом первой гильдии, известным меценатом и благотворителем, в докладной записке губернатору Смоленской губернии охарактеризовывал ситуацию следующим образом: «Девочки городских обывателей обучаются в городском приходском училище вместе с детьми мужского пола… такое сочетание не выгодно для девочек» [9, Л. 5об.]. Данная информация также была выявлена в архивном деле «Переписка главы Рославльского уезда с начальством губернии» [33, Л. 5 об.]. Кроме того, он считал неприемлемым обучение девочек на таком уровне: «Девочки получают только первоначальное познание, несоответствующее тому, какое предназначено в высочайше утвержденном положении дел для лиц женского пола» [33, Л. 7об.]. 

Стоит отметить, что М.И. Мухин был одним из первых, кто основал в городе Рославле женскую гимназию. Констатируем, что   5 июня 1859 года в Рославльском уезде при поддержке купеческого и мещанского общества был поднят вопрос об открытии женского училища. Члены общества постановили: «…Принимая во внимание, что от образования женского пола зависит развитие понятий и улучшение семейных нравов и самое общественное благосостояние… и потому, желая дать образование детям женского пола, общество изъявляет всевозможное содействие по открытию женского училища в Рославле» [17, Л. 13]. Ими было определено помещение для учебного заведения. оно располагалось на нижнем этаже городского общества.

После этого начал разрабатываться устав учебного заведения. Оно представляло собой, в соответствии с планом, училище второго разряда, то есть трехклассное учебное заведение и было при этом бесплатным для всех желающих в нем обучаться. Для достижения поставленной цели «были назначены «добровольные сборы, которые составляли 0,25% с купеческого капитала, десять копеек с каждой окладной души…» [36, Л. 2]. 

Несмотря на это, вопросом становления женского образования местные власти занимались посредственно, и в результате оно так и не было организовано. Местные чиновники недостаточно проанализировали всю сложившуюся ситуацию, в результате это привело к затяжному спору. Всего за время общественных сборов было собрано семьсот семьдесят пять рублей, которых, по мнению уездных властей, хватало для открытия и функционирования учебного заведения. Тем не менее, губернские власти в лице Директора училищ П.Д. Шестаков данную сумму считали недостаточной. 

Были у местного общества вопросы и к учебному плану, который не соответствовал заявленным требованиям. Он был составлен для двухклассного училища. В своем выступлении Директор училищ заявлял, что «собранной суммы достаточно на двадцать уроков в неделю на все три класса, то есть шесть уроков в неделю на один класс: можно ли ожидать успеха от одного урока в день? При открытии двухклассного училища можно было бы давать по двенадцать уроков в неделю» [33, Л. 2]. Подобная же информация была выявлена в архивном деле «Канцелярия губернатора. Письма о положениях женских гимназий в провинции» [12, Л. 43]. 

Подчеркнем, что местные власти не хотели решить данную проблему, так как, по их мнению, необходимо открыть трехклассное учебное заведение, но Директор училищ настаивал на продолжении денежных сборов, чтобы основать трехклассное и шестиклассное женское училище.

Местное общество продолжало активно содействовать в сборе средств для женского учебного заведения. Однако городская власть разрабатывала стратегию по формированию администрации училища. «Начальницей была избрана Екатерина Гарборт, образованная женщина, длительное время проработавшая учительницей в пансионе Е. Эрихсон, а впоследствии получившая известность как содержательница частного женского пансиона в Рославле» [29, Л. 2]. 

В связи с отсутствием финансовой стабильности женского учебного заведения основной должностью при училище была попечительница, функция которой заключалась в сборе средств для благополучной деятельности образовательного учреждения. На должность попечительницы претендентки проходили строгий отбор, при котором одним из главных критериев было образование и обеспеченность женщины – кандидата. 

Сложно представить, что могло привлекать состоятельных дам на эту должность, так как ни заработной платы, ни преференций со стороны государства не было, а взамен – трудности, связанные с учебным заведением и высокая ответственность перед обществом и властью. Стоит отметить, что меценатство, социальная помощь и благотворительность являлось популярным веянием того времени. Обеспеченные женщины составляли конкуренцию друг другу за право заниматься благотворительной деятельностью, а новые формы проявления гендерной идентичности способствовали раскрытию их потенциала в данной сфере. Попечительницей Рославльского женского училища была назначена, путем голосования, Мария Александровна Мухина.

