Семья и школа: актуальные подходы, направления и практики современного воспитания
Уважаемые коллеги! 28 февраля 2023 года в соответствии с планом работы кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования» состоялся Круглый стол «Семья и школа: актуальные подходы, направления и практики современного воспитания»
Целью проведения круглого стола являлось обсуждение ключевых подходов и условий эффективности взаимодействия школы с родителями, презентация лучших практик совместной деятельности педагогов и родителей в воспитании детей.
В ходе Круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:
- Родители и школа в воспитании ребенка: грани взаимных ожиданий и ответственности.
- Родительское сообщество: актуальные практики включения родителей в разнообразные сферы жизнедеятельности школы.
- Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями.
- Педагогическая культура родителей и Родительский всеобуч: проблемы и поиски решений.
- Психолого-педагогическое сопровождение родителей в воспитании ребенка.
В работе Круглого стола приняли участие представители 18 муниципальных образований Смоленской области: специалисты муниципальных органов управления образованием, курирующие вопросы воспитания; руководители и заместителей руководителей по воспитательной работе общеобразовательных организаций; руководители методических объединений классных руководителей; учителя-предметники; социальные педагоги, ст. вожатые. Всего 115 участников.
Модератор Круглого стола: Кочергина Галина Дмитриевна, к.п.н., доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО «Смоленский областной институт развития образования».
В рамках Круглого стола выступили:
- Жарикова Людмила Викторовна, доцент кафедры педагогики и психологии ГАУ ДПО СОИРО ;
- Романцова Елена Викторовна, заместитель директора МБОУ «СШ №29» города Смоленска;
- Напреева Галина Михайловна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ «Андрейковская средняя общеобразовательная школа» Вяземского района;
- Сбудышева Надежда Владимировна, учитель начальных классов МБОУ «Ярцевская средняя школа №1»города Ярцево;
- Чупакова Ольга Николаевна, учитель начальных классов МБОУ «Ярцевская средняя школа №1» города Ярцево;
- Щербакова Дарья Рафаиловна, заместитель директора МБОУ «Средняя школа № 9» города Смоленска;
- Лаврентьева Елена Васильевна, учитель начальных классов МБОУ «Угранская СШ» Угранского района;
- Яремчук Анжелика Федоровна, учитель начальных классов МБОУ «Лицей №1 им. академика Б.Н. Петрова города Смоленска;
- Шахина Светлана Владимировна, учитель английского языка, классный руководитель МБОУ «Андрейковская средняя общеобразовательная школа», Вяземского района;
- Мертьева Алена Сергеевна, учитель русского языка и литературы, классный руководитель МБОУ СШ №15 города Смоленска;
- Киндюхина Татьяна Николаевна, учитель начальных классов, классный руководитель МБОУ Катынская СШ Смоленского района;
- Арсенина Марина Николаевна, социальный педагог МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3 Дорогобужского района;
- Дегтярева Ольга Владимировна, учитель МБОУ «РСШ №1» города Рудни
Также описание опыта работы представили:
- Балабанова Наталья Владиславовна, зам. директора ББОУ СШ №5 города Смоленска;
- Белова Олеся Александровна, учитель начальных классов МБОУ Капыревщинская СШ Ярцевского района;
- Давыдовская Анастасия Юрьевна, учитель МБОУ СШ №33 г.Смоленска;
- Баирова Татьяна Васильевна, учитель МБОУ СШ №33 г.Смоленска;
- Корнева Татьяна Александровна, социальный педагог МБОУ СШ №15 г. Смоленска;
- Марченкова Виктория Алексеевна, учитель МБОУСШ №12 г. Смоленска;
- Чистова Светлана Александровна, учитель МБОУСШ №12 г. Смоленска;
- Сергеева Ольга Александровна, заместитель директора по воспитательной работе МБОУ Пречистенская СШ Духовщинского района;
- Ковалева Ольга Николаевна, учитель МБОУ СШ № 17 города Смоленска;
- Склянная Татьяна Николаевна, учитель МБОУ СШ № 17 города Смоленска;
- Солошенко Ксения Николаевна, зам. директора МБОУ СШ №1 города Рославля
Программа Круглого стола ...>>
Текстовые и презентационные материалы:
- Арсенина М.Н. Формирование у обучающихся семейных ценностей. Текст …>>, презентация …>>
- Балабанова Н.В. Традиции детско-родительских воспитательных мероприятий. Текст …>>
- Белова О.А. Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями. Текст …>>
- Давыдовская П.Ю., Баирова Т.В. Взгляд на воспитание современного школьника в эпоху цифровизации: семейный аспект. Презентация …>>
- Дегтярева О.В. Педагогический проект «Оптимизация взаимодействия образовательной организации и родителей: семья и школа – единство помыслов и дел» . Текст …>>, презентация …>>
- Жарикова Л.В. Проблемы психолого-педагогического сопровождения взаимодействия семьи и школы. Презентация …>>
- Киндюхина Т.Н. Использование возможностей современных мессенжеров для дистанционного взаимодействия классного руководителя и родителей обучающихся. Презентация …>>
- Корнеева Т.А. Семья и школа: пути эффективного сотрудничества. Текст …>>
- Лаврентьева Е.В. Опыт реализации программы по профилактике семейного неблагополучия «Рука помощи» . Текст …>>, презентация …>>
- Марченкова В.А., Чистова С.А. Особенности работы с родителями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению в современной школе. Текст …>>
- Мертьева А.С. Родительское собрание – эффективный инструмент взаимодействия классного руководителя с родителями обучающихся. Текст …>>, презентация …>>
- Напреева Г.М. Ключевое общешкольное дело «Спортивный фестиваль «ГТО всей семьёй!» . Презентация …>>
- Романцова Е.В. Единая стратегия действий семьи и школы – залог успеха формирования полноценной личности. Текст …>>, презентация …>>
- Сбудышева Н.В. Практики взаимодействия классного руководителя с родителями. Текст …>>, презентация …>>
- Сергеева О.А. Традиционные и нетрадиционные практики взаимодействия педагогов с родителями. Текст …>>
- Склянная Т.Н., Ковалева О.Н. В семье «особый» ребенок. Путь к успеху. Взаимодействие педагога и родителей. Текст …>>
- Солошенкова К.Н. Семейный туристический клуб как эффективная практика воспитания обучающихся и форма взаимодействия с родителями. Презентация …>>
- Чупакова О.Н. Роль родителей в организации проектной деятельности младших школьников. Текст …>>, презентация …>>
- Шахина С.В. Союз детей, родителей и педагогов…или как найти точки соприкосновения. Текст …>>
- Щербакова Д.Р. Особенности работы с семьями детей с девиантным поведением. Текст …>>
- Яремчук А. Ф. Семейный клуб «Очаг» и его роль в формировании социальной активности младших школьников. Текст …>>, презентация …>>
Участники Круглого стола отметили актуальность круглого стола и практическую значимость представленных материалов. Представленный опыт может стать методической базой по вопросам проектирования эффективной системы взаимодействия педагогов, детей и родителей в условиях образовательных организаций.
В ходе диалога подчеркнута необходимость обновления форм и методов сотрудничества семьи и школы в современных условиях.
Выделены актуальные направления развития взаимодействия школы и семьи:
- Совместная ценностно значимая деятельность, направленная на развитие детско-взрослых общностей и способствующая формированию опыта ценностно-смыслового отношения к миру, обществу и людям, гражданской и социальной ответственности к своей деятельности (социокультурные, патриотические и познавательные проекты, волонтерские акции; коллективные творческие дела и традиции школы (класса), школьные детско-взрослые издательства, телестудии, поисковые отряды и музейные центры, детско-взрослые библиотеки и др. ).
- Совместный организованный досуг детей и родителей, способствующий воспитанию культуры семейных отношений, позитивных семейных ценностей, поддержке и развитию интересов детей в различных видах деятельности (программы и проекты выходного дня; поездки, экскурсии; семейные клубы и объединения: туристические, спортивные, театральные, музыкальные, интеллектуальные и др.).
- Создание системы повышения педагогической культуры родителей (родительские клубы, педагогические родительские конференции, «Родительские университеты», «Школы осознанного родительства», просветительские проекты и др.).
- Включение родителей в систему общешкольного самоуправления ( детско-родительские органы самоуправления и общественные объединения).
- Включение родителей в систему внеурочной деятельности и дополнительного образования на правах руководителей и участников детских объединений.
- Включение родителей в систему наставничества в формате «взрослый – ребенок» (шефство над проблемными и /или одаренными детьми), «взрослый – детский коллектив» (шефство над коллективами класса, кружка, объединения, детской общественной организации и др.)
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!