ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования»
Версия для слабовидящих

Болотова С.А.

bolotova.jpg а Болотова Светлана Алексеевна, кандидат педагогических наук, 
Почётный работник общего образования РФ
Заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования
E-mail: svetlana.bolotowa67@yandex.ru


 Основные этапы трудовой (научно-исследовательской) деятельности:

  • 1984 – 1988 гг. – студентка Смоленского государственного педагогического института имени К. Маркса (специальность: педагогика и методика начального образования).
  • 1988 – 1990 гг. – учитель начальных классов Соколовской средней школы Саратовского района Саратовской области.
  • 1990 – 1998 гг. – учитель начальных классов МБОУ СОШ № 35 г. Смоленска.
  • С 5 июня 1996 года – сотрудник ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования»:
  • 1996 – 2005 гг. – методист кабинета начального образования,
  • 2005 – 2011 гг. – заведующая кабинетом начального образования,
  • 2002 – 2011 гг. – секретарь Учёного совета института,
  • с ноября 2011 г. – начальник центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки, заведующий кафедрой педагогики и методики начального образования.

Кроме того:

  • с 1998 года – автор (в соавторстве с Т.П. Довгий и О.В. Сибиченковым) учебно-методического комплекта для младших школьников «Азбука Смоленского края», который с 2000 года вошёл в массовую практику работы школ Смоленской области.
  • 2002 – 2006 гг. – аспирант кафедры теории и методики обучения литературе Смоленского государственного университета по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования».
  • 18 апреля 2007 года в диссертационном совете К 212.254.02 при Смоленском государственном университете защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата педагогических наук 13.00.01 – «Общая педагогика» по теме: «Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании». Научный руководитель – доктор педагогических наук, профессор Г.С. Меркин.
  • 2005 год – участник Всероссийского открытого конкурса «Педагогические инновации – 2005» с авторской программой и учебником регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края», удостоена диплома «Лауреата первой степени».
  • с 2008 года – автор (в соавторстве с Г.С. Меркиным и Б.Г. Меркиным) учебно-методического комплекта для младших школьников «Литературное чтение», прошедшего федеральную экспертизу и включенного в Федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию в общеобразовательных учреждениях России.
  • с 2012 года – член областного Экспертного совета.
  • с 2013 года – член программно-методического совета ГАУ ДПОС «Смоленский областной институт развития образования».
  • с сентября 2011 года – заведующая всероссийской лабораторией «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» (г. Москва). Сайт лаборатории: umk_nish.ru 
  • 2013 – 2014 гг. – председатель государственной экзаменационной комиссии по специальности «Педагогика и методика начального образования» при ФГБОУ ВПО «Смоленский государственный университет».

Общий педагогический стаж работы – 27 лет
Стаж работы в институте – 19 лет

Награды:

  • Январь 2001 года – награждена отраслевой наградой – Почётной грамотой Министерства образования РФ.
  • Июнь 2005 года – награждена отраслевой наградой Министерства образования и науки Российской Федерации – нагрудным знаком «Почётный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования (удостоверение № 92630).
  • Декабрь 2008 года – награждена Памятной медалью «За особые заслуги в развивающем обучении» (удостоверение № 1876).

Область профессиональных интересов:

Андрагогика:

  • Особенности непрерывного образования педагогических работников.
  • Система повышения квалификации работников образования: проблемы и перспективы.
  • Содержание и методы обучения взрослых.
  • Инновации в образовании взрослых.
  • Дидактика взрослых как самостоятельная область научного знания.
  • Организационно-деятельностная модель процесса обучения взрослых.
  • Повышение качества обучения взрослых.

Педагогика:

  • Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования как система требований.
  • Примерная основная образовательная программа как ведущий механизм реализации ФГОС.
  • Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы.
  • Деятельностный подход в обучении школьников.
  • Современный урок в контексте требований ФГОС.
  • Дидактический анализ урока в свете требований ФГОС.
  • Стратегия развития современного начального общего образования.
  • Концепция современного начального образования.
  • Преемственность и перспективность в работе ДОУ и начальной школы.
  • Преемственность и перспективность в работе начальной и основной школы.
  • Вариативные системы начального образования (традиционная система обучения, дидактическая система Л.В. Занкова, развивающая система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова).
  • Нормативно-правовое обеспечение современной начальной школы.
  • Духовно-нравственное воспитание младших школьников в свете требований ФГОС.
  • Система оценки учебных достижений младших школьников в свете требований ФГОС.
  • Внутришкольный контроль в начальной школе.

Методика:

  • Методика формирования универсальных учебных действий младших школьников на уроках гуманитарного цикла.
  • Период обучения грамоте: содержание, структура, методика работы с детьми.
  • Особенности организации УВП в четырехлетней начальной школе.
  • Языковое образование и речевое развитие младших школьников.
  • Литературное образование младших школьников.
  • Новые подходы в методике обучения младших школьников чтению.
  • Содержание и методика работы по региональному курсу для младших школьников «Азбука Смоленского края».

Основные результаты педагогических исследований отражены в следующих публикациях:

  1. Болотова С.А. Опыт кабинета начального обучения по разработке содержания образования повышения квалификации учителей начальных классов Смоленской области / С.А. Болотова // Образовательная политика учреждения дополнительного образования: проблемы, перспективы: Материалы научно - практической конференции 12-13 мая 1998 г. – Смоленск: СОИУУ, 1998. – С. 48. – 52.
  2. Болотова С.А. Почему проблема преемственности пока неразрешима? / С.А. Болотова // Методический вестник. – 1998. – №№ 7 – 8. – Смоленск: СОИУУ. – С. 21– 22.
  3. Инновации начального образования Смоленщины / Составитель: С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 1999. – 21 с.
  4. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч. 1. / С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 2000. – 182 с.
  5. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2. / С.А. Болотова, О.В. Сибиченков. – Смоленск: СОИУУ, 2000. – 168 с.
  6. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.З. / С.А. Болотова, Т.П. Довгий, О.В. Сибиченков. – Смоленск: СОИУУ, 2000. – 175 с.
  7. Болотова С.А. Программа курса по краеведению «Азбука Смоленского края» для выпускного класса начальной школы / С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 2001. – 26 с.
  8. Болотова С. А. Роль исторического краеведения в патриотическом воспитании младших школьников / С.А. Болотова // Образование и духовное развитие ребенка в XXI веке: Сборник научно-методических материалов. – Москва: АПК и ПРО, 2001. – С. 130 – 131.
  9. Болотова С.А. Рекомендации родителям младших школьников / С.А. Болотова.– Смоленск: СОИУУ, 2001. – 18 с.
  10. Болотова С. А. Писатели – детям: Методическое пособие-справочник к урокам литературного чтения в начальной школе. – Ч. 1. / С.А. Болотова, Е.Э. Мелькина, Е.В. Зуева. – Смоленск: СОИУУ, 2002. – 74 с.
  11. Болотова С.А. Формирование у школьников целостной картины окружающего мира (Интеграционные процессы) / С.А. Болотова // Штудии – 3: Сборник статей молодых ученых. – Смоленск: СГПУ, 2002. – 132 с. – С.119 –122.
  12. Болотова С.А. Система повышения квалификации учителей начальных классов в современных условиях / С.А. Болотова // Интеграция методической работы и системы повышения квалификации кадров: Материалы IV Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции 18-20 февраля 2003г. – Ч.1. Челябинск: Изд-во «Образование», 2003. – С.70 – 72.
  13. Болотова С.А. Творческие учебные задания по курсу «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова, А.Б. Ковалева. – Смоленск: СОИУУ, 2003. – 68 с.
  14. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.1. / С.А. Болотова. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Смоленск: Русич, 2004. – 213 с.
  15. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы. – Ч.2. / С.А. Болотова, О.В. Сибиченков. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Смоленск: Русич, 2004. – 206 с.
  16. Болотова С.А. Азбука Смоленского края: Учебное пособие по краеведению для выпускного класса начальной школы.– Ч.3. / С.А. Болотова, Т.П. Довгий, О.В. Сибиченков. – Изд. 2-е, исправ. и дополн. – Смоленск: Русич, 2004. – 183 с.
  17. Болотова С.А. Место регионального компонента в современном образовании / С.А. Болотова // Штудии – 4: Сборник статей молодых ученых. – Смоленск: СГПУ, 2004. – 172 с. – С. 141– 144.
  18. Болотова С.А. Мониторинг апробации учебного пособия «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова // Мониторинг развития общеобразовательных систем в регионе как условие оперативного управления качеством образования: Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции: в 2 ч.-Ч. 1. – Смоленск: СОИУУ, 2005. – С. 236 – 239.
  19. Болотова С.А. Анализ практического опыта по разработке и внедрению регионального компонента в начальное образование России / С.А. Болотова //Штудии–5. Сборник статей молодых учёных. – Смоленск: CГПУ, 2005. – С. 82 – 89.
  20. Болотова С.А. Повышение профессиональной компетентности педагогов в условиях освоения нового регионального курса для младших школьников / С.А. Болотова // Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования: Сборник материалов IX-ой Международной научно-практической конференции. – Москва – Тамбов: ТОИПКРО, 2005. – С. 344 – 345.
  21. 21. Басаримова С.А. Уроки русского языка во втором классе по программе А.В. Поляковой: Из опыта работы по системе Л.В. Занкова – Часть 1. /С.А. Басаримова, Г.И. Михайлова, С.А. Болотова. – Смоленск: СОИУУ, 2005. – 92 с.
  22. 22. Болотова С.А. Региональный компонент в образовании Смоленщины / С.А. Болотова //Освоение развивающих технологий – путь повышения дошкольного образования: Материалы научно – методической конференции. – Смоленск: СОИУУ, 2006. – С. 19 – 22.
  23. 23. Болотова С.А. Вариативность начального образования на Смоленщине / С.А. Болотова // Начальная школа. – 2006. – № 5. – С. 96 – 99.
  24. 24. Болотова С.А. Программа регионального курса для младших школьников «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова.– Изд. 2-е, исправ. и доп. – Смоленск: Издательство «Ассоциация ХХI век», 2006. – 38 с.
  25. 25. Болотова С.А. Региональный компонент в содержании начального образования Смоленщины / С.А. Болотова // Штудии – 6: Сборник статей молодых ученых. – Смоленск: СмолГУ, 2006. – С. 87 – 91.
  26. 26. Болотова С.А. Региональный компонент начального образования в системе Л.В.Занкова на Смоленщине / С.А. Болотова // Слагаемые успеха: творчество и инициатива. Сборник материалов научно-практической конференции, посвященной 105-летию со дня рождения Л.В.Занкова 20 – 21 марта 2006 г. – Красноярск: Красноярский краевой институт повышения квалификации работников образования, 2006. – С. 37 – 39.
  27. Болотова С.А. Модель повышения квалификации учителей начальных классов, реализующих региональный компонент содержания образования / С.А. Болотова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 46 с.
  28. Болотова С.А. Особенности работы по региональному курсу «Азбука Смоленского края»: методические рекомендации / С.А. Болотова. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2006. – 70 с.
  29. Болотова С.А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: дис. …канд. пед. наук / С.А. Болотова. – Смоленск, 2007 – 207 с.
  30. Болотова С.А. Педагогическое обеспечение регионального компонента в начальном образовании: автореф. дис. …канд. пед. наук / С.А. Болотова; Смоленский государственный университет – Смоленск, 2007 – 20 с.
  31. Болотова С.А. Психолого-педагогический понятийный словарь / С.А. Болотова. – Смоленск, 2007 – 42 с. (на правах рукописи)
  32. Болотова С.А. Развитие системы Л.В. Занкова в Смоленской области / С.А. Болотова //Система Л.В. Занкова на Смоленщине: опыт, проблемы и перспективы. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию системы Л.В. Занкова: 14 – 15 июня 2007 г. – Смоленск, 2007. – С. 14 – 20.
  33. Болотова С.А. Регионализация начального образования / С.А. Болотова //Реализация УМК «Гармония» на Смоленщине: опыт, проблемы, перспективы. Сборник материалов региональной научно-практической конференции: 14 февраля 2008 года. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2008. – С. 5 – 10.
  34. Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008. – 96 с.
  35. Болотова С.А. Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова в современном российском образовании / С.А. Болотова // Система Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова на Смоленщине: опыт, проблемы и перспективы. Сборник материалов региональной научно-практической конференции, посвященной 50-летию системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова: 23 октября 2008 года. – Смоленск, 2008. – С.6 – 15.
  36. Болотова С.А. Проблемы современных уроков литературного чтения в начальной школе / С.А. Болотова //Проблемы преподавания литературы. Литературное чтение в начальной школе: проблемы, перспективы, решения. Материалы второй международной межшкольной научно-практической конференции: 24 марта 2008 года. – Смоленск – Москва, 2008. – С. 7 – 13.
  37. Болотова С.А. Модель регионального учебника «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова // Культура и письменность славянского мира. Сборник материалов Международной научной конференции: 24 мая 2008 года. – Смоленск: Издательство СмолГУ, 2008 – С. 306 – 316.
  38. Здесь учат тех, кто учит сам: 80-лет Смоленскому областному институту усовершенствования учителей /Сост.: С.А. Болотова. Т.М. Жарова, Г.И. Подчеко. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2009. – 100 с.
  39. Литературное чтение: программа курса для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009 – 40 с.
  40. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 104 с.
  41. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 120 с.
  42. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 168 с.
  43. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 152 с.
  44. Литературное чтение: Учебник для 1 класса общеобразовательных учреждений / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 96 с.
  45. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 112 с.
  46. Литературное чтение: Учебник для 2 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
  47. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
  48. Литературное чтение: Учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – 2-е изд. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 160 с.
  49. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 128 с.
  50. Литературное чтение: Учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.2. / Авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова; под ред. Г.С. Меркина. – Москва: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 192 с.
  51. Болотова С.А. Проза Бориса Васильева в литературном образовании младших школьников / С.А. Болотова //Духовно-нравственный потенциал уроков литературы: наука и практика: Сборник материалов третьей межшкольной международной научно-практической конференции, посвященной 85-летию со дня рождения Б.Л. Васильева. Ч.2: 27 марта 2009 года/Под ред. В.А. Карнюшина, С.А. Болотовой. – Москва: АНО «Образование», 2010. – С. 10 – 12.
  52. Болотова С.А. Модель современного учебника для младших школьников «Азбука Смоленского края» / С.А. Болотова //Современный литературный процесс глазами учителя: философский, лингвистический, эстетический, культурный аспекты: наука и практика: Сборник материалов четвертой межшкольной международной научно-практической конференции. Вып.IV.: 26 марта 2010 года/Под ред. В.А. Карнюшина, С.А. Болотовой. – Москва: АНО «Образование», 2011. – С. 101 – 110.
  53. Болотова С.А. Формирование универсальных учебных действий младших школьников на уроках литературного чтения в свете стандартов нового поколения /С.А. Болотова//Учитель и ребенок в образовательном пространстве начальной школы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград 19 – 21 октября 2010 г./ сост. М.В. Николаева, И.Г.Сердинова. – М.: Издательство «Планета», 2011. – С. 223 – 232.
  54. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» /авт.-сост. С.А. Болотова. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2011. – 88 с.
  55. Болотова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 класс: в 2 ч.Ч.1 /С.А. Болотова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 80 с.
  56. Болотова С.А. Рабочая тетрадь к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 класс: в 2 ч.Ч.2 /С.А. Болотова – 2-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 112 с.
  57. Основная образовательная программа начального общего образования для школ, работающих по УМК «Начальная инновационная школа» /авт.-сост. С.А. Болотова, Н.Е. Скрипова. – 2-е изд. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 280 с.
  58. Болотова С.А. Методические рекомендации к учебнику Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 класс /С.А. Болотова. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 280 с.
  59. Литературное чтение: программа курса для 1 – 4 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост. Г.С. Меркин, Б.Г. Меркин, С.А. Болотова. – Москва: ООО «Русское слово – учебник», 2012 – 48 с.
  60. Рабочая программа к учебникам Г.С. Меркина, Б.Г. Меркина, С.А. Болотовой «Литературное чтение». 1 – 4 классы /С.А. Болотова. – М: ООО «Русское слово – учебник», 2012. – 376 с.
  61. Болотова С.А. Борис Васильев в нашей памяти/С.А. Болотова//Воспитание школьника. – 2014. – № 9. – С. 36 – 38.


Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Наши партнеры