В «Смоленском вестнике» отмечалось: «Мария Александровна Мухина – дочь купца Корнеева. Во многом активное филантропическое участие М.А. Мухиной было обусловлено сплетением личных драм: она рано лишилась мужа, один из ее сыновей погиб в юном возрасте. Муж Марии Александровны – Кузьма Иванович Мухин, купец первой гильдии, почетный гражданин города Рославля. 

К.И. Мухин – богатейший человек в Рославле, инициировал открытие мужской прогимназии, предоставив участок земли и выделив средства на строительство здания. Мария Александровна продолжила дело мужа. Благодаря ее поддержке, в Рославле были реализованы многочисленные образовательные проекты. На открытие ремесленного училища в Рославле в 1881 году она пожертвовала двадцать пять тысяч рублей. 

В нескольких источниках указана сумма в тридцать тысяч рублей» [259, с. 26]. Особо подчеркнем, что указанная сумма была огромной. Мария Александровна «без особого стеснения самостоятельно пришла в городскую думу, в то время когда женщины не могли участвовать в политической деятельности, заявив о важности основания ремесленного училища для детей-сирот. Более двадцати лет средства так и не были использованы по назначению. 

Только в 1899 году (уже после смерти благотворительницы) было открыто ремесленное училище имени ее сына – Матвея Мухина. Мария Мухина оказывала значительную помощь Рославльскому благотворительному обществу. В данной связи можно отметить, что М.А. Мухина являла собой пример человека настойчивого и целеустремленного, она осознавала важность открытия женского учебного заведения и стремилась добиться от местной власти разрешения на его открытие, при этом постоянно осуществляла пожертвования на открытие женского училища, а в последующем и прогимназии. 

Помимо ежегодных денежных взносов, в 1882 году она пожертвовала в пользу общества собственный дом в ее имении в селе Ковали на устройство богадельни-приюта» [259, с. 2]. Деятельность Марии Александровны была продолжена ее детьми. Филантропических взглядов придерживалась дочь: «Ольга Кузьминична Мухина возглавила попечительский совет женской прогимназии…» [261, с.124–125]. Данная филантропическая традиция была высоко оценена местным обществом, и О.К. Мухина получила звание Почетной потомственной гражданки города Рославля. Подчеркнем, что впоследствии потомками четы Мухиных была организована 2-я Рославльская женская гимназия. В благотворительное общество входили дети

О.К. Мухиной и невестка. Все они являлись почетными членами благотворительного общества. В «Смоленском вестнике» отмечалось, что «щедрые пожертвования Мария Александровна делает от чистого сердца, без малейшей тени тщеславия и просто по одному чисто христианскому чувству… Пример, достойный подражания…» [260, с. 3]. Подчеркнем, что такая личность, как Мария Александровна Мухина, заслуживает уважения и тех слов, которые были произнесены в ее адрес.

Открытие женского училища затягивалось. Оно должно было быть открыто с 1859-1860 год, но этому событию помешало не столько принятое положение о женских училищах, сколько назначение на должность городского главы Михаила Андреевича Фокина. Он являлся купцом 3-й гильдии, и поэтому его кандидатура не подвергалась сомнению. Городской глава намеренно стал затягивать вопрос об открытии женского училища. 

Так, например, он не мог внести изменения в принятый училищный устав (согласно новому положению 1860 года), что существенно стало оттягивать процесс открытия женской гимназии. Данная ситуация привела к тому, что в решение сложившейся проблемы пришлось вмешаться в 1861 году Директору училищ Смоленской губернии. Губернские власти оказали содействие и приняли участие в составлении нового проекта положения «Об открытии в Рославле трехклассного женского училища и распределении уроков» [260, с. 3]. Проект был приостановлен в связи с недостаточностью средств. Общественность города не проявила инициативы для решения данной проблемы.

Подчеркнем, что в Рославле дворянство приняло активное участие в организации женского образования в уезде, в отличие от Белого, Дорогобужа, Смоленска, которые не оказали активного содействия в основании училища. Городской глава бездействовал, более того, создавал препятствия при согласовании кандидатуры на должность начальницы учебного заведения. Ею должна была стать Е. Гарборт, но Фокин на должность назначил Надежду Лукиничну Королькову. 

Она являлась дочерью прапорщика, окончила Педагогический институт. В прессе отмечалось, что «она содержала на дому частное женское учебное заведение» [148, с. 21]. Однако в архивных документах факт организации частного женского пансиона Н.Л. Корольковой не был выявлен. В данной связи можем сделать вывод, что местные власти не были заинтересованы в скорейшем открытии женского учебного заведения и под различными предлогами откладывали открытие женского училища.

Особо подчеркнем, что благодаря деятельности Алексея Кузьмича и Марии Александровны Мухиных, а также их филантропическим взглядам необходимая сумма была собрана для открытия женского училища. Однако возникло новое препятствие, связанное с разногласиями членов попечительского совета, в который входил глава Фокин, он же его и возглавлял, в вопросе распределения собранных средств. Оказалось, что председатель попечительского совета передал женскому училищу только часть собранных денег – девятьсот пятьдесят рублей. Остальные члены совета предлагали выдать «в распоряжение совета всей собранной суммы – 2318 рублей» [33, Л. 17]. 

Представители попечительского совета обращались с жалобами на имя губернатора: «Училище может быть открыто в скором времени. Но городской глава Фокин, по каким-то исключительно ему известным причинам стал замедлять дело по открытию училища под различными предлогами…, вследствие этого вместо дела началась бесполезная переписка» [33, Л. 18]. В жалобе к Директору смоленских училищ члены попечительского совета указывали, что глава Фокин намеренно создает препятствие для благополучия женского училища и использует собранные средства не по назначению: «Уже составлен устав, выбраны члены, но и после этого городской глава всячески старался замедлить дело…, хотел один распорядиться суммою женского училища, так и другими делами по училищу» [33, Л. 19]. 

В связи с устоявшимися правилами в уставе учебного заведения было указано, что все денежные средства должны находиться в распоряжении учебного заведения. Городской глава объяснял такое решение желанием найти выгодное применение собранным средствам и передать их «в частные руки под проценты или обратить в государственные пятипроцентные билеты, чтобы собранные деньги не хранить без всякой пользы» [33, Л. 15]. По его мнению, училище должно располагать средствами только годового содержания, а остальные средства оставить в попечительском совете или найти им достойное применение. На основании архивных источников (фонд 45) в деле «Училищные ведомства Смоленской губернии» были выявлены многочисленные жалобы и доносы на главу. Споры по данному вопросу не прекращались, в результате управляющий Московским учебным округом взял под свой контроль столь резонансное дело. 

В данной связи «Директор смоленских училищ был вынужден трижды за полгода посетить женское училище в Рославле, чтобы успокоить начальство и общественность» [29, Л. 22], [41, Л. 31]. Однако спустя более тридцати лет в прессе отмечались высокие заслуги Фокина в организации женского учебного заведения: «Относился очень сочувственно к делу женского образования, так что рославльская женская прогимназия (автор путает наименование учреждения), с первых же дней своего существования начала процветать» [148, с. 25]. Охарактеризовывая деятельность главы в отношении женского учебного заведения, отметим, что чрезмерная «забота» Фокина создавала трудности для учебного заведения, с которыми приходилось справляться воспитанницам и педагогам.

Все же благодаря высшему руководству учебных заведений спорные вопросы были решены, и в результате состоялось открытие женского училища. Об этом событии подробно рассказывается в очерке об истории образования в Смоленской губернии, опубликованного в конце XIX века, автором которого являлся Ф.Ф. Шперк. Он отмечал, что «открытие училища состоялось в 1864 году. Торжественная церемония прошла 21 марта 1865 года» [316, с. 2]. 

На данном мероприятии присутствовал сам губернатор Смоленской губернии, такая особая заинтересованность высшей власти губернии демонстрирует важность организации в уезде женского учебного заведения. Курс предметов, характер организации училища соответствовали официальному положению. В отчете управляющему Московским учебным округом говорилось: «Женское училище помещалось в здании городской думы, включало в себя три класса с параллельными отделениями. 

При учебном заведении был открыт дополнительный класс, который готовил желающих к поступлению в начальный класс училища» [16, Л. 54]. Подчеркнем, что созданные условия в учебном заведении также были одной из заслуг четы Мухиных, которые жертвовали на благополучие учебного заведения немалые средства. Всего в учебном заведении на момент его открытия обучалось двадцать воспитанниц. Условия приема были схожи, с условиями во многих образовательных учреждениях страны. 

Особо стоит отметить доступность обучения для всех желающих, то есть большинство учениц получали образование бесплатно, но было и платное обучение. Так, например, по состоянию на 1870 год в Рославльском женском училище обучались 85% воспитанниц бесплатно – сто двадцать четыре человека, а остальные 15% (двадцать одна ученица) - платно. Сумма за обучение составляла тридцать рублей в год. Данная сумма была небольшой по сравнению с другими учебными заведениями, она составляла сто рублей в год. Однако в женских училищах второго разряда, на основании устава женских учебных заведений, она должна была составлять двадцать пять рублей. 

Подчеркнем, что большинство учениц обучались бесплатно благодаря значительным пожертвованиям городского общества. Поэтому оно потребовало, чтобы девушки из сословий, относящихся к городскому обществу, в данном учебном заведении обучались бесплатно.

Несмотря на поддержку городского общества, учебное заведение спустя три года находилось на грани закрытия. Причиной такого положения стало нецелевое расходование средств женского училища местной властью. Опираясь на архивные документы, отметим, что был выявлен ответ местной власти на обвинения местного общества: «лучше закрыть женское училище для предотвращения хлопот» [30, Л. 105–105 об.]. 

Таким образом, власти уезда рассматривали вопрос о закрытии женского учебного заведения и считали его бесполезным для общества. Благодаря филантропическим взглядам М.А. Мухиной, был организован сбор средств для дальнейшего функционирования учебного заведения. Она являлась бессменной попечительницей женского училища, и благодаря ее стараниям, необходимая сумма была собрана, а уже в 1873 году оно было переименовано в женскую прогимназию. Деятельность четы Мухиных в отношении женского учебного заведения продолжалось. В связи с этим финансовое положение женской прогимназии стало более стабильным. 

Так, например, государство ежегодно выделяло шестьсот рублей на нужды учебного заведения. Однако «в 1873 году бюджет Рославльской прогимназии включал в себя тысячу сто двадцать рублей от городского общества Рославля, шестьсот рублей от государственных средств, сто сорок рублей от сбора за учение, сто рублей от членов попечительского совета…» [13, Л. 20]. Городское общество осталось основным источником финансирования теперь уже женской прогимназии.

Администрация женского учебного заведения осталась прежней. Надежда Лукинична Корольковa осталась бессменной начальницей женской прогимназии, а впоследствии и гимназии на четверть века. Подчеркнем, что должность начальницы была престижной, и ее занимали только девушки высокого происхождения. Отсутствие финансовой поддержки в лице мужчины (отца, мужа, брата) стимулировали женщин к профессиональной деятельности, так не свойственной российской интеллигенции. Местная пресса о вкладе Корольковой в благополучие женского учебного заведения сообщала: «Благодаря двадцатипятилетним стараниям Н.Л. Корольковой, душу свою положившей за други своя и умершей буквально при исполнении своих училищных обязанностей, несмотря на жестокую болезнь – чахотку, рославльская женская прогимназия оказалась хорошо организованною…» [149, с. 2]. Стоит отметить, что порой самоотверженное служение делу образования давало хорошие результаты, но при этом лишало начальниц здоровья и семьи.

В 1888 году на должность начальницы учебного заведения была назначена, как отмечалось в архивных источниках, дочь подпоручика дворянка по происхождению Марфа Кирилловна Кениг. В деле «Переписка рославльского главы с Министерством народного просвещения», хранящемся в Государственном архиве Смоленской области, отмечалось: «М.К. Кенинг обучалась в Павловском институте, окончив который проходила испытания в совете Ростовской мужской гимназии на звание домашней учительницы» [28, Л. 2]. Педагогические кадры учебного заведения состояли преимущественно из представительниц женского пола. 

В целом такой педагогический состав свидетельствует о значительном количестве образованных женщин в уезде, имеющих подтверждающие документы. Стоит отметить, что многие педагоги обучались в Смоленской Мариинской гимназии, что подчеркивает важность образовательной политики государства в отношении развития женского образования к началу XX века. Осваивая педагогическое поприще женщины, получали профессию скорее из-за отсутствия финансовой поддержки со стороны родственников, нежели по призванию. Д.О. Жбанков, проводя исследование, рассматривая положение дворянок без финансовой поддержки общества, делал следующий вывод: «Ученицы, окончившие учебные заведения выбравшие педагогический путь не по призванию, чаще всего из-за недостатка средств…или дочери бедных обнищавших дворян... получают образование в средних женских школах, если удачно не выйдут замуж или не найдут заработок в городе или поедут на высшие курсы в результате отправятся в деревенские народные школы…» [131, с. 3]. Вот таким образом девушки из бедного дворянства могли прокормить себя, имея образование и профессию.

Следующим спорным вопросом в развитии женского образования в Рославльском уезде стало открытие V и VI классов прогимназии. В 1880 году городским главой был избран П.М. Мухин. Он являлся потомственным Почетным гражданином города Рославля, сыном М.И. Мухина. 

Попечительский совет женской прогимназии поднял вопрос о финансировании учебного заведения для открытия данных классов. Начались продолжительные дебаты между городским главой и попечительским советом. Местная пресса активно освещала позицию местной власти и попечителей. В «Смоленском вестнике» корреспонденты «критиковали деятельность уездных властей и администрации женского учебного заведения…» [274, с. 17–20]. 

Представители прессы самонадеянно выступали с критикой в адрес местной власти. Вот что отмечал корреспондент «Смоленского вестника»: «В настоящее время вопрос дня – Рославльская женская прогимназия. Разговоров и толков о ней не оберешься… Знает ли общество, сколько усиленного труда и упорной энергии нужно было прогимназии, чтобы удержаться в таком положении и отстоять свое существование в непрерывной борьбе со всякими невзгодами, тормозами, препятствиями, интригами и кознями, и все это благодаря порядкам городского управления… индифферентности членов попечительского совета и совмещению трех должностей в одном лице, городской глава и председатель думы, и председатель попечительского совета прогимназии. 

Как председатель совета прогимназии, он не имеет права не выдавать ей денег, но как председателю управы, ему это неудобно: деньги, затраченные на другие предметы, а прогимназия и обождет, благо она умудряется и без денег содержать себя» [259, с. 25]. 

Особо отметим, что представители местной власти не были сторонниками развития женского образования в уезде, так как всячески препятствовали функционированию женской прогимназии. Собранные средства для женского учебного заведения были реализованы не по назначению, это с подвигло в 1882 году администрацию и педагогический коллектив женской прогимназии не начинать учебный год, пока не поступит финансирование. П.М. Мухин, понимая важность сложившейся ситуации, выступил с предложением оказать денежную помощь в открытии новых классов, но «в 1882 году досрочно снял свою кандидатуру с должности городского главы» [260, с. 12].Все же необходимая сумма была собрана, и женская прогимназия начала свою педагогическую деятельность в новом русле. Члены попечительского совета оказали благотворительную помощь и, таким образом, данная цель была достигнута.

Таблица 2 - Средства содержания Рославльской прогимназии за 1897 год  ...>>

Из данных таблицы следует, что основным источником финансирования женского учебного заведения была благотворительность, она составляла 52,5%, плата за обучение - 43%, а помощь со стороны государства была незначительной- 4,5%. 

Таким образом, женская прогимназия существовала за счет благотворительности и сборов за обучение. Поэтому меценатская деятельность была почетной и имела успех в уезде. В Рославльском уезде были династии предпринимателей, имеющие филантропические взгляды. В благотворительное общество с правом членства входила чета Мухиных. В ее составе числились дочь М.А. Мухиной Ольга Кузьминична Мухина и ее братья. О.К. Мухина стала попечительницей Рославльской женской прогимназии, а ее родственники оказывали поддержку женскому учебному заведению. 

В честь неофициально будет именоваться 2-ая Рославльская женская гимназия. Отметим, что в число попечителей женских учебных заведений входили несколько поколений данной семьи. В Рославле своими пожертвованиями в адрес женской прогимназии и впоследствии гимназии отличились купцы второй гильдии Кругликовы (Иван Семенович и его сын Федор Иванович). Из архивных источников было выявлено, что особую заинтересованность в развитии женского образования проявило «Общество вспомоществования нуждающимся Рославльской мужской и женской прогимназии, городского, приходского и ремесленного училища» [296, с. 32]. Стоит отметить, что такая благотворительная деятельность в вопросе женского образования показывала хороший пример остальным общественным деятелям и местному населению.

Особо подчеркнем, что, несмотря на отсутствие денежных средств для организации учебного заведения, не менее важным был вопрос с устройством учебного здания и его размещением. Во многих архивных источниках отмечалось, что женская прогимназия была неблагоустроенна. Она находилась в здании городской управы и не была комфортабельной. Комиссия в 1890 году постановила: «Рославльская прогимназия чрезвычайно дурно обставлена в материальном и гигиеническом отношении… Комнаты малы и не удобны» [19, Л. 14]. 

Власти пытались решить данную проблему путем перестрой классных комнат, но ситуация не изменилась. Проблема благополучно разрешилась в начале XX века после организации пожертвования «купцом, потомственным почетным гражданином города Рославля, Василием Петровичем Мухиным городу собственного каменного дома, в которое переехала городская дума…» [32, Л. 10]. 

Такая благотворительная деятельность позволила увеличить число желающих обучаться в прогимназии и расширить, обустроить классные комнаты. Тем не менее, количество желающих обучаться в Рослальской женской прогимназии росло. Требовалось новое, еще более комфортабельное здание. Купцы Мухины «в1904 году выделили средства, и было закончено строительство двухэтажной пристройки к основному корпусу» [32, Л. 3-4]. 

Председатель педагогического совета в своих отчетах подробно дал характеристику новому зданию. О.А. Нелиндр отмечал: «Женская гимназия занимает оба этажа дома городского общества и пристройку к этому зданию, оконченную в 1904 году (Приложение Т). Пристройка состоит из шести больших комнат с широким коридором, большого рекреационного зала и раздевальни больших размеров. Вообще помещение гимназии в настоящее время удовлетворительно» [32, Л. 8]. Все эти преобразования гимназии свидетельствовали о заинтересованности общественности и видных деятелей уезда в развитии женского образования.

Стоит отметить, что после окончания Рославльской женской прогимназии с целью продолжения обучения девушкам приходилось поступать в Смоленскую Мариинскую женскую гимназию. Осознавая сложность такой ситуации для родителей и их детей, руководство женской прогимназии принимает решение открыть гимназический класс. В начале XX века многие женские прогимназии стремились осуществлять профессиональную подготовку своих воспитанниц. Особо подчеркнем, что данный период в Смоленской губернии был переломным в отношении развития женского гимназического образования и зачастую носил частный характер.

В Рославльской женской гимназии обучались девушки разных сословий. В основном в ней обучались девочки городских обывателей. Их насчитывалось «в 1897 году 16%, в то время как представительницы из категории городского сословия - 76%» [32, Л. 6]. Можно сделать вывод о том, что женское сельское население уезда не проявляло активности в получении образования. Особо подчеркнем, что в начале XX века увеличилось число обучающихся из крестьянской среды. Так, например, к 1897 году они составляли 6%, то уже к 1912 году их число увеличилось в два раза. 

Многие обучающиеся не могли вносить плату за обучение из своих средств, поэтому городское общество, меценаты и благотворители организовывали пожертвования для таких воспитанниц. Одним из важных фактов обнаруженных в архивных документах является ведомость о средней успешности в женских гимназиях и прогимназиях, в которой представлена стоимость оплаты за обучение каждой воспитанницы, а также состояние здоровья и смертности в Рославльской женской гимназии [Приложение Л].

Таким образом, становление женского образования в Рославльском уезде Смоленской губернии связано с благотворительной деятельностью купцов Мухиных, которые осознавали важность проблемы развития женского образования, в связи с чем принимали активное участие в открытии женских учебных заведений.

На протяжении второй половины XIX века в Смоленской губернии одним из дискутируемых вопросов в общественных кругах была проблема становления женского гимназического образования в уездах. Такое противоречие взглядов находило сторонников и противников женского образования из числа представителей местной власти и общественности.

Так, например, в Юхновском уезде местные власти отказывались открывать женское учебное заведение, ссылаясь на не перспективность реализации данного вопроса. Вот что об этом заявляет Д.О. Жбанков: «с более серьезными проблемами организации женского образования боролись в Юхновской, Поречской, Ельнинской и Краснинской женских гимназиях. Обучение в данных учебных заведениях было осложнено не только недостаточным количеством средств, но и нежеланием властей организовывать женское обучение в соответствии с манифестом 1870 года, так как, по их мнению, и двуклассного образования вполне было достаточно для женщины» [131, с. 56]. 

Можно сделать вывод, что женское образование в данных уездах находилось на уровне церковно-приходских учебных заведений.

Таким образом, в 1860 году лишь в некоторых уездах Смоленской губернии функционировали женские учебные заведения. В городах Белом, Вязьме, Дорогобуже, Рославле, Смоленске, Сычевке они были организованы благодаря поддержке местного и городского обществ. В городах Гжатске, Поречье, Юхнове, Красном женское образование было реализовано качественно хуже, в ряде уездов отсутствовало вовсе вплоть до 1915 года, не без препятствий со стороны местных властей, формально воспринявших циркуляр Министерства народного просвещения от 10 мая 1858 года «О предложении городским обществам оказать содействие добровольным пожертвованиями…к 17 открытию в уездных городах женских училищ» [34, Л. 20], заявив об отсутствии необходимого финансирования.

 

2021, ГАУ ДПО СОИРО. Образование Смоленщины