Проведена VII Межрегион. с международным участием научно-практическая конференция
15 декабря 2022 года ГАУ ДПО СОИРО была проведена VII Межрегиональная с международным участием научно-практическая конференция «Образовательная миссия музея XXI века: новая музейная парадигма».
Конференция проводилась с целью обсуждения актуальных вопросов совершенствования культурно-образовательного пространства современного музея.
В ходе конференции (дистанционный режим, формат видеоконференцсвязи) в рамках пленарного заседания, работы тематической секции и круглого стола участники обсудили актуальные проблемы и перспективы реализации образовательной миссии современного музея по направлениям:
- Роль музея истории образования в популяризации историко-культурного наследия: сохранение традиций российского социокультурного образования и поиск новых образовательных моделей.
- Цифровая реальность в музейном проектировании: новые технологии социально-культурной деятельности; виртуальный музей; оцифрованные коллекции музея; выставочный проект музея в формате онлайн-выставки; онлайн-лекторий; сетевое сообщество музеев; интерактивная лекционная программа; музей и социальная инклюзия; музейные материалы в социальных сетях и других виртуальных ресурсах.
- Музейная педагогика: векторы современного развития (внедрение новых методов обучения в музейное образование; специальные занятия для различных возрастных категорий; программы для людей с ограниченными возможностями; интеграция игровых технологий в музейную среду; волонтерское движение в музеях; театральные практики в музейном пространстве; дискуссионные клубы).
- Коммуникационное культурно-просветительское пространство музея: музей и его партнеры.
- Актуальные аспекты патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения в контексте музейной экспозиции.
В работе участвовали сотрудники организаций дополнительного профессионального образования, курирующие работу региональных музеев истории образования Российской Федерации, руководители музеев образовательных организаций, представители учреждений культуры (музеев областного и муниципального подчинения):
- Гомельской области Республики Беларусь;
- 7 субъектов Российской Федерации: Волгоградской, Калужской, Кировской, Костромской, Орловской, Псковской, Смоленской областей;
- 3 организаций дополнительного профессионального образования: ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», ГБУ КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области», ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»;
- 6 музеев областного и муниципального подчинения;
- 4 организаций среднего профессионального образования;
- 86 общеобразовательных организаций Волгоградской, Калужской, Костромской и Смоленской областей;
- 2 организаций дошкольного образования Орловской и Смоленской областей;
- 3 учреждений дополнительного образования Волгоградской области.
С приветственным словом к участникам конференции обратился Мешков Вячеслав Владиленович, кандидат педагогических наук, проректор по информационно-технологическому развитию региональной системы образования ГАУ ДПО СОИРО.
В рамках пленарного заседания перед участниками конференции выступили:
- Полежаев Дмитрий Владимирович, профессор, заведующий кафедрой педагогики и воспитательной деятельности ГАУ ДПО «Волгоградская государственная академия последипломного образования», руководитель регионального ресурсного центра гражданско-патриотического воспитания, председатель Волгоградского регионального отделения ВОО «Ассоциация учителей истории и обществознания», Почетный работник общего образования РФ, доктор философских наук, доцент – Сохранение исторической памяти как социальная миссия школьного музея (философско-образовательный дискурс);
- Кузнецов Максим Валерьевич, заместитель директора по развитию и общим вопросам ОГБУК «Смоленский государственный музей-заповедник» – Современный музей как пространство образования: потенциальные возможности, ресурсы и перспективные направления развития;
- Овчинников Владимир Михайлович, кандидат исторических наук, доцент кафедры методики преподавания предметов основного и среднего образования ГАУ ДПО СОИРО –Виртуальная экскурсия в школьном музее как инновационное средство формирования 4-К компетенций обучающихся;
- Шахина Светлана Владимировна, учитель английского языка МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, победитель регионального, федерального и международного этапов Международного конкурса методических разработок «Уроки Победы», участник Всероссийской просветительской акции «Учитель – учителю» – Образовательное пространство музея как фактор популяризации историко-культурного наследия в молодежной среде.
По завершении пленарного заседания состоялась церемония объявления победителей и призёров VII регионального заочного конкурса музеев общеобразовательных организаций и учреждений дополнительного образования Смоленской области «Музей года».
Профессиональный опыт работы по вышеназванным направлениям представили в рамках работы секции «Эффективные практики совершенствования культурно-образовательного пространства современного музея» и круглого стола «Культурно-образовательный потенциал современного музея в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся»:
- Иванова Галина Николаевна, директор, учитель истории и обществознания МБОУ Ельнинская СШ № 2 им. К.И. Ракутина; Розум Татьяна Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ Ельнинская СШ № 2 им. К.И. Ракутина – «Крещенные огнем Афганистана»: из опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию школьников на примере боевой службы выпускников Ельнинской СШ № 2 в Афганистане;
- Тюрина Галина Николаевна, директор МБОУ «Средняя школа № 3» г. Гагарина – Школьный музей как современное образовательное и воспитательное пространство;
- Степанько Светлана Николаевна, учитель истории и обществознания МОУ «Лицей № 7 Дзержинского района Волгограда» – Воспитание патриотизма и гражданственности на примере героического пути 51-й Гвардейской дивизии;
- Мандрикова Мария Витальевна, руководитель центра «Точка роста, учитель русского языка и литературы МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области, Никуличева Евгения Андреевна, руководитель школьного музея, учитель английского и французского языков МБОУ «Андрейковская СОШ» Вяземского района Смоленской области – Школьный музей как средство формирования ценностных ориентиров молодежи;
- Курышова Людмила Вениаминовна, педагог дополнительного образования МКОУ ДО ЦДТ Дубовского района Волгоградской области – «Времен связующая нить»: инновационные формы работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся в условиях дополнительного образования;
- Шершнёва Валентина Дмитриевна, руководитель музея МБОУ Даньковская ОШ Починковского района – «К живым истокам…»: из опыта работы по приобщению обучающихся к истории родного края на основе исследовательской деятельности;
- Перегудова Анна Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя школа № 6» г. Рославля – Роль музейной образовательной среды в патриотическом воспитания подрастающего поколения;
- Жохов Андрей Владимирович, преподаватель-организатор ОБЖ МБОУ СШ № 1 г. Сычевки, руководитель школьного музея – Поисковая и исследовательская деятельность как средство совершенствования образовательной среды школьного музея;
- Черулева Ольга Борисовна, учитель истории и обществознания «Лицей № 5 имени Ю.А. Гагарина Центрального района Волгограда» – Актуальные вопросы исторического краеведения в музейной педагогике и музееведческой работе образовательных учреждений;
- Гречина Елена Сергеевна, руководитель школьного краеведческого музея, учитель русского языка и литературы, Михайлова Инна Леонидовна, учитель биологии и географии МБОУ «Екимовичская средняя школа» Рославльского района – «Дорогие мои земляки…»: из опыта работы по организации исследовательской деятельности обучающихся как средства формирования гражданина-патриота;
- Кузнецова Вера Васильевна, заведующий школьным музеем, учитель русского языка и литературы МКОУ Стригинская ОШ Починковского района, Кузнецова Елена Александровна, учитель математики и информатики МКОУ Стригинская ОШ Починковского района – «Память сильнее времени…»: из опыта работы по патриотическому воспитанию обучающихся на основе проектной деятельности;
- Сапончик Ольга Николаевна, учитель географии МБОУ «Темкинская СШ», Рожковец Светлана Леонидовна, учитель истории и обществознания МБОУ «Темкинская СШ» МБОУ «Темкинская СШ» – Ресурсы музейной образовательной среды в формировании гражданина-патриота;
- Арефьев Василий Александрович, учитель ОБЖ МОУ «Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда», Нужная Оксана Васильевна, учитель начальных классов МОУ «Средняя школа № 27 Тракторозаводского района Волгограда» – Ценностные ориентиры в духовно-нравственном и патриотическом воспитании школьников;
- Мамыкина Тамара Александровна, учитель биологии, руководитель школьного музея МБОУ «СШ №13 им. Э.Д. Балтина» г. Смоленска, Гаврилова Елена Владимировна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №13 им. Э.Д. Балтина» г. Смоленска – Актуальные аспекты патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения в контексте музейной экспозиции «Колоднянское подполье»;
- Адлер Яника Петровна, учитель русского языка и литературы, руководитель школьного музея МБОУ «Средняя школа № 9» г. Рославля – Школьный историко-краеведческий музей как средство реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2025 годы».
Организаторы конференции обратили внимание участников конференций на размещенную на сайте Музея истории образования Смоленской области по адресу http://dpo-smolensk.ru/muzei_new/L-megregion-konf/ виртуальную панораму профессионального опыта по совершенствованию культурно-образовательного пространства современного музея, включающую сборники статей по итогам Межрегиональных с международным участием научно-практических конференций.
В состоявшемся обсуждении итогов конференции в формате «открытого микрофона» участники отметили значимость данного мероприятия и выразили признательность организаторам конференции.
По завершению работы конференции все участники, выступившие на конференции и/или приславшие статьи, получат именные электронные сертификаты, подтверждающие активное участие; слушатели – электронные сертификаты участников.