Русский язык как средство межнационального общения. Отчет о проведении
18 февраля 2021 г. кафедра методики преподавания предметов основного и среднего образования ГАУ ДПО СОИРО провела круглый стол «Русский язык как средство межнационального общения».
Круглый стол ставил перед собой следующие цели:
-
Обсудить проблемы русского языка как средства межнационального общения.
-
Обобщить практический опыт работы учителей Смоленской области по вопросам укрепления общероссийской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей средствами русского языка.
В ходе проведения круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:
- русский язык как средство сохранения национальной идентичности и культуры граждан России;
- проблемы языковой и социокультурной адаптации детей мигрантов.
В работе круглого стола приняли участие более 60 учителей русского языка и литературы более чем из 16 районов Смоленской области (Вяземского, Сычевского, Смоленского, Шумячского, Ершичского, Дорогобужского и других), а также городов Смоленск, Десногорск, Сафоново, Рославль.
В ходе дискуссии выступили:
- Суперфина Е.Б., учитель русского языка и литературы. МБОУ «Павловская ОШ» Рославльского района (Русский язык как основа культурной и гражданской идентичности);
- Сивакова Н.В., учитель русского языка и литературы. МБОУ СШ № 30, г. Смоленска (Проблемы изучения русского языка как неродного и пути их решения);
- Алтухова А.М., учитель русского языка и литературы МБОУ Хохловской СШ Смоленского района (Разноуровневые задания по родному языку – путь формирования национального самосознания);
- Курмис Е.Н., Орехова Т.Н., учителя русского языка и литературы МКОУ «Николо-Погореловская СОШ» Сафоновского района (Эффективные практики внеурочной деятельности по сохранению национальной идентичности и культуры подрастающего поколения России);
- Токарева С.М., учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ № 4» г. Десногорска («Я русский бы выучил...» (Из опыта работы с детьми-билингвами).
- Колосова Н.В. учитель русского языка и литературы, МБОУ «сш № 7» г. Смоленска. (Особенности обучения русскому языку детей мигрантов, испытывающих трудности в изучении предмета, в общеобразовательной школе);
- Шиликова Елена Васильевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ № 9» г. Смоленска (Особенности обучения русскому языку детей-инофонов с использованием учебно-информационной платформы Учи.ру).
Все учителя, принявшие участие в работе Круглого стола, единодушно говорили о необходимости культурной составляющей при обучении русскому языку детей мигрантов, испытывающих трудности в изучении предмета в общеобразовательной школе. Было отмечено, что остро не хватает учебных пособий для детей-инофонов и детей-билинвов, которые учитывали бы особенности их национальных языков.
И, конечно, всеми участниками Круглого стола была отмечена необходимость повышения квалификации учителей по проблемам обучения русскому языку как неродному, так как количество детей-инофонов и детей-билингвов в смоленских школах в последнее время растет.
Доцент кафедры методики преподавания
предметов основного среднего образования
Б.Г. Меркин