Смоленский областной институт развития образования
mio-n.jpg
g-ed-sm.jpg


     


Вяземское женское училище

Принятое в 1858 году Положение об организации женских училищ Министерства народного просвещения позволило на законном основании местному населению требовать у вяземского руководства разрешения организовать в городе женское учебное заведение. 

По этому вопросу свою точку зрения заявлял вяземский штатный смотритель: «В настоящее время в городе Вязьме по неимению особого женского училища девочки обучаются в городском приходском училище, дети городских обывателей женского пола вместе с детьми мужского пола бедных родителей, но в самом малом числе, так как не имеется особого для них заведения, в котором и получают только первоначальное познание» [12, Л. 15]. 

В данной связи можно подчеркнуть, что с 1858 по 1861 годы был организован сбор средств для открытия женского училища. Вяземские купцы вообще отказались принимать участие в основании училища, хотя данное купечество было самым состоятельным в губернии. Городской глава Вязьмы Н.В. Зуев в своем послании к губернатору охарактеризовал ситуацию следующим образом: «Здешнее купечество, при всем старании и убеждении членов Городской думы о подписке на пожертвование, согласия не изъявило» [12, Л. 16], [36, Л. 34]. Маковский Д.П. в своей статье в журнале «Вязьма» констатировал, что «в середине XIX века вяземская промышленность стояла на первом месте в губернии по своему удельному весу, капитал вяземского купечества составлял 25% дохода всех городов Смоленской губернии» [111, с. 47]. 

Подчеркнем, что подобные показатели свидетельствуют о том, что городское общество города Вязьмы могло организовать сбор средств для открытия женского учебного заведения. В отчете губернатору Смоленской губернии отмечалось: «В 1859 году в Вязьме насчитывалось одна тысяча сто шестьдесят два человека купеческого сословия мужского пола. В Смоленске таковых числилось всего лишь двести семнадцать человек, а в Белом триста два, а в Дорогобуже четыреста семьдесят девять человек» [9, Л. 4]. 

Отметим, что подобные данные свидетельствуют о нежелании местных общественных деятелей принимать участие в процессе организации учебных заведений для женского населения.   В результате отсутствия активности со стороны местной общественности в сборе средств местные власти выступили с просьбой к губернатору использовать часть средств из приказа общественного призрения, но получили отказ с требованием осуществить сбор необходимой суммы для открытия женского училища городскому обществу. Опираясь на распоряжение губернской власти, Н.В. Зуев предложил местному обществу установить фиксированную сумму для пожертвований «в размере пяти рублей с купцов первой гильдии, двух рублей с купцов второй гильдии, пятидесяти копеек с купцов третьей гильдии. Позже размеры сборов были значительно увеличены, соответственно, двадцать пять, десять и два рубля» [12, Л. 17]. По окончании сборов сумма составляла восемьсот рублей серебром. Таким образом, состоялось открытие женского училища, так как необходимая сумма была собрана.

Следует подчеркнуть, что, когда вопрос с финансированием учебного заведения был решен, возникли проблемы с организацией попечительского совета училища. Действующий председатель Я. Бунаков предложил своих кандидатов. Они были образованными и состоятельными людьми. Тем не менее, кандидатура дворянина Л.Н. Масленникова вызвала споры среди членов совета.

Высказываясь в пользу Л.Н. Масленникова, Я. Бунаков дал следующее объяснение: «Л.Н. Масленников – вяземский помощник коменданта Московского императорского университета, имеющий, по своему мнению, на эту должность более прав по воспитанию им полученному…» [12, Л. 18]. Большинство членов совета предлагали другую кандидатуру в лице зажиточного помещика Лелюхина. Они сделали такой выбор в связи с тем, что он был более обеспеченным, чем Л.Н. Масленников. Один из представителей попечительского совета заявлял: «Помещик Лелюхин живет постоянно в городе, в собственном доме, дружески знаком с более влиятельными лицами, поэтому он может оказать значительную помощь нашему учреждению…, а помещик Масленников неизвестно, будет ли жертвовать в пользу училища какую-либо сумму» [12, Л. 59]. 

Споры такого характера были частыми, так как входить в состав попечительского совета учебного заведения являлось престижным и значимым делом. Подобные ситуации приходилось разъяснять Министерству народного просвещения. Оно отмечало, что кандидатами в попечительский совет учебных заведений должны быть люди благородного происхождения и состоятельные. Такое решение высшего органа образования был связан с важной функцией, возлагаемой на попечительский совет, которая состояла в сборе средств, необходимых для поддержания работы учебного заведения. В результате спорный вопрос о кандидатах разрешился в пользу помещика Лелюхина. Отметим, что попечители могли влиять на стратегию развития учебных заведений, в данной связи это был способ поощрения их благотворительной деятельности.

Должность попечителя учебного заведения являлась престижной и выделяла зажиточных провинциалок среди других женщин губернии. Они могли принимать активное участие, в жизни уезда руководствуясь своими должностными обязанностями и благополучием своих подопечных.

Д.П. Маковский в журнале «Вязьма» заявлял, что «попечительницей избрали почетную потомственную гражданку Надежду Александровну Плетникову. Начальницей училища была назначена Феона Ануфриевна Радкевич, получившая образование в Императорском воспитательном обществе благородных девиц. Помимо начальницы, в училище была предусмотрена должность помощницы, ею стала Елена Васильевна Сушенникова» [18, Л. 65]. Можно отметить, что такой выбор начальницы был не случайным, так как на нее возлагалась большая ответственность за организацию и функционирование учебного заведения, в соответствии с этим выбирали образованного и ответственного человека.

В данной связи отметим, что в 1861 году состоялось открытие первого вяземского женского училища. Оно относилось к трехклассному учебному заведению с приготовительным классом. Здание училища было выделено Городской думой. Празднование открытия училища проходило в торжественной обстановке и в присутствии первых лиц уезда. Такое важное мероприятие было удостоено выступлениями вяземской политической элиты, духовенства, также выступали родители учениц. 

Особо подчеркнем речь штатного смотрителя Михаила Михайловича Рогачевского о важности и необходимости открытия данного учебного заведения: «Важность женского образования зависит от желания народа стать цивилизованным; женщина выступает не как особенное, исключительное создание, а такой же член общества, который обязан трудиться на его благо…» [25, Л. 19]. 

В данной связи стоит подчеркнуть, что роль женщины была куда важнее, чем организация домашних обязанностей и воспитание детей. После проведения официальных мероприятий, посвященных открытию учебного заведения, администрацией училища была предложена культурная программа для гостей: песни, танцы, угощения. В училище на начало учебного года насчитывалось девятнадцать девушек. Они ранее обучались в мужском учебном заведении, но «имели возможность поступить в вновь открытое училище…» [241, с. 41]. Количество учащихся росло, и к концу учебного года насчитывалась уже «сорок четыре ученицы, в 1865 году в училище обучалось восемьдесят четыре девушки, что доказывало его набирающую популярность» [73, Л. 66 об.]. Такая тенденция свидетельствует о правильности выбранного государством направления в отношении женского образования. 


Статья в газете об открытии в Вязьме женского училища первого разряда. 1861 год.

В данной связи отметим: уже к 1871 году Вяземское женское училище получило статус прогимназии. Однако из-за недостаточного финансирования учебного заведения обеспеченными женщинами уезда «для содействия к преуспеванию гимназии, когда открытие ее осуществится» было создано в 1873 году благотворительное «Дамское общество…» [2, Л. 11]. Подчеркнем, что в губерниях открытие таких организаций стало распространенным явлением. 

В конце XIX века многие женщины из дворянских семей стремились быть членами таких организаций. «Дамское общество» помогало многим благородным девушкам реализовывать себя в благотворительной деятельности. Девушки применяли новые роли: «дворянки посредством членства в обществах реализовывали новые социальные роли, эта миссия была почетной и зачастую заменяла женщинам отсутствие иных способов проявлять себя на ниве публичной деятельности. 

Председательницей «Дамского общества» и почетным его членом являлась Аделина Карловна Гольм…» [216, с. 1]. Отметим, что к началу XX века в вяземском женском училище более тридцати учениц получали образование за счет общества. Тем не менее, плата за обучение была не единственным их детищем. Они выделяли средства на такие цели: «оказывать помощь беднейшим ученицам, предоставлять гимназии классные пособия, увеличить плату учителям, способствовать улучшению методов преподавания, содействовать открытию при гимназии педагогического класса, заботиться о воспитанницах, окончивших курс обучения» [316, с. 2]. Такая помощь благоприятно сказывалась на общей характеристике учебного заведения и показывала пример остальным учебным заведениям в Смоленской губернии.

Ф.Ф. Шперк отмечал, что «благодаря деятельности общества с 15 мая 1873 года прогимназия была преобразована в Вяземскую женскую гимназию» [316, с. 67]. Начальницей гимназии была избрана Е. П. Черская. Она возглавляла данное женское учебное заведение восемь лет. В учебном заведении проходили обучение сто пятьдесят две ученицы. Сословный компонент учащихся в учебном заведении представлял собой следующую картину: общее число обучающихся девушек было восемьдесят один человек, из дворянского сословия насчитывалось всего тридцать четыре воспитанницы (22%), из крестьянских семей шестьдесят человек (70%), а мещан (8%).   

По неизвестным причинам в 1876 году «Дамское общество» было закрыто, а на его месте через четыре года образовалось новое «Вяземское женское общество для вспомоществования женской гимназии…» [216, с. 3].Благодаря деятельности нового общества, в 1880 году в женской прогимназии был открыт VIII класс, в котором ученицы могли получать педагогическое образование. Подчеркнем, что именно благодаря женскому обществу был открыт педагогический класс, который в последующем помог девушкам самоопределиться в обществе.

В «Смоленском вестнике» отмечалось: «с конца 1880 годов проблемы Вяземской гимназии были решены. Известно, что губернское земство приняло живое участие в судьбе заведения, выделяя в его пользу тысячу рублей ежегодно (в то время как в пользу Дорогобужской женской гимназии выделяемая сумма была в два раза меньше). В оказании помощи учебному заведению приняли участие сами воспитанницы, которые совместно с гимназистами в канун нового 1890 года организовали музыкально-литературный вечер, носивший благотворительный характер. В прессе сообщалось, что билеты были раскуплены за неделю до начала представления…» [275, с. 2]. В хронике вяземской жизни отмечалось: «На представлении гимназисты читали стихи собственного сочинения, гимназистки виртуозно исполняли классические музыкальные композиции. Вызвало всеобщий восторг выступление хора из тридцати юных гимназисток, одетых в русские народные костюмы» [275, с. 3]. Все эти мероприятия способствовали воспитанию девушек и подчеркивали их успехи в обучении.

И.Д. Музыченко заявлял: «процесс организации женского образования в уезде являлся заслугой Варвары Петровны Волковой, которая оказала содействие в поддержание женского училища и открыла второе женское учебное заведение. Ее деятельность высоко оценивалась городской властью, и это послужило тем, что В.П. Волкова получила статус почетного попечителя учебного заведения (ее муж В.А. Волков также входил в состав попечительского совета). 

Создав педагогический союз с начальницей женского училища Дарьей Евгеньевной Подберезкиной, они руководили организацией учебно-воспитательного процесса, а также привлекли благотворителей для оказания финансовой поддержки учебному заведению. В результате своей активной деятельности попечительница была награждена медалью на Аннинской ленте с надписью: «За усердие…» [195, с. 4]. 

Женская гимназия под покровительством В.П. Волковой получила популярность и стала престижным учебным заведением с точки зрения современников. И.Д. Музыченко отмечал, что «благодаря серьезной организации учебного заведения и успехам воспитанниц и преподавателей при активной позиции В.П. Волковой Вяземская женская гимназия 30 октября 1899 года была принята под высочайшее покровительство императрицы Александры Федоровны. Волкова Варвара Петровна (23.09.1870–1961 г., урожденная Гейден) в 1895 году поселилась в имении Хмелита, подаренном ей отцом графом Петром Александровичем Гейденом (Приложение Ж). Имение не соответствовало требуемым нормам для проживания, и его пришлось полностью восстанавливать. В.П. Волкова родила пятерых детей, но это не мешало ей заниматься госпиталями, женскими гимназиям и библиотеками…» [195, с. 6]. И.Д. Музыченко считал, что «благодаря   Варваре Петровне Волковой в городе Вязьме была построена библиотека…» [195, с. 10].


Варвара Петровна Волкова вторая половина ХХ века. 

Деятельность В.П. Волковой является примером для общества в вопросе становления женского гимназического образования. Несмотря на то, что первая Вяземская женская гимназия благодаря пожертвованиям «Дамского общества» была открыта в 1873 году, проблемы ее благополучия легли на В.П. Волкову.

Таким образом, В.П. Волкова внесла огромный вклад в процесс становления женского гимназического образования и своим примером продемонстрировала заинтересованность в самоопределении женщины и способствовала этому. Она во второй половине XIX века оказала помощь в функционировании женского училища в Вязьме, в последующем по частной инициативе открыла первую, а позднее и вторую женские гимназии в городе. Такая активная позиция благотворителя продемонстрировала заинтересованность в решении вопросов дальнейшего развития женского образования и роли женщины в обществе.

 

2021, ГАУ ДПО СОИРО. Образование Смоленщины