ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Персональная страница сотрудника ГАУ ДПО СОИРО

kochergina.jpg
Кочергина Галина Дмитриевна,
доцент кафедры педагогики и психологии,
кандидат педагогических наук, Отличник народного просвещения



Тел.: (4812) 64-32-05; 8-910-783-63-80 
e-mail: KIOT67@yandex.ru 

Образование:

В 1977 г. закончила Московский Государственный педагогический институт по специальности педагогика и методика начального обучения.
В 2002 - 2006 - обучалась в аспирантуре Смоленского государственного университета, защитила кандидатскую диссертацию по теме: «Организационно-педагогические условия взаимодействия субъектов образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей».
В 2007 г. - Присвоена ученая степень кандидата педагогических наук.

Круг профессиональных интересов и направления научно-методических разработок:

  • научно-методическое сопровождение воспитания и дополнительного образования детей;
  • научно-методические аспекты внедрения современных образовательных технологий и ИКТ в системе педагогической деятельности;
  • инновационные процессы в системе образования и актуальные аспекты воспитательной деятельности;
  • подходы к развитию профессиональной компетенции педагога в условиях реализации ФГОС;
  • проблемы формирования культуры здоровья.

Награды:  

  • Благодарственное письмо  Губернатора Смоленской области за значительный вклад в развитие системы образования в Смоленской области (2019)
  •  Архиерейская грамота Смоленской епархии Русской Православной Церкви (2019)
  • «Отличник народного просвещения» (1991)

Опыт работы:

  • 1971-1972 – освобожденный секретарь комсомольской организации Ельнинского сельскохозяйственного техникума;
  • 1973 -1976 –учитель начальных классов Новобрыкинско восьмилетней школы; старшая вожатая Ельнинской средней школы №2;
  • 1976 – 1979; 1983-1986 – методист, зав. отделом Смоленского городского Дворца пионеров (Дворца творчества детей и молодежи);
  • 1980-1982 – секретарь Промышленного райкома комсомола;
  • 1987-2000 –зам. директора Смоленского областного центра развития творчества детей и юношества
  • С 2001 г. по н. время – ГАУ ДПОС «СОИРО» в должности методиста, зав. кабинетом воспитательной работы, руководителя Регионального центра дистанционного обучения, заведующего кафедрой инновационных образовательных технологий, заведующего кафедрой воспитания и социализации детей и молодежи, заведующего кафедрой ПК и ПП руководящих и педагогических работников системы ДОД доцента кафедры педагогики и психологии.
  • Член экспертного сообщества в рамках проекта апробации Примерной программы   воспитания (2019-2021гг.) Тьютор по работе с общеобразовательными организациями (2021-2022г.)
    Федеральный эксперт дополнительных образовательных программ повышения квалификации (приказ  Академии повышения квалификации Министерства просвещения)
    Член Научного совета по проблемам воспитания подрастающего поколения при Отделении философии образования и теоретической педагогики Российской Академии Образования
    Руководитель регионального исследовательского коллектива по проблеме "Персонифицированная система воспитания в условиях общего и дополнительного образования" (2015-2019 г.г.)
    Руководитель регионального исследовательского коллектива по проблеме «Развитие профессионально-личностной позиции классного руководителя в современном воспитании школьников» (В рамках межрегионального исследования под рук. Е.Н. Степанова 2021-2024г.г.)

Повышение квалификации:

  • Повышение квалификации по программе «Организационно-методическое сопровождение  конкурса профессионального мастерства на основе компетентностного подхода» (Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования Министерства просвещения РФ» ( г.Москва, 2023г)
  • Повышение квалификации по программе «Федеральная рабочая программа воспитания в общеобразовательных организациях: управленческий аспект» (г.Москва, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт изучения детства, семьи и воспитания», 2023г.)
  • Повышение квалификации по программе «Продуктивная личностно-профессиональная позиция классного руководителя» (г. Псков, 2023)
  • Повышение квалификации по программе «Экспертиза дополнительных профессиональных программ педагогического образования» (г. Москва, 2021г.)
  • Повышение квалификации по программе «Профессиональное развитие педагогов в открытой образовательной среде» (г.Псков, 2021г.)
  • Повышение квалификации по программе «Проектирование рабочих программ воспитания в общеобразовательных организациях» (г.Москва, 2021г.)
  • Семинар для федеральных кураторов, сопровождающих процесс реализации программ воспитания в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях (г.Москва, 2021 г.)Сертификат эксперта Всероссийского проекта по апробации Примерной программы воспитания (2019)
  • Сертификат  участника Всероссийской конференции по реализации государственных приоритетов воспитания (2019)
  • Повышение квалификации по программе «Разработка, продвижение и реализация дополнительных профессиональных программ в соответствии с требованиями профессиональных стандартов» (2019)
  • «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах»(2017)
  •  Курсы тьюторов здорового образа жизни (2015)
  • «Персонифицированная система воспитания ребенка как педагогическое явление и понятие» (2015)
  •  «Теория и практика организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС на основе государственно-общественного управления» (2014)
  • Обучающий семинар по теме: «Вопросы реализации нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». (2014)
  • «Менеджмент как эффективное управление воспитательным процессом» (2013)
  • «Подготовка специалистов к работе в экспертных группах» (2012);
  • «Технология разработки модульной образовательной программы» (2012)
  • «Технологии организации системы дистанционного обучения (2008)
  • «Тьютор дистанционного обучения» (2004)
  • «Педагог-исследователь» (2001)

Публикации:

  1. Кочергина Г.Д. О сущности современного воспитания и профессиональной позиции педагога: актуализация научной концепции и технологий Н.Е.Щурковой //Материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции «Формирование образа жизни, достойной Человека»: I Международные образовательные чтения, посвященные памяти доктора педагогических наук, профессора Н.Е. Щурковой / Ред. кол. И.А. Дидук, Ф.Е. Соловьева. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022, С. 44-50
  2. Кочергина Г.Д. Персонализация - приоритетное  условие  качества современного дополнительного образования детей// //Сб. материалов Международной научно-практической конференции "Педагогика и психология современного детства: вызовы, риски, прогнозы"(10-11 ноября 2021 г)– Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2021.–  С.476-483
  3. Кочергина Г.Д. Персонифицированная система воспитания ребенка: технологии проектирования и развития: Методическое пособие /под ред. Е.Н. Степанова, Е.И. Барановой, Е.В. Володиной. – Псков: ПОИПКРО, 2021. – 295 с. (в составе группы авторов).
  4. Кочергина Г.Д. Программа «Навигатор саморазвития». Модуль «Человек и его Я». Раздел «Развитие ценностно-смысловой сферы учащихся»// // Научно-методический журнал «Классный руководитель».2021.- №7–С.107-112
  5. Кочергина Г.Д. Мастерская по моделированию персонифицированной системы воспитания «Дерево желаний»// Персонифицированная система воспитания ребенка:технологии проектирования и развития:Методическое пособие /под ред.Е.Н.Степанова, Е.Т.Барановой, Е.В Володиной.–Псков: ПОИПКРО, 2021. С 29-34
  6. Кочергина Г.Д. Размышления об оценке эффективности индивидуальных траекторий дополнительного образования //  Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. Управление воспитательным процессом в школе. –2020. –№ 2.– С. 11-17.
  7. Кочергина Г.Д. Размышления об оценке эффективности индивидуальных траекторий дополнительного образования // Персонифицированный подход в теории и практике воспитания и дополнительного образования детей: материалы межрегиональной научно-практической конференции 27 февраля 2019 года – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – С 55-62.
  8. Кочергина Г.Д . Персонализация – приоритетное качество современного дополнительного образования.//Интеграция ресурсов участников образовательных отношений в управлении развитием качества образования в регионе: Сборник материалов ХХIV международной научно-практической конференции: 18–19 октября 2018 года. Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2018. – С. 74- 85
  9. Кочергина Г.Д. Построение персонифицированной траектории развития ребенка в условиях учреждения дополнительного образования.// Новое воспитание нового поколения: материалы межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции 13-14 апреля 2017 года. В 3 ч. Ч.2. – Витебск: ГУДОВ «ВО ИРО», 2017. – С.7-10
  10. Кочергина Г.Д. Мастерская по моделированию персонифицированной системы воспитания «Дерево желаний» // Научно-методический журнал «Классный руководитель».– 2017. № 3.– С. 65-69
  11. Кочергина Г.Д. Технология проектирования персонифицированной системы воспитания в условиях учреждения дополнительного образования //  Научно-методический журнал заместителя директора по ВР. Управление воспитательным процессом в школе. –2017. –№ 3.– С. 38-44.
  12. Буренина Е.Е., Кочергина Г.Д. Модель региональной системы научно-методического сопровождения внедрения и реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями // Коррекционно-развивающее образование: традиционные и инновационные подходы в обучении и воспитании школьников: сборник материалов VII научно-практического семинара. Выпуск 4 (МБОУ «СШ № 17», г.Смоленск, 14 октября 2015 г.); [под общей редакцией В.Д.Балыкиной]. – Смоленск: Маджента, 2016. – 62 с.: ил.
  13. Буренина Е.Е., Кочергина Г.Д. Научно-методическое сопровождение внедрения и реализации требований ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.// Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. – Вып. 5/Отв. ред. Е.А. Боброва. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО» – 2015.– С.70-83
  14. Кочергина Г.Д. Персонализация и персонификация в педагогической теории и практике дополнительного образования. // Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС: Сборник научных статей. – Вып. 4/Отв. ред. Е.А. Боброва. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО» 2015. – С.25-35
  15. Кочергина Г.Д. Готовность педагога и ребенка к взаимодействию как условие эффективности воспитания и обучения // Воспитание подрастающего поколения в условиях реализации требований ФГОС. сб. научных статей (сборнику научных статей присвоен международный индекс ISBN 978-5-905935-07-7, шифры УДК 37, ББК 74.03(2)6, В 77). – Смоленск, 2014 (РИНЦ)
  16. Кочергина Г.Д. Педагогический проект «Деятельность методического объединения классных руководителей по освоению и внедрению интерактивных технологий в воспитательный процесс» [Текст]. Н.С. Зевакова, Г.Д.Кочергина // Воспитание школьников. Перспективное планирование воспитательного процесса в школе и классе/ под ред. Е.Н.Степанова, Н.А.Алексеевой, Е.И.Барановой, Е.В.Володиной.- М.: Центр «Педагогический поиск », 2012 – С. 257-261.
  17. Кочергина Г.Д. Общешкольный проект «Компьютеромания – бомба замедленного действия [Текст]. Г.Д.Кочергина, Е.В.Харитоненкова //Воспитание школьников. Перспективное планирование воспитательного процесса в школе и классе/ под ред. Е.Н.Степанова, Н.А.Алексеевой, Е.И.Барановой, Е.В.Володиной.- М.: Центр «Педагогический поиск », 2012 – С. 238-254.
  18. Кочергина Г.Д. Моделирование воспитательной системы, направленной на формирование ключевых компетенций школьника [Текст]. Г.Д.Кочергина, Т.В.Кравцова //Воспитание школьников. Перспективное планирование воспитательного процесса в школе и классе/ под ред. Е.Н.Степанова, Н.А.Алексеевой, Е.И.Барановой, Е.В.Володиной.- М.: Центр «Педагогический поиск », 2012 – С. 29-32.
  19. Кочергина Г.Д., Гончарова С.А, Зенчук Е.В., Козлова Т.Г. Общешкольный проект «Электронная краеведческая энциклопедия» //Научно-методический журнал заместителя директора по воспитательной работе. -Специальный выпуск.- 2011.
  20. Кочергина Г.Д. Проблемно-деятельностная игра как метод совместного планирования воспитательной деятельности //Классный руководитель. 2011.-№3.-С111-115.
  21. Кочергина Г.Д. Проблемно-деятельностная игра как метод совместного планирования воспитательной деятельности // Планирование воспитательного процесса: современные подходы и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н.Степанова, Е.И.Барановой, Е.В.Володиной. –М.:Центр «Педагогический поиск», 2011, г.Москва
  22. Кочергина Г.Д. Схема анализа воспитательного взаимодействия на основе содержательной характеристики организационно-педагогических условий взаимодействия участников воспитательного процесса [Текст]. Педагогический анализ воспитательного процесса: современные идеи и технологии. Сборник методических разработок / Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: Центр «Педагогический поиск », 2010 – С.58-60.
  23. Кочергина Г.Д. Взаимодействие как педагогическая проблема //Дополнительное образование и воспитание.-2006.№12.-С.5-9.
  24. Кочергина Г.Д. Теоретические основы развития образовательного процесса в учреждении дополнительного образования //Дополнительное образование и воспитание.-2006.№10.-С.5.
  25. Кочергина Г.Д. Развитие образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей //Дополнительное образование и воспитание.-2006.№11.-С.5.
  26. Кочергина Г.Д. Взаимодействие основного и дополнительного образования // Образование Смоленщины. – 2002. – август, №8(38).- С.4.
  27. Кочергина Г.Д. Взаимодействие основного и дополнительного образования – важнейший фактор развития современного образования // – Смоленск: Смоленский областной институт усовершенствования учителей.- 2002.- С.

Сборники методических материалов:

  1. Диагностические инструменты оценки качества воспитания: Методические рекомендации / Ред. коллегия: Г.Д. Кочергина, С.Н. Кондрыкина, О.А. Ходакова. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2023. – 128 с.
  2. Роль детско-взрослых общностей в практике  современного воспитания: Методические рекомендации / Автор-составитель Г.Д. Кочергина – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022. – 32 с.
  3. Воспитательные практики общеобразовательных организаций: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Современное воспитание: новые контексты, актуальные подходы, эффективные практики» (26–27 октября 2022 г.). – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022. – 80 с. – (Серия «Галерея воспитательных практик»).  
  4. Современное воспитание: новые контексты, актуальные подходы, эффективные практики: Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (г. Смоленск,  26–27 октября 2022 г.).– Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, в 2-х частях 2022. – 288 с. ; 420 с.
  5. Воспитательные практики дошкольных образовательных организаций: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции «Современное воспитание: новые контексты, актуальные подходы, эффективные практики» (26–27 октября 2022 г.). – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022. – 40 с. – (Серия «Галерея воспитательных практик»).
  6. Сборник методических и практических материалов «Актуальные практики воспитания: региональный опыт /Ред коллегия Г.Д.Кочергина,    Ф.Е.Соловьева. - Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2022.– 344с.                                                      
  7. Кочергина Г.Д.. Оценка качества дополнительного образования детей: современные подходы и технологии: Методические рекомендации в 2 частях – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2021., 2022гПамятки для родителей по вопросам профессиональной ориентации и профессионального самоопределения ребенка с ОВЗ и инвалидностью. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. - 27 с. (Автор-составитель)
  8. «Актуальные аспекты организации дополнительного образования в сельской школе: Методические рекомендации. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 120 с. (Автор-составитель)
  9. Кочергина Г.Д. Вовлечение обучающихся организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам в различные формы сопровождения, наставничества и шефства . Методические рекомендации – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. - 18 с.
  10. Профилактика безнадзорности и правонарушений среди обучающихся: Методические рекомендации – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. - 142 с. (Автор-составитель)
  11. Родительский лекторий «Детство без слез!»: профилактика насилия и жестокого обращения с детьми – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. - 66 с. (Автор-составитель) 
  12. Профилактики асоциального, деструктивного, суицидального поведения несовершеннолетних: Программа родительского просвещения  и обучения специалистов, работающих с детьми – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2019. - 121 с. (Автор-составитель)
  13. Формирование антидопингового мировоззрения школьников средствами учебного предмета «Физическая культура» и внеурочной деятельности. Методические рекомендации педагогу – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. - 24 с. (Автор-составитель)Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде. Методические рекомендации педагогу – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. - 88 с. (Составитель)
  14. «Методические рекомендации по практическому использованию образовательных антидопинговых программ в общеобразовательных организациях Смоленской области. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 20 с. (Составитель)
  15. Развитие семейных форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: региональный опыт. Сборник методических материалов. – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. – 88 с. (Автор-составитель)
  16. Профилактика и противодействие экстремизму и терроризму в молодежной среде. Методические рекомендации педагогу – Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2019. - 88 с. (Составитель)
  17. Инклюзивные практики. Сборник методических и практических материалов педагогов Смоленской области – выпуск 3 – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2018. – с.
  18. Опыт воспитания толерантности в современной школе: системный подход. Сборник методических материалов. – Смоленск: ГАУ ДПОС «СОИРО», 2014-48с.
  19. «Здоровье детей и подростков: актуальные проблемы и пути их решения» // Сборник материалов международной научно-практической конференции в рамках гранта РГНФ (2010 г.)
  20. Мультимедийная презентация: методические аспекты создания и использования в образовательном процессе. Учебно-методическое пособие с электронным приложением. / Г..Д. Кочергина, С.В. Гаврыш, Г.В. Михайлова, Е.А. Андрусенкова. – Смоленский областной институт усовершенствования учителей, Региональный центр дистанционного обучения, 2009 – 96 с.
  21. Информационно-методическая деятельность в области ИКТ: словарь-справочник. / Г.Д.Кочергина, Г.В.Михайлова, Н.В. Малинина, Е.А. Андрусенкова. – Смоленский областной институт усовершенствования учителей, Региональный центр дистанционного обучения, 2008 – 88с.
  22. От планов к действию: Методические рекомендации вожатому и педагогу-организатору по планированию и организации воспитывающей деятельности с детьми и подростками /автор-составитель Г.Д.Кочергина. – Смоленск: СОИУУ, 2004. – 56с.



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры