ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

12 марта 2024 года: Актуальные вопросы социальной инклюзии обучающихся с ОВЗ

14.03.2024

Уважаемые коллеги! В соответствии с планом работы ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» 12 марта 2024 года состоялась диалоговая площадка в формате ВКС: «Актуальные вопросы социальной инклюзии обучающихся с ОВЗ».

С каждым годом неуклонно увеличивается число детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) и детей-инвалидов. Дети с ОВЗ – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. В настоящее время одной из основных проблем перед социумом, государством, и перед системой образования является создание «безбарьерной» образовательной среды, формирование условий, обеспечивающих доступность и качество получаемого образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Особой заботой становятся не только проблемы обучения, воспитания и развития детей, но и создание благоприятных условий для реализации прав и гарантий равных возможностей в получении адекватного образования и обеспечении достойной жизни в обществе. Приоритетной задачей сегодняшнего дня в инклюзивном образовании является усиление внимания к проблемам социализации.

Программа ...>>

Цель диалоговой площадки -  обсуждение вопросов доступной среды, социальной реабилитации, социализации и инклюзии обучающихся с ОВЗ, в том числе и детей-инвалидов; обмен имеющимся опытом по психолого-педагогическому сопровождению детей с особенностями развития. В рамках мероприятия были рассмотрены следующие вопросы:

  • Инклюзивное образование, его развитие и перспективы в регионе;
  • Эффективный опыт создания специальных образовательных условий в образовательных организациях Смоленской области для обучающихся с ОВЗ.;
  • Региональные практики психолого-педагогического сопровождения детей с особенностями развития в образовательных организациях региона;
  • Развитие системы профориентации обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в Смоленской области, внедрение лучших практик

Открыла диалоговую площадку Догаева Галина Николаевна, методист МБОУ «СШ № 32 С.А. Лавочкина» города Смоленска. В своем докладе Галина Николаевна рассказала создании инклюзивного образовательного пространства в образовательных организациях города Смоленска, обобщив опыт работы в рамках городской проблемной группы «Проблемы обучения и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательном пространстве». Цель проблемной группы - совершенствование уровня компетентности педагогов в образовании детей с ОВЗ и инвалидов, обмен опытом по организации инклюзивного пространства в образовательной организации.

Для успешного развития инклюзивного образования необходимо создание модели психолого-педагогического сопровождения и индивидуальных образовательных маршрутов для детей с ограниченными возможностями здоровья.

В рамках диалоговой площадки своим опытом работы с обучающимися с ОВЗ и детьми-инвалидами поделись специалисты службы сопровождения нескольких образовательных организаций.

Балашова Вероника Петровна, учитель-дефектолог СОГБДОУ "Центр диагностики и консультирования» раскрыла тему формирования коммуникативных навыков у обучающихся младшего школьного возраста с ОВЗ с использованием современного программного обеспечения. Моисеенкова Наталья Алексеевна, учитель-логопед МБОУ «СШ № 2» города Смоленска, рассказала о формировании самостоятельной письменной речи у обучающихся с ТНР и ЗПР как важнейшем аспекте социализации.

Получение образования для детей-инвалидов, а также обучающихся с ОВЗ является важнейшим фактором их успешной социализации в общественной жизни. Получение профессии – это один из самых эффективных способов самореализации, поэтому профориентация детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями работы является важнейшей задачей государственной политики.

Конечно же, профориентация имеет ряд своих особенностей. Проблема и специфика профориентационной работы состоит в том, что у обучающихся с ОВЗ присутствует непонимание своих профориентационных возможностей, узость представлений о мире профессий. В связи с этим профориентационная помощь должна быть выстроена в соответствии с их индивидуальными психофизическими особенностями.

Основные задачи профориентации детей с ОВЗ:

  1. Развитие трудовых навыков, а также трудовых качеств.
  2. Расширение граней самопознания.
  3. Предоставление доступной информации о профессиях, их важности, особенностях и путях профессиональной подготовки.
  4. Формирование установки на труд, а также на позитивное отношение к нему.

В ходе диалоговой площадки был затронут вопрос профориентации детей с ОВЗ на разных уровнях образования.

Щедровой Елена Анатольевна, учитель-логопед СОГБОУ «Прогимназия «Полянка», рассказала о ранней профориентации дошкольников с нарушением речи, как об одном из факторов дальнейшей социализации детей с ОВЗ.

Орсини Мария-Аминта Викторовна, педагог-психолог школы № 16 города Смоленска, выступила с темой «Работа педагога-психолога по профориентации с обучающимся с ОВЗ».

Для того, чтобы инклюзивное обучение и воспитание обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов было успешным, образовательной организации необходимо решить ряд проблем: 

  1. Необходимость создания разных вариантов адаптированных образовательных программ и учебных планов.
  2. Перестройка всей системы подготовки специалистов для инклюзивного образования. В целях обеспечения освоения учебных программ детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами кадровый штат образовательной организации должен быть укомплектован всеми необходимыми специалистами, имеющими опыт работы с детьми с ОВЗ: учителями-дефектологами, педагогами-психологами, учителями -логопедами, тьюторами, социальными педагогами, медицинскими работниками, специалистами по адаптивной физкультуре, воспитателями, ассистентами.
  3. Для особых учеников нужны и специализированные пособия, и техническое оснащение кабинета, огромное количество наглядных материалов, должны быть оборудованы специальные места, где ребёнок мог бы отдохнуть в случае необходимости.
  4. Создание в образовательной организации надлежащих материально-технических условий (специально оборудованные учебные места, пандусы, специализированное, реабилитационное, медицинское оборудование и т.д.).
  5. Необходимо обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов на протяжении всего периода их обучения.

Положительным примером по созданию специальных образовательных условий, безбарьерной и доступной образовательной среды для детей с ОВЗ в рамках инклюзивного пространства является МБОУ «СШ № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска. В рамках диалоговой площадки свой опыт работы по работы представили Макарова Вера Петровна, учитель-логопед и Макухина Наталья Анатольевна, учитель начальных классов МБОУ «СШ № 17 имени Героя Российской Федерации А.Б. Буханова» города Смоленска. 

Педагоги рассказали об особенностях работы с детьми с ОВЗ в условиях инклюзивного образования. С темой «Современном уроке русского языка и литературы в условиях инклюзивного образования» выступила их коллега Демидова Наталья Александровна, учитель русского языка и литературы. В подведении итогов диалоговой площадки участниками было отмечено, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. 

Внедрение инклюзии обеспечивает дальнейшую гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

В работе диалоговой площадки приняли участие 55 педагогов из 12 районов Смоленской области.

Среди участников круглого стола были учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, учителя и другие педагоги, работающие с обучающимися с ОВЗ.



НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!

  1. Пожалуйста оцените услуги оказанные институтом ...>>
  2. Внесите предложения по расширению перечня электронных услуг ...>>
  3. Оставить отзыв о работе специалистов и структурных подразделений ГАУ ДПО СОИРО ...>>
  4. Оцените качество услуг библиотеки-медиатеки СОИРО ...>>



Возврат к списку

Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры