ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Персональная страница сотрудника ГАУ ДПО СОИРО

Молчанова Наталья Владимировна,
доцент кафедры педагогики и психологии


Телефон:  8 (4812) 64-31-74
E-mail:  psi-iro@yandex.ru

Образование:

  • Костромской государственный университет имени Н.А.Некрасова (1994).

  • Аспирантура по специальности «Социальная психология» Костромского государственного университета имени Н.А.Некрасова (2002). 

Ученая степень: кандидат психологических наук (c 2005 г.); специальность 19.00.05 – социальная психология. Тема диссертации: «Влияние эмоций на коммуникативное взаимодействие». Место защиты: Ярославский государственный университет имени П.Г.Демидова  

Основная область научных исследований: эмоциональный аспект в контексте социального взаимодействия; коммуникативные технологии, просоциальное поведение, медиация. 

Ученое звание: доцент (c 2011 года)

Основные этапы педагогической (научно-педагогической) деятельности по специальности:

  • с 2021 г. – по настоящее время - доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО СОИРО
  • 2018 – 2021 - ведущий научный сотрудник научно-исследовательского центра ГАУ ДПО СОИРО.
  • 2005 – 2017 - доцент кафедры общей и социальной психологии Смоленского гуманитарного университета.
  • 2004 – 2005- преподаватель НОУ СПО «Юридический колледж» г.Смоленска
  • 1999 – 2002 - педагог-психолог в Центре социального здоровья детства, юношества и семьи г.Кострома

Повышение квалификации:

  • Краткосрочное психологическое консультирование (Санкт-Петербург, ИМАТОН)
  • Тренинг по управлению стрессом (Санкт-Петербург, ИМАТОН)
  • Специалист службы примирения в образовательной организации (Москва, РАО)
  • Восстановительная медиация и служба примирения (Москва, Общественный центр «Судебно- правовая реформа»)
  • Семейная конференция (Москва, Общественный центр «Судебно-правовая реформа»)
  • Повышение квалификации по программе «Работа преподавателей и сотрудников в условиях электронной информационно-образовательной среды вуза» (Смоленск, Смоленский гуманитарный университет)
  • Повышение квалификации по программе "Разработка, продвижение и реализация программ ДПО в соответствии с требованиями профессиональных стандартов" (Москва, Финансовый университет при правительстве РФ).
  • Профессиональная переподготовка по программе "Менеджмент образования организации дополнительного профессионального образования в условиях стандартизации". Квалификация: «Менеджер в образовании» (Смоленск, Смоленский областной институт развития образования)

Научно-исследовательская работа

  • РГНФ грант № 08-06-00434а «Социально-психологическая адаптация детей трудовых мигрантов в условиях трансформации детско-родительских отношений», на примере Смоленского региона (2007–2009гг)
  • РГНФ грант № 10-06-01302а/Б «Поликультурная среда вуза как условие реализации индивидуальной траектории профессионального становления будущего специалиста» (2009–2010гг).
  • РГНФ грант № 12-26-04000 а(м) «Просоциальное поведение мигрантов и принимающего населения в условиях межкультурного взаимодействия» (2012–2013гг).
  • РГНФ проект № 15-26-04001 «Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности детей младшего школьного возраста в поликультурном социуме» (2015-2016) 
Заявки на соискание гранта:

  • Заявка на грант в РФФИ «Коммуникативная компетентность и просоциальная направленность в профессиональной подготовке медиатора» № 18-013-00567
  • Заявка на грант в РФФИ «Взаимосвязь школьной среды и профессионально-личностной деятельности учителя» № 20-013-00204

Список основных публикаций:

Учебно-методические работы:

  • Тренинг Я + как средство коррекции общения между юношей и девушкой (методические рекомендации). Смоленск: Универсум, 2007. – 36 с.
  • Сюжетно-ролевая игра как средство коррекции межличностного общения (методические рекомендации). Смоленск: Универсум, 2007. – 20 с.
  • Психологические основы делового общения (учебное пособие). Смоленск: Изд-во «Смоленская городская типография», 2009. – 96 с.
  • Тренинг оптимизации процесса построения индивидуальной профессиональной траектории (учебно-методическое пособие). Смоленск. Изд-во «Универсум», 2011. – 154 с. (в соавторстве)
  • Тренинг просоциального поведения (практическое пособие). Смоленск: Изд-во «Маджента», 2013. – 88 с. 
  • Методические материалы в помощь педагогу-психологу школы для работы с подростками группы риска // сост. Н.В. Молчанова. - Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО.  2019. 45 с.
  • Тренинг целеполагания: методическое пособие. // автор-сост. Н.В. Молчанова. - Смоленск: ГАУ ДПО СОИРО, 2020. 68 с.

Монографии (в соавторстве):

  • Миграционные процессы и проблемы адаптации. Пенза: ПГПУ им. В.Г.Белинского, 2009. 184 с.

  • Профессиональное становление будущего специалиста в поликультурной среде вуза: реализация индивидуальной траектории. Смоленск: Изд-во «Универсум», 2011. 220 с.

  • Просоциальное поведение мигрантов и принимающего населения в условиях межкультурного взаимодействия. Витебск: ВГУ имени П.М.Машерова, 2014. 160 с.

  • Русский и белорусский фольклор как фактор формирования этнической идентичности младших школьников. Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2016. 362 с.

Основные научные публикации:

  1. Влияние эмоций на содержание коммуникативного взаимодействия. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова: научно-методический журнал. № 4. Т.15. Кострома. 2009. С.354-358
  2. Социально-психологическая адаптация подростков в условиях трудовой миграции их родителей. // «Вопросы психологии». Москва. 2010. № 4. С.45-54 (в соавторстве)
  3. К вопросу о мотивации в профессиональном становлении студента. //Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития, выпуск 2. Научный журнал. Т.1. 2012. С.11-14
  4. Просоциальное поведение как условие эффективного межкультурного взаимодействия. // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. Научный журнал. Т.2, вып. 1(5). 2013. С.3-6
  5. Особенности проявления поведенческой активности в межличностном конфликте // Известия Саратовского университета. Серия Акмеология образования. Психология развития. Вып. 1(13). Т.4. 2015. С.51-55
  6. Коммуникативная компетентность в работе медиатора. // Социальный мир человека. – Вып.6: Материалы VI Международной научно-практической конференции «Человек и мир: мироздание, конфликт и медиация в интеркультурном мире», Ижевск: ERGO, 2016. С.354-357
  7. Моделирование работы медиатора в учебном процессе при разрешении ролевых конфликтов (коммуникативный аспект). // Перспективы становления и развития медиации в регионах: сб. материалов II  Всеросс. научно-практич. конф. с междун. участием, посвященной 80-летию Саратовской области. Саратов: Издательский центр «Наука», 2017. С.68-72
  8. Условия формирования этнической идентичности ребенка при изучении народной сказки. // Вестник Гродненского гос. ун-та имени Янки Купалы. Серия «Филология. Педагогика. Психология». Т.7. № 1. 2017.С.79-86
  9. Формирование принятия другого человека и ситуации в медиации. // Социальная психология личности и акмеология: сборник материалов Международной научно-практической конференции. М.: Издательство «Перо», 2017. / отв. ред. Р.М. Шамионов [Электронное издание]. С.224-227
  10. Социально-психологический тренинг как метод формирования социальной рефлексии школьника. // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации: материалы всероссийской научно-практической конференции с дистанционным и международным участием. / отв. ред. А.Ю. Нагорнова. Ульяновск: ЗЕБРА, 2018.  С.344-347
  11. Профессиональная деятельность медиатора как условие психологической безопасности в школьной среде. // Перспективы становления и развития медиации в регионах: Сб. материалов IV Международной научно-практической конференции. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2019. С.72-75.
  12. Влияние уровня эмоциональной эффективности в общении на выбор помощи при разрешении конфликта в юношеском возрасте. // Научно-практический журнал «Право. Экономика. Психология.» – Витебский гос. ун-т имени П.М. Машерова,  2019. № 2 (14) С.80-85
  13. Просоциальность в профессии медиатора.// Социальные профессии: современное состояние и перспективы. (Материалы Межрегиональной научно-практической конференции «Социальные профессии: современное состояние и перспективы»). Саратов, СГУ, Сб. науч. трудов. – Саратов: Издательство «Саратовский источник», 2019. С.57-61
  14. Уровень коммуникативности студентов и процессуальные характеристики их профессиональной деятельности. // «Вестник Омского университета. Серия “Психология”», 2019. № 3. С.34-40
  15. Роль медиации в коррекции нравственных ценностей человека. // Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2020. №3. С.21–25. DOI: 10.24147 /2410-6364.2020.3.21-25.
  16. Эмоциональная составляющая личности (субъекта) в контексте медиативной процедуры. // Развитие института медиации как инструмента повышения правовой культуры граждан: Сб. материалов VI Международной научно-практической конференции. – Саратов: Издательский центр «Наука», 2020. С.203-207
  17. Образная сфера как основа формирования музыкальной культуры личности обучающегося. // Искусство и культура: научно-практический журнал. – Витебский гос. ун-т имени П.М. Машерова, 2020. № 4 (40) С.81-87
  18. Коммуникативный тренинг для школьников как метод формирования стратегий взаимодействия. // Вестник Саратовского областного института развития образования № 4 (24), 2020. С.51-56
  19. Роль медиации в формировании ответственного поведения. // «Образовательная панорама»: научно-методический журнал - ГАУ ДПО Ярославской области, 2021. (на рассмотрении)



Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры